Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия Св. Благоверный князь Александр Невский. Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского государства. Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно, что значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.
Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано и рождение, и крещение и венчание и погребение. Весь хозяйственный год был связан с церковным календарем – после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.п. Были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы: Аксайской Божьей Матери, избавившей Дон от холеры, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей матери, Табынской Божьей Матери и др.
Была церковная традиция проводов на службу, и благодарственный молебен по возвращению со службы. Казаки особо почитают такие праздники как Покров Пресвятой Богородицы (в память взятия Казани), день Казанской Божьей Матери-защитницы России (в память освобождения Москвы от поляков). Праздновался и день казачки, или день матери. Он приходился на введение Богородицы в храм. Были особые дни поминовения предков. Например, на Дону войсковая панихида, которая служилась в субботу, предшествующую дню Покрова Пресвятой Богородицы и сопровождалась выступлению певчих хоров, воинскими состязаниями, трапезой. А престольный праздник церкви станичной был праздником всей станицы. На майдане накрывали столы, праздновали и в домах. Это тоже сопровождалось песнями, плясками, джигитовками, и гуляли по три дня.
Так же Великую силу православия не раз на себе познавали и враги, идущие на Русь с войной. Вспомним когда великий, Благоверный московский князь Дмитрий Иванович собирал рати, готовясь выступить против Мамая, поддержали его далеко не все русские земли. Не прислали свои полки Великий Новгород, Тверь, дворянскую позицию заняла Рязань. А вот казаки пришли. Не задолго до битвы, как сообщает “Гребенская летопись” к князю присоединились казаки городов Сиротина и Гребни. Они принесли князю Донскую икону Пресвятой Богородицы. Она была утверждена на древне как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась у русских воинов. В день славной Куликовской битвы, икону носили среди православных воинов для одобрения и помощи. Исход сражения известен всем. После победы, уцелевшие казаки подарили икону св. Дмитрию Донскому. Летопись рассказывает, что князь побывал и в казачьих городках, где ему была подарена ещё одна чудотворная икона Божьей Матери Гребневская (или Гребенская). Эти сведения сохранились и в описании икон.
Пресвятая Богородица помогла и сыну князя Дмитрия спасти Москву. Когда полчища Тамерлана преследуя Тактамыша отступающего в Литву, уничтожая всё на своём пути дошли до Днепра. “Прочесали” степь и двинулись на Москву. Сын Дмитрия Донского Василий, собирал войска. Но, осознавая мощь врага, люди ждали катастрофы и молились. В Москву была принесена Владимирская икона Пресвятой Богородицы и произошло чудо -Тамерлану во сне привиделась Великая Гора на, которой стояла сама Божья матерь, в окружении Небесного Воинства. И завоеватель вдруг повернул назад, в бескрайние степи.