Прошло больше года с памятного совета атаманов Кубанского войска, когда губернатор Вениамин Кондратьев заявил о необходимости создания экономической базы казачьих обществ. Где-то землю казакам уже выделили, где-то этот процесс еще идет.
В некоторых РКО казаки еще думают над тем, как использовать земельные наделы. В Калининском районе, где мы побывали вместе с советником войскового атамана по экономике Василием Горбанем, вопрос стоит иначе: казакам нужно больше земли, поскольку на шестистах гектарах им уже не развернуться.
Все новое — хорошо забытое старое
У казаков Калининского района шестьсот гектаров. Половина — пахотная земля, остальные сельхозугодья, где ничего, кроме многолетних трав, не посеешь. Когда в 2014 году Калининское РКО возглавил сотник Валерий Воропаев, прибыль общества составляла 1,8 миллиона рублей, в прошлом году — 3,8 миллиона. Не каждое РКО, даже там, где земли больше, может похвалиться такими результатами.
— Главное, чего нам удалось добиться, — сохранить землю, хотя были желающие подмять ее под себя, — рассказал Валерий Витальевич. — Мы построили работу следующим образом: совет атаманов является еще и экономическим советом. Одна из его функций — распределение полученной прибыли. За два года самостоятельно отремонтировали четыре штаба, построили два ринга для занятий боксом и армейским рукопашным боем. Один из них — под открытым небом. При районном штабе есть спортзал и музей. Экспозиция достаточно широкая: от оружия времен раннего средневековья до Великой Отечественной войны.
— В течение месячника оборонно-массовой работы наш музей посетили более трехсот детей, — говорит Валерий Воропаев. — Желающих заниматься в спортивном клубе «Боец» очень много. У нас есть чемпионы и края, и Южного федерального округа. Только местные власти не спешат выделять помещение для спортивного клуба.
Впрочем, это отдельная тема. Далеко не каждое фермерское хозяйство имеет парк сельхозтехники 49 единиц. И это не считая навесного оборудования. В свое время заместитель атамана Таманского отдела по экономике и земельным отношениям Валерий Кривоносов создал ООО «Конноспортивный клуб «Олимп-2». Работает он арбитражным управляющим, сельхозтехнику выкупил на торгах у хозяйств-банкротов. Будучи членом правления Калининского РКО, Валерий Кривоносов давно предложил обрабатывать землю своими силами.
— Гораздо выгоднее заниматься обработкой самим, а не сдавать ее в аренду. Тем более техники у нас столько, что часть ее работает в Ростовской области, в Ставропольском крае. Мы вынуждены отправлять ее туда, чтобы дать возможность заработать механизаторам и оплатить страховку, не имея с нее ни копейки дохода. Сейчас мы вошли во вновь созданное кооперативное хозяйство «Казачий стан» в качестве ассоциированного члена со своей техникой и имуществом. Проблема одна — нам катастрофически не хватает земли.
Мы можем расширить посевные площади, увеличить валовой сбор овощей и зерна. С нашей техникой мы готовы обрабатывать три тысячи гектаров без особого напряжения. Рядом с нами есть довольно приличный пахотный массив — две тысячи гектаров. Договор аренды с краевым департаментом имущественных отношений, насколько мне известно, закончился, землю обрабатывает один из агрохолдингов по фактическому использованию. Эта земля должна быть выставлена на торги. Казачьи общества, как и крестьянско-фермерские хозяйства, имеют право заключить договор аренды без проведения тендера. Если бы все делалось по закону, мы могли бы взять в аренду приличный участок и развиваться дальше.
Кстати, Василий Горбань рассказал об очень интересном документе, полученном из краевой прокуратуры, где говорится о нарушении краевого земельного законодательства. 22 марта на совете атаманов этот документ будет предан огласке. Посмотрим тогда на некоторых краевых чиновников и глав районов, которые под любыми предлогами не выделяют землю казачьим обществам, саботируя тем самым распоряжение губернатора края…
Казачье ноу-хау
На земельном участке в районе хутора Джумайловка вовсю идет посадка картофеля. Агроном с двадцатилетним стажем Роман Олейник следит за соблюдением технологии в казачьем хозяйстве.
— Картофель должен быть проращенным, с ростками от пяти до десяти миллиметров. Если он находится в бункере, ростки ломаются. Мы решили пойти иным путем. Проращенные клубни грузим на прицеп трактора. На нем установлены диски, которые прокладывают борозды. Картофель сажаем вручную, а металлические трубы, закрепленные на цепях, присыпают его землей. Года два назад к нам приезжали белорусы, увидели наше изобретение и сейчас выпускают то же самое, но только в заводском исполнении. Правда, их бескассетная рассадопосадочная машина стоит приличных денег.
С гектара казачье хозяйство собирает 40–42 тонны картофеля. Почти весь урожай, а копают картофель два раза в год, приходится сдавать перекупщикам, которые без особого труда выручают за него больше, чем те, кто сажал и собирал.
— Мы можем поставлять картофель на побережье, в Краснодар и другие города. Уже сейчас формируем партии для поставки в супермаркеты. Часть урожая можно продавать на казачьих ярмарках. Придорожный сервис дает ощутимый результат, но опять же нужна земля. Павильоны мы построим своими силами. Некондиционный картофель — мелкий, с механическими повреждениями — чистим и пакуем в пакеты. Его с удовольствием покупают столовые, школы, детские сады. Думаем о производстве крахмала. Однако установка по производству крахмала стоит больше миллиона рублей. Поэтому все упирается в землю. На 300 гектарах далеко не уедешь. Не надо забывать о социальной составляющей. Возьмем, к примеру, хутор Джумайловка. Здесь проживает 1200 человек. В основном старики. Молодежь и была бы рада остаться, но работы-то нет. Вот и едут они в Краснодар, Ростов, на Черноморское побережье. Если бы молодые люди были уверены, что в хуторе есть работа и стабильная зарплата, остались бы здесь, — говорит Валерий Воропаев.
К слову о зарплате. Механизаторы казачьего хозяйства в среднем получают 50–60 тысяч рублей в месяц. Во время посадки и уборки — 130–150 тысяч. Бригада разнорабочих на погрузке и разгрузке — до 40 тысяч рублей в день! Механики и ремонтники — 20–25 тысяч в месяц. Пока в хозяйстве работают 15 человек. Если казаки получат землю, количество рабочих мест возрастет.
Для сравнения. В 2015 году на шести предприятиях Калининского района, входящих в группу компаний ОАО «ЮМК» (председатель совета директоров — Олег Макаревич), среднемесячная зарплата составляла 10,4 тысячи рублей, что значительно ниже среднеотраслевой. Эти данные привел на одной из прошлогодних сессий кубанского парламента председатель комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике Иван Артеменко.
Другого пути нет
Планов у «Казачьего стана» много. Несколько лет назад казаки восстановили несколько заброшенных корпусов колхозной фермы. По сути дела, от них остались остовы. В одном из них казаки планируют разводить птицу. Корпус рассчитан на три с половиной тысячи кур-несушек. Еще в одном будет зернохранилище. Есть помещение и для крупного рогатого скота. На прилегающей территории казаки планируют построить теплицы для выращивания овощей в закрытом грунте.
— Мы реалисты, поэтому понимаем, что придется брать кредиты, становиться участниками краевых программ развития сельского хозяйства, — рассуждает Валерий Воропаев. — Мы готовы заниматься не только производством и сбытом сельхозпродукции, но и ее переработкой. Когда люди, имеющие земельные паи, увидят нашу работу, уверен, многие из них заключат договоры аренды с «Казачьим станом» или станут членами нашего кооперативного хозяйства, где и натуроплата, и денежные выплаты будут значительными.
Часть прибыли пойдет на развитие казачьих обществ, входящих в Калининское РКО. Однако без увеличения земельных площадей реализовать план развития невозможно. Мнение и казаков, и Василия Горбаня едино: основой экономического развития Кубанского войска должны стать кооперативы.
— Сейчас положено начало казачьим кооперативным хозяйствам. Есть казаки, которые хотят и умеют работать. Мы начинаем новый этап развития войска. Да, вероятнее всего, не все будет гладко, будут ошибки и промахи. Первопроходцам всегда было трудно. Сегодня еще не все казаки понимают суть дела. На одном из совещаний прозвучало даже такое суждение: зачем вы нас толкаете опять в коопхозы, ведь мы уже были в них?
Весь мир работает по принципу кооперации. К примеру, в Финляндии уровень кооперации — 96 процентов. Так стоит ли тогда изобретать велосипед? Важно, чтобы казаки доказали, что они умеют успешно работать, а кроме того, дают возможность зарабатывать другим, вкладывают средства в развитие социально-культурной сферы, занимаются подрастающим поколением.
Возьмите станицы и хутора, где раньше были колхозы, а сейчас появились агрохолдинги. Стали ли там люди жить лучше? Мы дожились до того, что в моей родной станице школа стала девятилеткой. Потому что люди вынуждены уезжать туда, где есть работа. Для хозяев крупных предприятий, находящихся в Москве или за границей, главное — получить прибыль. Люди для них неважны.
Казаки живут в гуще событий хутора или станицы, знают о проблемах конкретного населенного пункта. Калининское районное казачье общество, по моему мнению, имеет все шансы стать показательным. Казаки не просят денег, какой-то особой поддержки, им только нужна земля. Дайте им землю — и они смогут заключать договоры с крупными торговыми сетями, поставлять продукцию в санаторно-курортную сферу, продавать выращенное своими руками на ярмарках.
Земли в крае хватает, но ею нужно правильно распорядиться. Мы должны вернуться к казачьему укладу жизни, но сделать это без крепкой экономической базы невозможно. Пока землю единым массивом получили два-три казачьих общества. В основном выделяют разрозненные участки, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Почему?
Думается, кое-кто из чиновников и бизнесменов не только саботирует решение губернатора края, но и решил выставить казаков неумехами, а коли так, зачем выделять им землю? Этот номер у них не пройдет. Во-первых, даже на небольших и не слишком удобных участках казаки уже работают. Во-вторых, когда слушаешь Вениамина Кондратьева, складывается впечатление, что губернатор не намерен отступать от взятого курса на создание экономической базы казачьих обществ.
Кубанскому войску не раз приходилось примерять на себя роль первопроходцев. Взять хотя бы создание казачьих дружин, работающих совместно с полицией. Нашим опытом воспользовались другие реестровые казачьи войска. То же самое и с развитием казачьего образования. Думается, что через какое-то время на Кубань потянутся братья-казаки из других регионов, чтобы перенять и опыт работы на земле.