Праздник в православном богослужении Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. В Православной Церкви он совершается с величием, равным Рождеству Христову. Эти праздники соединенны святками День накануне Крещения – 18 января – называется навечерием Богоявления, или сочельником. В этот день, как и в сочельник Рождества Христова, установлен строгий пост. После самого праздника восемь дней продолжается его попразднство — период, когда в богослужении присутствуют песнопения и молитвы, посвященные Богоявлению. |
Крещенская вода В честь Крещения Господня ежегодно совершается чин великого освящения воды. Чин совершается дважды: в навечерие праздника он обычно проходит в храмах, а на сам праздник — на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, потому что и Христос крестился вне храма. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. Крещенскую воду называют «агиасма», что означает «святыня». И отношение к ней должно быть соответствующее. Пьют крещенскую воду натощак, предварительно помолившись и испросив у Бога благословения. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище. |
Когда пойдете за крещенской водой — не берите с собой больших бутылок. Можно набрать пол-литровую бутылку, а когда крещенская вода будет подходить к концу, просто добавить в обыкновенную питьевую воду, и тогда вся вода освятится.
Молитва перед вкушением просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь. Святые отцы о празднике Богоявления Святитель Иоанн Златоуст Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день Просвещения есть день торжества. При крещении Своем Христос приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков(Тит.2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих. Радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий. Освящается полетом Духа Святого воздух. Освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души. И вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. |
Явление Христа народу.
Фрагмент картины Александра Андреевича Иванова
О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть. Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем. Он крестится, а с меня снимается скверна. На Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов. О Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него. Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них. Пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение. К Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь.
Со своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой. Прославляю Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя. Прославляю Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь. Святитель Димитрий Ростовский Ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя. Что же Бог производит в этом Своем явлении? Он созидает новый мир и все обновляет, как и в предпраздничном тропаре: сделать новый мир, отличный от первого. «Древнее прошло, – говорит Писание, – теперь все новое» (2 Кор. 5, 17). Мир первый по природе своей был тяжел, не мог вознестись к небу и нуждался в суше, на коей мог бы стоять, как бы водруженный. А мир новый, изведенный из вод Иорданских, так лёгок, что не нуждается в суше, не созидается на земле, не имеет «преград, но ищет вышину», устремляется быстро из воды к отверстым над Иорданом небесным дверям: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса». Священномученик Иоанн Восторгов Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия. И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас как бы изречено было Отцом Небесным: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мы через крещение – дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говорим Ему в молитве с дерзновением: «Отче наш, Иже еси на небесех». Оттого и слышим отрадное слово евангелиста: Тем, которые приняли Его, Иисуса Христа, верующим во имя Его, Он дал власть быть сынами Божиими (Ин. 1, 12). |
Ты был младенцем. Как новорожденный и не освященный, ты был во власти диавола. Ты не был причастником искупления, ты был вне Церкви Христа, ибо без крещения невозможно спасение и усыновление Богу. Не могли не пожалеть о тебе твои верующие родители, не могло не тревожиться их сердце. А что, если младенец умрет? А что, если родители умрут и некому будет позаботиться о ребенке и приобщить его к Царству Божию чрез крещение?
Поэтому Церковь Христова разрешает крестить младенцев, руководясь духом заботливости, по примеру древней Церкви, как было и велось непрерывно со времени святых апостолов. Если ждать, когда ты будешь сознательно относиться к вере, то, пожалуй, и не дождешься времени крещения. Ведь сознательность отрока, юноши, мужа и старика различны; ведь область веры, наконец, никогда не может быть усвоена сознанием и умом человека. Крещение – это духовное рождение. Но ведь от человека никто не спрашивает и не требует, чтоб он сначала был сознательным, а потом бы родился от своей матери. Ты поэтому был крещен; за тебя и за твою веру поручились родители. Но этого мало: по закону церковному, около тебя, крещаемого, стояли восприемники, за тебя и от твоего имени они исповедали веру во Христа, пред Церковью они обещали, что ты будешь возрастать и воспитываться в вере Христовой. |