В слове «Дон» сокрыто множество смыслов и стереотипов. Это река на юге России. Это земля размером с иную страну. Это богатая многовековая история. Это, наконец, бравые казаки, живущие здесь с незапамятных времен
До революции в составе Российской империи выделялась обширная область Войска Донского, управлявшаяся наказными атаманами. Казаки пользовались немалыми льготами, которые сполна отрабатывали на полях сражений, при охране государственного порядка. Именно верность присяге и долгу не позволила большинству казаков принять революцию. Как итог — расказачивание, уничтожение большей части своеобразного народа.
Казалось, казачий дух испарился, оставшись лишь на страницах романов. Но к началу 1990-х забурлило и на Дону. Заявили о себе немало тех, кто помнил о своих казачьих корнях. Попадались среди них и экстремисты. С годами «пена» ушла, и казачья инициатива вошла в русло государственной службы.
Сегодня казачье движение на Дону представлено главным образом Войсковым казачьим обществом «Всевеликое Войско Донское». Организация объединяет казаков, состоящих на государственной службе в соответствии с федеральным законом от 5 декабря 2005 года. Казачьи лидеры все чаще избираются в состав муниципальных структур, возглавляют сельские районы, где преобладает казачье население.
Эта тенденция наблюдается и на уровне региона. Ныне действующий заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров в июне этого года был избран атаманом войска. Он родовой донской казак, соединивший в себе несколько старинных казачьих родов, хорошо знающий обычаи и культуру края. Человек образованный, современный, в свое время хорошо проявивший себя как директор одного из предприятий АПК. Занимался наукой, преподавал в столичном вузе.
С момента избрания В.Г. Гончарова прошло четыре месяца. И сегодня ему впору рассказать о своих первых шагах на новом поприще, поделиться планами.
«Культура»: Виктор Георгиевич, что лично для вас означает казачество?
Гончаров: Я родовой казак. Мама — из старинного казачьего рода Номикосовых. В Гражданскую войну их крепкую семью, жившую в Константиновске, разбросало по всей стране, немало ушло за границу. Многое о казаках я узнал от бабушки по папиной линии — живого свидетеля того, как воевали казаки друг с другом, как их потом НКВД преследовал. Она из рода Быкадоровых — небогатого, но большевики и их прижимали.
С детства я увлекался историей, да и сейчас люблю читать историческую литературу. По-иному себя не идентифицирую — только казак. В ходе Всероссийской переписи населения так и назвал себя, мои сыновья — тоже.
«Культура»: Что такое казачество — народ, этнос, сословие? В чем его главные цели, предназначение?
Гончаров: Больше склоняюсь к тому, что это не народ. Это смесь почти всех народов Европы и Азии. В казачество отбирали тех, кто мог показать себя воином, это особый склад людей. Уверен: государство многое потеряло, когда после Гражданской пошло на тупую месть, на полное расказачивание. Ведь задача казаков — служить государству. По-другому им никак нельзя. Но и казаки зря начали играть в политику, в белых и красных. Приходит новая власть — нужно служить ей, сохранять целостность страны. В чем-то другом казачество себя никогда не найдет. Конечно, есть среди казаков ученые, артисты, писатели. Но главное все-таки другое. Наша задача, и мы такую работу уже ведем — начиная с детсадов, выявлять будущих воинов. Такие методики есть, в школах ребята должны изучать боевые искусства. И уже там нужно смотреть, кто лучше подходит для службы в армии, кто — для госслужбы, таможни и т.д.
«Культура»: Иначе говоря, все сводится к силовой компоненте?
Гончаров: Я бы так не сказал. Скорее, это служение по наведению порядка во всем. На Дону реализуется областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ, рассчитанная на 2007-2014 годы. Только в 2012 году на ее реализацию из областного бюджета выделили более полумиллиарда рублей. Казаки привлекаются к несению государственной и иной службы в соответствии с региональным законом «О казачьих дружинах в Ростовской области». Получают за это неплохую зарплату. Казачьих дружинников на Дону уже около 1200. Они участвуют в охране общественного порядка, рыбных запасов, лесов, защите госграницы, в борьбе с распространением наркотиков и так далее. Простому человеку зачастую трудно, а порой и опасно подойти к хаму и сделать ему замечание. А крепким мужчинам в форме это проще. Согласно закону, они патрулируют свои территории совместно с полицией.
«Культура»: Вы как-то заявляли о том, что было бы неправильно возрождать казачество в былых формах.
Гончаров: На самом деле, никто этих форм толком не знает. Это могут сделать историки, да и то если сильно постараются. Если говорить о казачьей демократии трехсотлетней давности, то кто может доподлинно сказать, какой она была? Что именно тут возрождать? Нашу историю столько раз переписывали. Так что будем возрождать казачество с учетом современности. Оно должно органично встроиться в общество. Сейчас казаков не хватает во всех регионах. Недавно президент Ингушетии заявил — дайте мне казаков, переселите назад. Оно и понятно: казаки, впитавшие в себя культуру и обычаи как славянских, так и кавказских народов, всегда были на Кавказе неким буфером.
«Культура»: Какие первоочередные цели поставил перед собой атаман ВВД?
Гончаров: Главное — чтобы в наше Общество пришли казаки, которые в него не вступили. В свое время они не нашли себя, потеряли ориентиры, кого-то власть обидела. Будем работать со всеми, чтобы вернуть их в лоно настоящего казачества, правопреемником которого является ВВД. Но для этого они должны видеть, что им может дать Войско — зарплаты, возможность вести бизнес, защищенность.
«Культура»: Почему такое большое внимание на Дону уделяется казачьей компоненте в образовании, созданию кадетских казачьих корпусов?
Гончаров: Потому что нам нужны кадры, и без их образования не обойтись. Актуальным становится вопрос обучения казачьей молодежи в исконно русских, казачьих, православных, патриотических традициях и ценностях, дальнейшее увеличение казачьих учебных заведений, введение в общеобразовательных школах на территориях традиционного проживания казаков казачьих классов, факультативных курсов, военных кафедр в вузах.
Сегодня на территории ВВД, и в частности Ростовской области, создана и действует целостная система казачьего образования. Это более 200 учреждений с охватом около 29 тысяч обучающихся. Среди них четыре казачьих кадетских корпуса — в Новочеркасске, Шахтах, Белой Калитве, Аксае. Там обучается 970 кадет, среди которых большинство — сироты и опекаемые, дети из неполных и малообеспеченных семей. Более 90 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в престижных вузах страны, из них ежегодно свыше 35 процентов поступают в военные вузы. Престижность обучения в кадетских корпусах подтверждает высокий конкурс при поступлении — до 10 человек на место.
Правительством Ростовской области утвержден план-график по расширению сети казачьих кадетских корпусов в регионе на период до 2020 года. Новые корпуса появятся в поселке Орловский, в Таганроге, других городах и районах области. А есть еще шесть казачьих кадетских учреждений начального профобразования, где обучается более 1660 кадет. Уверен, что большинство из них станет патриотами, настоящими гражданами России.
«Культура»: Насколько оправдано объединение должностей, вхождение казачьих лидеров во власть?
Гончаров: В свое время это было требование самого Войска. Такое практикуется во многих регионах. На Кубани атаман — заместитель губернатора, в Астрахани атаман — глава областного правительства. Такая тенденция прослеживается по всем казачьим Войскам России. Думаю, на данном этапе развития казачества это необходимо. Как чиновник, я могу повлиять на ситуацию, чтобы это было полезно для Войска, не позволю заблокировать какое-то нужное решение.
«Культура»: Если откровенно — тяжелее стало работать после избрания атаманом?
Гончаров: Нагрузка выросла. Поэтому возникла потребность реинжиниринга в системе управления структур, которыми я ведаю. Определенные перемены произойдут в структурах и Войска, и областного правительства. Я согласовал с губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым срок — сделать это максимум до середины ноября. Если получится, как задумано, то в течение года сила и влияние ВВД резко возрастут, Василий Юрьевич нас в этом поддерживает.
«Культура»: Не останется ли в тени силовых единоборств собственно культура?
Гончаров: Нет, мы будем ею заниматься тщательно. Возьмемся за изучение культурных традиций прошлого. Уже скоро состоится наша встреча с казаками-некрасовцами, возвратившимися в Россию после того, как их предки еще триста лет назад, после восстания Кондратия Булавина, ушли за рубеж. Интересно понять, как они жили, как сохранили казачьи обычаи. Наверное, мы будем стилизовать одежду казаков, чтобы ею можно было гордиться. Нужно возрождать православные обряды и традиции. Это стержень, который нельзя терять. Надо возвращать историческую память, надо ставить памятники — ведь столько было героев-казаков, внесших вклад в становление великой России. Нужно возрождать традиции питания, культуру потребления алкоголя. Да-да, ведь казаки вино не пили — они его кушали. Вино шло как сопровождение к пище, а не как средство для того, чтобы побуянить.
Казачьи традиции не только возрождаются — на глазах рождаются новые. 1 сентября, в день Донской иконы Божией матери на площади Ермака возле Войскового Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске был установлен российский рекорд хорового пения. Сводный казачий хор — 3681 человек — исполнил казачий гимн «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» и русскую народную песню «По Дону гуляет казак молодой». Участников уникального события и всех жителей области поздравил с праздником губернатор Василий Голубев. Главный храм казаков — это святыня не только Дона, но и всей России. Здесь находится усыпальница легендарных донских атаманов — Платова, Ефремова и других. «Второе солнце Дона» — так называют собор в народе. Он третий по величине в России — вмещает до 5 тысяч верующих, очень красивый. И по праву стал финалистом конкурса «Россия 10».
Огромный пласт работы для нас — это культурные ценности, вывезенные с Дона за рубеж после Гражданской войны. Мы только приступаем к этой теме. Возможность вернуть их есть, поступают предложения многое из этих ценностей забрать. Губернатор нашей области уже дал поручение выходить на контакты, начать эту работу. Надо вернуть реликвии на Родину, построить для них музей. Ведь у донских казаков многовековая история. Работы хватит на десятилетия. Уверен, что справимся. Как говорят на Дону, слава Богу, что мы казаки.
На пути к возрождению
Дорога по мосту переваливает через Аксай — Донскую протоку и спускается по насыпи вниз. Позади бескрайние южные поля и степи, впереди — столь же бескрайний луг. Неширокая полоса пойменного леса вдоль Дона не ограничивает, а только усиливает бескрайность окружающего пейзажа. По сравнению с центральной Россией здесь все другое — и земля, и небо, и воздух. Впереди показалась станица Старочеркасская. Нынешняя дорога ведет в станицу с «тыла», фасадом она развернута на Дон, и с его левого берега открывается вид на белоснежные храмы, монастырь и музейный комплекс Атаманского подворья. Все это напоминает виды Золотого кольца.
Центральная часть станицы закрыта для движения автотранспорта, и к старому войсковому Воскресенскому собору придется идти пешком. Собор — центр станицы, стоит на небольшой площади — майдане. Майдан не велик по размеру, не помпезен, по-деревенски уютен.
Станица Старочеркасская, бывший город Черкасск, старая казачья столица Войска Донского, что дала она России? Булавина и Разина? Ермака и Платова? Почему ее посещали цари, императоры и их наследники? Великих имен в истории Российского государства, так или иначе связанных со станицей, можно набрать не одну площадь, не говоря уже о безымянных героях.
Но с какими бы громкими именами ни была связана станица, ее историческая ценность в другом.
Она — материализованный символ Воли, оформленный в реально функционирующий общественный механизм задолго до появления французских Свободы, Равенства и Братства. Воли, притягательная сила которой собирала и делала силой русских людей с активной, как принято сейчас говорить, жизненной позицией, пассионариев, несших идеи и уклад русского мира за устоявшиеся границы. Не спрашивая Красную площадь, майдан решал, идти ли походом на Османскую империю, воевать ли Персию, присоединять ли Сибирь.
В Новочеркасске, за «новым» войсковым Вознесенским собором, огромным и величественным, размерами уступающим в Российской империи только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору, есть памятник «Примирения и Согласия», символизирующий единение всех казаков мира вне зависимости от их политических пристрастий. Вокруг памятника поставлены мемориальные плиты с названиями всех казачьих войск России и Ближнего Зарубежья. Названия казачьих войск — Всевеликое Донское, Терское, Уральское, Амурское, Уссурийское, Кубанское, Сибирское и другие — это и есть страна в ее современном виде. Красная площадь сбросила монгольское иго и объединила Русь, казачья станица послужила основой российской экспансии, которая привела к созданию Великой России. При всем буйстве казачьих характеров, переборе ярких личностей и создании из Воли непоколебимого догмата, казачество через казачий круг, традиции и устои смогло эволюционировать от анархической толпы до народа, сумевшего воплотить симбиоз «Воли» со служением «Вере, Царю и Отечеству».
Но не всякой власти любы казаки. После 1917 года было принято решение уничтожить казачество как класс. Смогли ли выжить корни казачьего народа, какие побеги от них пойдут? В настоящий момент трудно дать ответ на этот вопрос, здесь главный судья — история.
Служить Родине и народу
Хотя с момента начала деятельности по восстановлению быта, традиций и культуры донского казачества прошло уже более двадцати лет, перед казаками и правительством Ростовской области еще лежит огромное непаханое поле проблем, требующих решения.
«Служи верно своему народу, а не вождям», гласит одна из заповедей казачества. Это вовсе не значит, что казаки не признают главенства над собой. Слова эти говорят о том, что превыше всего казак ставит свое служение народу и Родине ради их благоденствия, а не собственной корысти и славы. Определяющими принципами существования казачества от века являлись принципы войсковые. Казачьи хутора и станицы исстари обходились без стражей порядка: с малых лет воспитываемые в строгих законах военного уклада, казаки легко управлялись своими силами. Потому неудивительно, что и первая служба, в которой нашли себя потомственные казаки, заключалась в охране общественного порядка и государственной границы. В 2012 году уже свыше тысячи казаков несли службу в составе дружин в 54 муниципальных районах и городских округах. В результате их действий совместно с сотрудниками полиции удалось пресечь более 60 тысяч правонарушений и выявить более 3000 преступлений.
«Терпи, казак, атаманом будешь!»
Может, и без высоких чинов, но терпение и правда приносит свои плоды. Спустя почти сотню лет, к казакам может снова вернуться часть былого самоуправления: в городе Шахты планируется в начале 2014 года создать подразделение казачьей милиции. Основной их задачей станет контроль за поддержанием чистоты и благоустройства города. Лозунг казачьей милиции вполне соответствует духу казачества: «Стараниями каждого вершится общее». Мэр города Шахты Денис Станиславов считает, если опыт будет успешным, подобные структуры создадут по всей области. А успех несомненно будет. Ведь у казака-дружинника и рвение к службе особое, и доверия к нему у простых людей больше, чем к рядовому стражу закона.
Не стоит на месте работа и в этом году: уже к началу лета 2013 года казаки приняли участие в раскрытии 275 преступлений и пресечении более 1300 правонарушений. Не оставляет уроженцев Донских степей и слава былых походов: казаки принимали участие в проведении почти 1300 рейдов, результатами которых только за май этого года стали десятки единиц изъятого за незаконное хранение оружия и килограммы наркотических веществ. Пригодилось в работе служителей закона и казачье воинское наследие — верховая езда. Именно казаки стали ядром конной полиции донского региона, обучая полицейских-кавалеристов и формируя собственные конные подразделения.
Граница страны также вернулась под бдительный казачий надзор. Не привыкать донскому казачеству границу на замке держать, а уж в полях-то казак каждую травинку знает. Только за первую половину 2013 года казачьими разъездами было задержано 35 нарушителей пограничного режима. На сегодняшний день создано также 12 казачьих пожарных команд, обеспечивающих безопасность районов, не покрываемых муниципальными пожарными частями. Начала работу войсковая природоохранная служба, оберегающая природное наследие Донского края. Например, в Сальском казачьем округе дружинниками совместно с органами рыбоохраны было проведено 156 рейдов, в результате которых было возбуждено 35 уголовных дел по статье 258 о браконьерстве, и было изъято несколько сотен сетей, 32 единицы маломерного флота, сотни килограмм рыбы и раков. Подобные мероприятия проводились и в других округах.
Службу на страже закона казаки несут с отвагою, не уступающей воинскому делу. При задержании лиц, преступивших закон, дружинники нередко рискуют жизнью. За последние годы при исполнении служебных обязанностей погибли трое дружинников, еще трое получили тяжелые ранения. Всевеликое Войско Донское, однако же, не единой воинской доблестью сильно. Сохранили казаки и широту необъятной русской души. Южная Осетия до сих пор помнит гостеприимство донских казаков, укрывших детей с их матерями в лагере на побережье Азовского моря, когда грянул гром артиллерийской канонады в августе 2008-го.
Работа казачьих дружин за последние годы наглядно показала, что вложения в казачью службу окупаются сторицей. Ведь без деятельности казачьего войска уже немыслимы стали покой и благополучие Донского края.
«Здорово ночевали, господа кадеты!»
Много на поле всякой разной травы растет, да все вместе как-то уживаются. А все оттого, что на одной земле родятся, одним ветром колышутся. Так и казаки, взращенные вольным ветром этих полей, привыкли за землю свою держаться. Пример дружности и единства казачьего общества жизненно необходим России в эти новые смутные времена. В казачьих станицах и по сию пору воспитывают настоящих патриотов, хранящих память и уважение к традициям народа и истории родного края. «Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке», — пишет Шолохов в книге «Судьба человека». Прошел, мол, двадцать километров, и уже пашню от травокоса, да лес от бурьяна и не отличить. Только где ж это видано, чтобы на Дону, да родные корни забывали?
На сегодняшний день в Ростовской области уже сформирована система казачьего образования, воспитывающая в молодых казаках чувство долга и гражданской ответственности. Кроме нескольких десятков специализированных казачьих детских садов, общеобразовательных школ и профессиональных училищ, на территории Ростовской области функционирует шесть кадетских корпусов: Ростовский, Морозовский, Новочеркасский, Шахтинский, Белокалитвинский и Аксайский. На счету этих корпусов более 36 тысяч детей из неполных семей, которых казачьи дружины вызволили из культуры подворотен и подвалов, избавив от незавидной судьбы алкоголизма и наркотической зависимости, а казачьи корпуса предоставили новый кров. Кадетские корпуса подарили ребятам новую семью и достойную цель в жизни.
Казачата-кадеты обучаются не только общим дисциплинам: особое внимание уделяется истории малой Родины и казачества, а также военно-патриотической и физической подготовке. Старые и опытные казаки передают ребятам традиционные навыки обращения с исконно казачьим оружием: шашками и кинжалами, учат верховой езде и строевой подготовке. Обучение проходит в строгих обычаях традиционного казачества, и кадеты со временем впитывают старый, полузабытый дух вольного Донского казачества, находящий новое рождение в юных, горящих сердцах.
«Здорово ночевали, господа кадеты!» — именно так приветствуют воспитанников казачьих кадетских корпусов каждое утро. Традиционный ответ — «Слава Богу!» Помнить, что они — потомственные донские казаки, кадет учат с детства. За хорошую память даже медали специальные предусмотрены. Набирают в кадетские корпуса и девочек. Разницы в программе обучения практически нет — военно-прикладные навыки равно обязательны и для казаков, и для казачек.
Множество ребят сами отчаянно хотят попасть в такие кадетские корпуса. Коренным уроженцам Донских степей по сердцу дух казачества. Даже эмблема Белокалитвинского корпуса, признанного в 2012 году лучшим среди казачьих кадетских корпусов России, говорит сама за себя: олень, пронзенный стрелой. «Казак всегда предпочтет гибель жизни в неволе», уверены Белокалитвинские казачата. Шевроны с полюбившимся символом носят с гордостью. Выпускники казачьих кадетских корпусов с погонами расставаться не хотят: уходят в кадровые военные, МЧС и МВД. Такой преданности казачьим идеалам веры, чести и долга перед Отчизной казачата тоже обязаны кадетским корпусам. Не зря в этих стенах даже прегрешения кадет разбираются их собственными товарищами на так называемом «суде чести». Уступок «по дружбе» нет: за недостойное поведение кадета кара всегда справедлива. Вплоть до отчисления: казачью заповедь «По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем» здесь помнят твердо.
Кроме общеобразовательных и военных дисциплин кадет обучают таким традиционным навыкам, как народные танцы и лозоплетение. Во многих семьях мечтают определить детей в эти учебные заведения. Но мест мало — конкурс достигает 10 претендентов, а в стенах кадетских корпусов могут обучаться немногим более тысячи человек. В целях решения этой задачи губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердил график расширения сети казачьего образования до 2020 года. Согласно ему, будут открыты кадетские корпуса в Орловском поселке (первый восточный корпус) и Таганроге, причем Таганрогский станет уникальным в своем роде морским казачьим кадетским корпусом.
Директор Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса, войсковой старшина Владимир Диденко убежден, что именно за кадетскими корпусами — возрождение подлинного казачества. «Именно через детей мы воспитываем свое будущее», — замечает он. Через детей, которых еще в детстве учат говорить: «Слава Богу, что мы казаки!»
Всего на развитие кадетского образования ежегодно выделяется около 350 млн рублей. Особое внимание Правительство Ростовской области уделило и довоенной подготовке казаков. Губернатор с готовностью поддержал идею казаков о создании центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. «Эта тема интересная. Вопрос с подготовкой к военной службе актуален сегодня и будет актуален всегда, давайте доводить его решение до конца», — подчеркнул Василий Голубев на встрече с атаманами казачьих округов Ростовской области в конце 2012 года.
Мало правильно засеять и взрастить, урожай и пожать с умом надо. Перед Правительством Ростовской области встает новая задача: обеспечить выпускников казачьей образовательной системы местами в высших учебных заведениях региона. В будущем для решения этой задачи планируется создать специальные казачьи образовательные учреждения, а на данный момент Всевеликое Войско Донское заключило договор с 14 вузами юга России, по которому будут выделяться места целевого приема казаков по рекомендациям местных казачьих обществ.
Многое сделано, и еще больше предстоит сделать, чтобы обеспечить возрождающееся казачество должным уровнем образования и предоставить все условия профессиональной реализации на малой родине, не вынуждая потомственных казаков покидать родные хутора и станицы.
«Казак без веры — не казак»
В старину на Дону говорили: учение образует ум казака, а православное воспитание — нрав. Как не видят себя казаки вне России, так не знают они жизни и вне лона Русской церкви. Недаром говорят, что лишь два столпа Российской империи пережили революцию — религия и казачество. Благодаря сотрудничеству с Донской митрополией в различных казачьих образовательных учреждениях был введен курс «Основы православной культуры». Семьдесят лет казачество было отлучено советской властью от родной церкви, и сейчас вернуться к святой, безоглядной вере прадедов — дело нелегкое. Но казаки уверены: если не дети — так внуки нынешних казаков уж наверняка будут истинно верующими.
В последние годы среди казачества повелось массово участвовать в православных празднованиях: Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы казаков Всевеликого Войска Донского, дня Донской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери и многих других. В день Покрова Пресвятой Богородицы 2009 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в выездном заседании Совета по делам казачества при президенте РФ. В своем выступлении патриарх Кирилл отметил, что российские казаки не раз кровью доказывали свою преданность Церкви и Отечеству, и теперь Церковь казаков не оставит.
«Отцы и дети»
Казачество — это не только единое, дружное товарищество, но и крепкие, священные семейные узы. Семья для казака неразрывно связана с понятием Отчизны и дома. Традиции казачества учат чтить старших и заботиться о младших, и этот принцип не имеет ничего общего с формальной вежливостью. Старость для казаков — это история, а история своего рода, как и своей земли — жизнь казака. Документированная память о предках в казачьих обществах восходит к концу XIX века и бережно хранится с тех времен и по наши дни. Народная память — еще крепче. Молодость же — будущее казачества, и почитается ничуть не меньше.
Да и сами традиции и уклад казаков говорят об этом красноречивее многих слов. С давних пор бытует среди казаков такой обычай: коли сын в семье один, на левое ухо ему вешали серьгу. Офицеры, приметив такую метку в ратном строю, молодых казаков старались беречь. Продолжатель рода, как-никак. А многодетные семьи в казачьих обществах были самыми богатыми: каждому мужчине в семье, от мала до велика, полагалось по десятине земли. К сыновьям отцовское отношение сурово, но трепетно. «На Серебряном Хуторе стоял дед, — рассказывает пожилой казак. — Стоит и за Дон глядит. Его спрашивают, мол, чего ты на том Серебряном Кургане углядеть пытаешься? А дед отвечает: сыновья мои ушли в девятнадцатом году, может, вернутся… А год-то уж семьдесят второй». Нередко можно услышать от старожилов казачьих станиц такие рассказы.
Сейчас таких семей уже почти не осталось. Казачьей вины в том нет — просто не возродилось еще казачество настолько, чтобы дети с первых лет, с молоком матери впитывали казачье отношение к земле, где они рождены. Проникнуться же идеей того, что казак — сын Отечества, которое он призван защищать от рождения и до тризны, в нашу пору еще труднее. Передача знаний в каждой семье ведется бережно, от отца — сыну. Казаки и сейчас крайне неохотно раскрывают некоторые семейные секреты. На просьбу показать, как обращаться с казачьей шашкой, так прямо и говорят: «Я и сыну-то стараюсь без свидетелей эту науку передавать, а чужим показывать и подавно не стану, простите уж великодушно». Задача родителей важна: подготовить детей к служению в казачьем войске и к самостоятельной жизни. До своего пятнадцатилетия молодой казак должен научиться самостоятельно обустраивать собственный быт и обладать основными навыками военной подготовки — в пятнадцатые именины ему перед атаманом смотр держать.
Сейчас часть забот о патриотическом воспитании и возрождении духа казачества в юном поколении взяли на себя специальные казачьи детские сады. В детском саду «Золотая рыбка» в городе Семикаракорске Ростовской области разработана программа «Наш город — казачьего края частица». Она направлена именно на то, чтобы воспитать в казачатах любовь к Родине, родному краю и его истории. В программу включено большое количество различных традиционных казачьих песен, игр и литературы.
В казачьем детском саду стараются всячески соблюсти обстановку, привычную ушедшим поколениям казачества: на полках — традиционная казачья утварь, в помещении обязательно — красный угол с лампадой. Дети хорошо разбираются в названиях и предназначении предметов быта, многое делают своими руками. То, что маленькие казачата могут недополучать в семьях в первые годы жизни, тоже стараются компенсировать. Детский сад «Золотая рыбка», как и другие аналогичные детские сады, постоянно организует посещения различных краеведческих и казачьих музеев и станиц, где сохраняется традиционный уклад казачьего быта.
Детские сады не пытаются навязать своим маленьким подопечным единственно правильное восприятие действительности: в стены той же «Золотой рыбки» принимают детей любого вероисповедания и культуры. Главной и единственной задачей воспитателей казачьих детских садов является подробное ознакомление ребят с культурой и традициями Донского казачества. А гордость в детских сердцах возникает сама собой. Потому что есть, чем гордиться.
«Что быльем поросло»
«Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль». Выводя эти строки, Михаил Александрович Шолохов едва ли задумывался о том, сколь двусмысленно будут звучать его слова полвека спустя. Ветер времени зализал и боль, и саму память о былых временах. Потускнела казачья слава, и едва не исчезла память о казачестве вовсе. Но не исчезла. И здесь стойкость казачья оказалась кстати.
Словно бы вопреки донскому писателю, принялись казаки в последние годы пыль с могил да склепов сдувать. При участии донского казачества восстановили и освятили на греческом острове Лемнос одно из казачьих кладбищ, благоустроили захоронения, мраморные плиты установили. В Азове и на Монастырском урочище Аксайского района стали проводить Войсковые панихиды в День казачьей славы. По части казачьей памяти донские погосты могут поведать многое. Именно здесь покоятся родители Степана Разина, в этих местах погребена мать Емельяна Пугачева, и здесь же нашел последнее пристанище и бунтовщик Кондратий Булавин.
Впрочем, не громкими именами выражается истинная историческая ценность казачества. Ведь именно от майдана в старом Черкасске (нынешний Старочеркасск), на котором собирался казачий круг, зависело столь много значимых решений. Казачий майдан ведал вопросами войны и мира по праву: казачье войско считалось могучей силой, составлявшей существенную долю всей русской армии в целом.
Одной заботой о павших казаки не ограничиваются. Всего год назад воскресили память и о былой боевой славе: 12 августа 2012 года стартовал конный поход Донских казаков до Парижа, посвященный двухсотлетию со времен Отечественной войны 1812 года. Многие из участников — потомки воинов, сражавшихся под началом атамана Платова. Последние шаги донские казаки на родных степных скакунах проделывали под проливным дождем. Впрочем, как и два века назад, на продвижение русской кавалерии погода не повлияла.
«Глаз радуется. Какая форма, какая выправка!» — не могут надивиться местные жители. А опытные французские конники не отрывают взглядов от гордо вздымающих головы коней, и никак не могут поверить, что эти скакуны только что оставили за спиной почти 3000 километров за два месяца. Согласитесь, есть повод гордиться.
К слову, за последние десятилетия государственного деятеля и великого военачальника Матвея Ивановича Платова, предводителя знаменитого казачьего похода, увековечили на Донской земле в трех новых казачьих памятниках и трех бюстах. Начало нового века вообще оказалось щедро на мемориалы. Казачество, точно, вознамерилось бронзовыми да каменными гвоздями памятников приколотить едва не ускользнувшее прошлое накрепко к Ростовским степям. Чтоб уж наверняка все невзгоды пережила память о донском казачестве.
В 2005 году на Соборной площади столицы Донского и мирового казачества города Новочеркасска был установлен памятник «Примирения и Согласия». Его открытие было приурочено к празднованию двухсотлетия со дня основания города. Мемориал символизирует единство казаков, не зависящее от национальности и гражданства. «Слава Богу, что мы казаки», гласит надпись на мраморном постаменте. Не донские, не кубанские, не запорожские — просто казаки. Казак, как говорится, везде казак. Сегодня это — лишь один из многих мемориалов такого рода. Но именно этот — первым ознаменовал шаг к общенациональному примирению и единению казаков. Еще один памятник погибшим в Гражданской войне установили на Троицкой площади Новочеркасска в 2007 году. Поклонный крест, возвышающийся на месте разрушенного большевиками православного храма, хранит память о невинно убиенных казаках и священнослужителях в смутные революционные годы.
Отметились казачьи потомки и за рубежом: не стесненные узами советской власти, казаки открыто и безбоязненно выражали свою признательность выдающимся выходцам казачьего рода. Так, ограниченные в средствах казаки-эмигранты в США возвели памятник «Казаки — Казакам», увековечивающий как вождей, так и рядовых казаков, боровшихся за казачью волю и имя. Вынашивают амбициозные планы и французские казаки. Место для памятника уже найдено, но средств на памятник, достойный казачества, пока не хватает. От имени представителей трех казачьих Войск обратились французские эмигранты к казачествам всех стран, и призыв уже дал первые всходы: отозвались не только казаки. Нет нужды говорить о важности и значимости этого проекта для казачества. В его выполнении должны объединиться все казаки, независимо от политических взглядов и принадлежности к группировкам. Этот памятник, как и другие, должен принадлежать всем казакам и стать символом их единения.
Хранит казачья память и имена поэтов и писателей. С 2007 года ежегодно стал проходить литературно-музыкальный фестиваль имени Николая Туроверова «Я вернулся на Дон…», возвращающий Донским казакам знаменитые произведения, сбереженные в казачьем зарубежье.
А и что, что зарубежье? Казачество, даром что на разных полях, да одним ветром и Солнцем взращено, и понимают друг друга казаки куда как лучше иных людей. Не мудрено, что в этом году казачество внесло предложение создать на базе Всевеликого Войска Донского центр культурных связей с казачьим зарубежьем, организовать культурный обмен и воссоединение казаков с исторической Родиной.
«Где пропадает казачья земля»
Задача по сохранению целостности донского казачества, однако же, охватывает много больше вопросов, нежели только образование и профессиональный рост молодых поколений казаков. Для обретения желаемой самостоятельности и самобытности казачьим обществам требуется возможность ведения эффективной экономической деятельности на своей территории. И, в отличие от организации необходимого уровня муниципального образования, в деле обеспечения действенных экономических механизмов Россия чувствует себя еще не столь уверенно. Донское Правительство постоянно сталкивается с проблемами, вызванными несовершенством экономической и законодательной базы. Ключевые сложности, с которыми столкнулось возрождающееся казачество — недостаток земли и невозможность окупить усилия, необходимые на ее использование. Кроме того, многие места традиционного проживания казачьих обществ испытывают заметный недостаток рабочих мест. Страдают казаки и от невозможности получить необходимые для начала работ кредиты — поручаться за казачество перед банками никто не спешит. Губернатор Василий Голубев, однако же, убежден, что преодоление этих препятствий — всего лишь дело времени.
В настоящий момент в Ростовской области функционирует рабочая группа, состоящая из ученых Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, работников Правительства Ростовской области и представителей казачьих обществ. В их задачи входит разработка системы материальных и моральных стимулов экономического развития казачьих обществ и предпринимательства и развитие международных экономических связей Войска. Уже шесть лет на Дону успешно реализуется программа поддержки казачьих обществ, рассчитанная до 2014 года. 41 муниципалитет области — 75% от их общего числа — проводят собственные муниципальные программы.
Земля для казака — Мать и Отчизна. Подобно прихотливому степному ковылю, держатся казаки за родные поля. Традиции, уклад, самый дух казака — все питает земля, на которой они обитают испокон века. Обрести вновь родные края — первостепенное условие для полноценного воссоздания самобытной казачьей культуры, и для поддержания патриотического духа: ведь лиши казака земли — не за что ему сражаться станет, нечего за спиной оставлять, и возвращаться — некуда.
На заседании 27 декабря 2012 года комиссия ЮФО в составе Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества, находящаяся в Ростовской области, указала на намерение продлить программу поддержки казачьих обществ и рекомендовала главам муниципальных районов предусматривать в своих бюджетах финансовые средства на мероприятия по реализации Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года.
Решается вопрос о создании структуры в виде бюджетного государственного учреждения «Казаки Дона», учредителем которого станет Ростовская область. Создание такой организационно-правовой формы позволит упростить взаимодействие правительственных органов и донского казачества, при этом обеспечив прозрачную и эффективную реализацию средств областного бюджета, выделяемого на цели развития казачьих обществ. Безусловно, это только первые шаги в данном направлении. Основные необходимые меры будут разрабатываться на основе результатов исследовательской работы ученых при содействии казаков и членов правительства.
На пути казаков еще много препятствий, но нельзя не признать: донское казачество возродилось, и теперь осталось лишь вписать его в действующую социальную и законодательную структуру государства. К сегодняшнему дню донское казачество проделало довольно большой, трудный и очень важный путь своего возрождения. Одним из них наиболее важным стало то, что все больше казаков и их потомков узнают о своем казачьем происхождении, гордятся им и в меру своих сил и возможностей включаются в работу на благо казачества. Крайне символично, что именно представители казачьего кадетского корпуса в этом году приняли участие в параде на Красной площади в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Этой чести удостоился Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус.
Сегодня казачество снова заняло свое законное место на передовой, столько веков отстояв его кровью и потом. Потому что нет для казака иной цели, как служение Отечеству и Вере. Так, выступая на Большом Круге, атаман Гончаров сказал: «Слава Богу, что мы казаки — и я вместе с вами, братьями. Горжусь вами и призываю идти в новое будущее в крепкой связке, плечом к плечу, с честными помыслами и горячими сердцами!»
Полюшко-поле
«Полюшко-поле, полюшко, широко поле…» По сей день не утихают споры о первоисточнике этой знаменитой песни. Под нее вились на ветру красные знамена, под нее — переиначенную на свой лад — шли в бой белогвардейцы в далеком восемнадцатом году. А в 1920-м «Полюшко» гремело из уст донских казаков.
«Полюшко-поле, вольной Родины раздолье…» Сколько бы ни твердили историки о ее советском или антисоветском прошлом, а народ нет-нет, да переиначит ее на казачий лад. Чует, видно, русское сердце, что не одними полями жива Россия-матушка, — есть у нее леса необъятные, горы высокие, недра глубокие и изобильные, а вот казакам привольные степи Донского края — истинная Отчизна.
Нельзя переоценить роль русского казачества в становлении великого государства Российского. Превыше всего ценятся среди казаков узы семейные и товарищеские, да любовь к родной земле и вере. Казачья вольница, непредсказуемая и неукротимая, точно стихия, надежнее каменных крепостей прикрывала русские земли с юга. А казачий майдан стал символом народной Воли. И по сей день живет в казаках тот самый неукротимый русский дух, что от века воспевается поэтами.
«Казачья целина»
Казаки всегда селились там, где заканчивалась государственная граница. Так повелось с самых первых лет, когда вольный степной народ, оборонявший простой люд от набегов кочевников, стали уважительно называть казачеством. А произошло это больше пяти сотен лет назад. И первыми, еще в конце XIV века, стали казаки Запорожские и Донские. Казачество оказалось наиболее приспособлено к выживанию в суровых условиях диких земель. Первоначально занимаемые донским казачеством территории так и назывались — Дикое поле.
3 января 1570 года Всевеликое Войско Донское начало свое существование официально. Никто из русских царей никогда не пытался закрепостить казачество, а в 1671 году Донское войско присягнуло царю Алексею Михайловичу после неудачного восстания Степана Разина. Частично подчинив вольное казачество, русская власть стала использовать казаков в освоении новых целинных земель на юге и востоке страны, неизменно оставляя казачьи войска охранять границы расширяющейся державы. Ярким историческим примером может служить знаменитая экспедиция Ермака в Сибирь. Не страшась неизведанного, казаки принимали активное участие в исследовании новых земель: их заслугами является открытие в конце XVII века Северного Сахалина, пролива между Азией и Америкой, изучение Камчатки.
В начале 1770-х, ровно век спустя после Разинского бунта, всколыхнулось казачество вновь. Причиной послужила попытка урезать привилегии и вольности казачества, привыкшего к независимости от Москвы. После поражения Емельяна Пугачева, ставшего предводителем восстания, казачество подчинилось Военной коллегии, окончательно войдя в состав русского войска. В начале XX века в состав русской гвардии уже входили три элитных казачьих полка.
В течение всей своей истории казаки всегда представляли из себя уникальную силу: «казачья лава» — сплошная масса конницы, во весь опор несущаяся на врага — была одним из основных орудий русской державы во всех войнах последних пяти столетий. Донские казаки принимали участие в походах за Кубань, где традиционное казачье упорство в итоге помогло взять приступом турецкую крепость Измаил. В начале XIX века Донские полки ходили против Франции и английских колоний в Индии, а в войне с Наполеоном казачество выставило около 50 тысяч человек. Донские казаки под командованием атамана Платова гнали французов до самого Парижа.
Извечные жители беспокойного приграничья, казаки от века славились ратными умениями. В казачьей семье всякий мужчина, от деда до внука, был воином. Генерал Корнилов говорил о казаках — «Рыцари земли русской». Но казаки — это нечто большее, чем привычное европейское рыцарство. Не было в рыцарях той выдержки, что помогла казакам выжить и процветать там, где иным народам это никак не под силу. К 1914 году
в России насчитывалось 12 казачьих войск. Для участия в Первой мировой войне только Донское казачество выставило более ста тысяч человек конных и пеших. К 1917 году почти половина населения Дона была представлена казачеством. Область войска Донского имела 134 станицы и 163 крестьянские волости. Три четверти из 12 миллионов десятин земли принадлежали казакам.
В ходе революции 1917 года роль казачества в обществе разительно переменилась. Поначалу казаки заняли нейтральную позицию, не желая поднимать оружие на родной народ и надеясь, что смута уляжется сама собой. Пока казачество колебалось, не становясь ни на чью сторону, большевики сами определили их место. Традиции казаков обернулись против них: за их извечное служение Вере, Царю и Отечеству они были наречены «оплотом самодержавия» и «контрреволюционным сословием». Казачество стало первым, кто сполна испытал все прелести советского «красного террора».
Безусловно, реальной причиной столь скорой расправы послужили не мнимые «народные выступления»: советская революционная власть не смогла примириться с консерватизмом, свободолюбием и зажиточностью казаков. И, что уж греха таить, историческая приверженность православию и царю тоже сыграла свою роль. Особенно жестокие репрессии обрушились на места массового проживания казаков: Кубань, Терек, Урал, Забайкалье и, конечно, Дон. Его жертвами в первый же год пали станицы Донецкая, Григорьевская, Владимирская, Ильинская и другие, расположенные как на юге, так и на востоке страны.
С 1919 года началось тотальное «расказачивание»: запрещалось ношение военной формы и лампасов, часть станиц переименовали в волости, хутора — в села. От казаков потребовали немедленной сдачи всего оружия, включая шашки и кинжалы. Любое неподчинение каралось расстрелом либо ссылкой. Особо показательная ситуация сложилась на Дону. Поводом к аресту могло послужить уже одно то, что человек по мобилизации служил в войсках Петра Краснова, генерала Русской императорской армии и атамана Всевеликого Войска Донского в те смутные годы. Семьи казаков, ушедших с белыми, расстреливали. Жестокость доходила до того, что в ее целесообразности начинали сомневаться даже представители новой власти. Член Казачьего отдела ВЦИК Данилов отмечал: «Разве для того казачество осталось, чтоб его убивали, без оружия в руках, ведь мы фактически обманули и побили их».
И все же казачество выжило, сумев уберечь глубоко в сердце свою самобытную культуру и традиции. Подобно жизнелюбивой полевой траве, казаки не сломались. «Встает же хлеб, потравленный скотом», писал Шолохов в романе «Тихий Дон» об этой поразительной стойкости. И в конце восьмидесятых годов XX века, в период «перестройки», в городах, станицах и хуторах снова стали появляться казачьи общества. Началось возрождение казачества.
Поначалу стихийное и неорганизованное, оно произвело впечатление агрессивной и мятежной силы, так что к середине 90-х годов и казачество, и государство признали необходимость централизованной регулировки процесса и установления плотного сотрудничества между казачьими обществами и государственными структурами. Это решение было подкреплено документальной базой, в том числе — федеральным законом «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года.
На сегодняшний день задачи Всевеликого Войска Донского значительно отличаются от стоявших перед казаками в конце девяностых, что, по словам Виктора Гончарова, нынешнего избранного атамана и заместителя губернатора Ростовской области, указывает на зрелость Войска Донского. Обоюдное стремление к сотрудничеству позволило казачеству и государству использовать свои силы не на противостояние, а на совместное созидание новой демократической России, в которой и казачество займет свое полноправное место. Ведь, вопреки мнению недоброжелателей, утверждающих, что время казачества ушло, казаки и по сей день идут по исторически выбранному пути — пути служения Вере и Отечеству.
Казак без песни — не казак
«Много лет войску донскому,
много лет нашим донцам,
атаману войсковому,
и станицам, и полкам».
Даже в своей походной ратной песне донские казаки отдают дань многовековой истории родного казачества. История казачьей культуры возрастом и крепостью не уступает истории самого государства Российского. Паче того, в отличие от непростой и переменчивой доли России, то и дело оглядывавшейся на Запад, казачья самобытная судьба во все века оставалась в крепких руках степной вольницы.
От века история и культура народов находила отражение в их песнях и танцах. Традиционные казачьи песни хранят память о старинном укладе жизни казаков и знаковых событиях их истории. Народные казачьи песни оставались достоянием казачества на протяжении более четырех сотен лет, однако только в середине XIX века появился первый серьезный сборник донского песенного фольклора.
Тяжела казацкая
мертвая стезя.
Даже и в могилах,
в ямах торопливых,
помним, что товарищей
вовек забыть нельзя.
Не забывают казаки своих песен. Наравне с воинской выучкой и исконными казачьими ремеслами, историей родного края и собственного рода, передаются из уст в уста бережно сохраняемые в семьях казаков народные песни.
Казачий праздник —
это не пустяк.
Наш хутор этим
и известен.
Казак без песни —
не казак!
А какой казачий праздник без хорошей пляски? Глубокая и крепкая память казаков пронесла традиционные песни и танцы через бурю революции 1917-го, когда само существование казачества оказалось под угрозой. И теперь, благодаря стойкости и упорству потомственного казачества, мы обладаем уникальной возможностью воочию лицезреть возрождение древней, удивительной культуры Донских казаков.
В наши дни казачьи песни и пляски оживают в исполнении многочисленных самодеятельных коллективов, представляющих казачью культуру как на областных, так и Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах. На сегодняшний день, пожалуй, и не осталось районов в Ростовской области, где не было бы казачьих фольклорных коллективов.
Нынешние донские казачьи ансамбли разбились на два течения: аутентичное, воспроизводящее казачьи песни и пляски максимально близко к историческому оригиналу, и стилизаторское, адаптирующее казачий фольклор к современным реалиям. Первые стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций. И хотя существуют они, по большей части, в «глубинке», исполнительское искусство этих коллективов широко известно по всей России. В их числе — знаменитые ансамбли «Вольница», «Православный Дон», «Любо», «Зарница», Мрыховский хор.
Вторые же на основе казачьего фольклора создают красочные представления и театрализованные постановки, большинство из которых знакомы с казачьей культурой лишь понаслышке. Например, Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова, Ансамбль «Казачий круг» — обладатель премии Правительства Российской Федерации за заслуги в сохранении и развитии народного творчества «Душа России».
Донские казачьи ансамбли не только возвращают родному краю исконную культуру казачества, но и приносят малой отчизне зарубежную славу. Ансамбль «Казачий круг» в мае этого года привез из Германии диплом участника фестиваля культуры и искусств «Баварская сказка», а ансамбль имени Анатолия Квасова в августе открыл II Международный фестиваль искусств «Территория мира». Пригласив ансамбль в качестве почетного гостя, представители стран Европы и Балтии, принимающие участие в фестивале, признали значимость казачьей культуры в мировой истории.
Каждый музыкальный коллектив, работающий в данном формате, является ценным кладезем казачьих традиций и обычаев. Та же «Вольница» обладает репертуаром в 200 подлинных распевов былин, исторических, походных, плясовых и обрядовых песен донских казаков, добросовестно собранных в многочисленных экспедициях по всей территории Войска Донского. Более полутора тысяч концертов в исполнении «Вольницы» прогремели на лучших площадках Дона и России, а также во Франции, США, Германии, Японии, Португалии и во многих других странах. Везде коллектив ждал успех, благодаря не только незабываемому исполнению, но и костюмам — точным реконструкциям традиционной одежды донских казаков XIX века. Кстати, средства на изготовление сценической одежды, реквизита, приобретение звукотехнического оборудования были выделены Правительством Ростовской области.
Разумеется, казачья культура жива не одними песнями да плясками. Испокон веков собирались казаки со всех станиц и хуторов, дабы померяться удалью и мастерством ратным и конным. Так, в мае этого года на Монастырском урочище, священном для всех казаков месте возле станицы Старочеркасской, прошли VIII Национальные донские казачьи игры — шермиции. На них казаки демонстрировали военную выучку, владение традиционным казачьим оружием, силу в борьбе «на ломка» и кулачном бое, навыки верховой езды.
28 сентября в станице Романовской (1-й Донской округ, Волгодонской район Ростовской области) при поддержке районной администрации состоялись очередные шермиции. На них были приглашены все представители донского казачества. Шермиции, включающие ритуалы поминовения и чествования предков, старинные воинские обряды и состязания, сегодня стали эталоном традиционной воинской культуры казаков. Казакам шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции, а зрителям — познакомиться с полузабытым наследием казачьей старины. Хорошо казакам: промеж них память от отца к сыну передается, а простым людям только и остается, что со стороны глядеть.
Воссоздаются также и быт, и ремесла казачьи. Сейчас в повседневной жизни старинный уклад казаков сохранился разве что в сельской местности. По дальним станицам можно еще встретить курени конца XIX и начала XX веков. Сохранилась и кое-какая традиционная утварь, все так же производимая местными мастерами — сказался исконный консерватизм казаков. Издревле были казаки мастерами «на все руки». Считается, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Искусно обращались казаки с природными материалами: деревом и лозой, кожей и глиной, металлом и бисером. Казаки всегда любили жить в красоте и комфорте: мастеровые в казачьих хуторах и станицах из века в век совершенствовали свои искусства, создавая неповторимые шедевры рукоделия: кружевные подзоры, рушники и скатерти, макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек, разного рода корзины и тончайшую резьбу по дереву, используемую в украшении наличников куреней.
Услышать живьем могучий казачий хор, увидеть воочию знаменитые казачьи удаль и рукодельное мастерство, окунуться с головой в необыкновенную атмосферу исконного казачьего быта может любой желающий: каждый год в Донском крае при поддержке Правительства Ростовской области и Всевеликого Войска Донского проводится множество традиционных казачьих праздников и приуроченных к ним фестивалей.
Так, ежегодно в станице Старочеркасской проходит Межрегиональный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!», представляющий собой три крупных казачьих праздника, отмечаемых в последнее воскресенье каждого из трех летних месяцев. На каждом празднике работают «Песенные поляны», выставка-ярмарка народных ремесел и концерт фольклорных коллективов. С каждым годом интерес к подобным мероприятиям растет как со стороны зрителей, так и со стороны участников. В этом году в фестивале приняли участие более 150 творческих коллективов из Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, всего более двух тысяч самодеятельных артистов.
В августе прошел и IX Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, посвященный Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года. Праздник посвящен событиям русско-турецкой войны четырехсотлетней давности, в которой казаки сыграли значимую роль, героически выстояв в обороне Азова. Масштабная реконструкция этих событий, проводимая в августе, с каждым годом привлекает все больше дончан и гостей из других регионов России, близлежащего зарубежья, а уровень исполнения инсценировки с каждым годом все выше: казаки многие недели тратят на тщательную подготовку к этому памятному событию.
«Нельзя недооценивать важность данного мероприятия, поскольку всем нам — России в целом, жителям Донского края — необходимо знать свою историю и особенно ее героические страницы, а Азовское осадное сиденье и является такой яркой страницей», — отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Осенью в Донском крае также проходит много праздников и мероприятий. 14 сентября в государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова прошел этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоками» казаки издревле называли товарищескую помощь в сельских работах, и в этот день всякий желающий смог ощутить себя донским казаком конца XIX века, испытать себя в роли пахарей, сенокосцев, кузнецов и лозоплетельщиков, мельников и столяров. После доброго «труда» гости праздника приняли участие во всеобщем гулянии, на котором выступили лучшие фольклорные коллективы Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей.
28 сентября был особый день: праздник виноградарства и виноделия «Донская лоза». Среди прочих ремесел у казаков всегда было широко распространено и виноделие. И в эту осень, как и каждый год до сего, хутор Пухляковский (Усть-Донецкий район Ростовской области), один из старейших центров донского виноградарства и виноделия, пригласил гостей отведать его дары на щедром и радостном празднестве. Кроме давних традиций виноделия, хутор Пухляковский уже любим многими за поэтично прекрасную природу живописного донского побережья. А на днях, 14 октября, состоялось торжественное завершение одного из крупнейших песенно-культурных фестивалей «Покрова на Дону», приуроченного ко дню Покрова Пресвятой Богородицы — главному празднику Донского казачества.
Благодаря деятельности Всевеликого Войска Донского и активному сотрудничеству с Правительством Ростовской области, неоценимой помощи казачьих обществ и вкладу каждого отдельного казака, сегодня мы имеем возможность видеть и слышать все то, что казалось безвозвратно утраченным почти век назад. Для дончан посещение таких праздников — неповторимый шанс прикоснуться к истории гордого народа и взрастившего его края. А для гостей Донской земли — возможность познакомиться с уникальной и самобытной культурой, пронесенной через многие века.
Материалы подготовили: Станислав Пермяков, Геннадий Белоцерковский, Алексей Кобляков, Анна Платонова
Портал культурного наследия России