Казачество и Церковь: пути сотрудничества

21.11.2012 19:28

Интервью с руководителем отдела Пермской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством – протоиереем Константином Остренко 

– Отец Константин, расскажите, как в структурном плане организована в Пермской епархии работа с Вооруженными  Силами  и казачеством.

– Как Вам уже известно, существует целый епархиальный отдел, сотрудники которого отвечают за духовное окормление военных и казаков. В составе отдела пять комиссий, ведающих религиозной составляющей в работе различных воинских организаций. Есть священники и на призывных пунктах, и в военных учебных заведениях, и в кадетских классах. На должном уровне выстроены взаимоотношения со структурами МВД (домовой храм-часовня при ГУВД Пермского края, часовня на территории Пермского военного института внутренних войск). Ярким примером возрождения института военных капелланов является артиллерийская бригада в пос. Звездный, где в штатное расписание воинского подразделения введен священник. На территории военных городков – в Звездном (Монастырское благочиние) и Марковском (Чайковское  благочиние)  строятся храмы.

Что касается ДОСААФ, то сейчас мы совместно готовим документы на организацию катехизаторских курсов для допризывников. Курсы рассчитаны на восемь лекций, по одной в неделю. Мы считаем, что это необходимо: молодые люди должны быть подготовлены к службе в армии не только физически, но морально и духовно. В краевом призывном пункте открыта часовня, где будущие солдаты могут принять святое крещение непосредственно перед отъездом на место службы.

К любому человеку, приходящему в Церковь, мы относимся со вниманием. В этом отношении казаки у нас находятся на исключительном положении: с ними, как и с другими силовыми структурами, подписано соглашение,  и за каждым казачьим подразделением закреплён священник. Этого требует весь уклад жизни казаков – традиционно православного сословия.

Казачьим движением я занимаюсь с 1996 года, так что возрождение казачьей жизни в Прикамье проходило на моих глазах и во многом с моим участием. Поэтому для меня как казачьего духовника этот вопрос является приоритетным в общественной церковной жизни.

– Не могли бы Вы подробнее раскрыть тему взаимодействия Церкви и казачества?

– Отвечая на этот вопрос, я хотел бы период становления казачьего движения в Прикамье разделить на несколько этапов.

Первый этап – «эйфория» возрождения казачьей старины. Почему «эйфория»? Потому что многим, пришедшим в казачье движение, хотелось  просто надеть красивую казачью форму с дедовскими Георгиевскими крестами, покрасоваться с шашкой, кинжалом и нагайкой. Но все это только красивая мишура.  Действительность оказалась намного сложнее, предстоял огромный, титанический труд. Необходимо было не только объединить патриотически настроенных людей в одну организацию, сплотить их, нужно было ещё возродить традиции, которые десятилетиями искоренялись из сознания народа.

В 2001 году нам удалось объединить различные казачьи общества в единую организацию – Прикамский отдельский казачий округ. С этого времени начался второй этап становления казачьей жизни, возрождение духовных традиций казаков.

Одна из этих традиций – присутствие священника на круге как свидетеля Божией милости к казачьим делам. Священник  не только присутствует, благословляет начало круга, но и, по необходимости, может вмешаться в ход круга и, при недостойном поведении казаков, даже остановить его. Есть ещё традиция – приводить к присяге казаков  в храме Божием, с целованием креста и Евангелия.

Но, по моему мнению, главная традиция – это то, что казаком может стать только православный, верующий человек. И люди, вступающие в ряды казачества, позиционируют себя как люди верующие, православные. Но на поверку это не всегда так.           

Однажды я предложил атаману Олегу Ивановичу Салийчуку проверить уровень воцерковленности наших казаков: в воскресный день проехать по храмам  города Перми  и посмотреть, много ли казаков посещают богослужение. Эксперимент пока еще  не проведён, но я более чем уверен, что таковых в церкви окажется очень немного. Дело в том, что люди, желающие стать казаками и уже приведенные к присяге, до сих пор не представляют себе, что есть казак и каковы его отличительные черты перед Богом и людьми.

Я не раз говорил казакам: «Вы все очень разные – по возрасту, по профессии, по достатку, по складу мышления. Вы не ведёте общее хозяйство. В наше время люди сильно отделены друг от друга, отсутствуют коллективная ответственность и чувство взаимовыручки. В сложившейся ситуации одним из объединяющих моментов  может стать  совместная молитва». Однако к этим словам казаки, к сожалению, мало прислушиваются. Я сам родом из Запорожья, казак духом, и все казачьи проблемы волнуют меня как собственные. Мне жаль, что мы внутренне разобщены, что внутри казачьего общества ещё не отлажена субординация, что те атаманы, которые должны бы договориться друг с другом, только усугубляют конфликты.  Принимая присягу, они говорят: «Я –  ваш отец, вы – мои дети», но не ходят в храм, не молятся за своих названных детей. Вот это большая проблема.

Я не говорю, что казаки не верят в Бога – они верят, но так, как умеют. Вере в Бога тоже нужно учиться, чтобы чётко понимать, во что именно ты веришь, как и зачем, кому ты служишь.

– Батюшка, как Вы думаете, что можно предпринять для изменения  теперешней сложившейся ситуации?

– Безвыходных ситуаций не бывает. Радует, что на сегодняшний день у атамана появился заместитель, отвечающий за религиозные вопросы внутри казачества.  На недавно прошедшем Совете атаманов принято решение об обучении казаков на катехизаторских курсах при Пермской духовной семинарии, а также о проведении  цикла лекций по религиозному воспитанию при штабе казачьего округа. Особенное внимание мы должны уделить религиозному воспитанию кадетских казачьих классов и корпусов – будущего православного казачества. Мы надеемся, что эти мероприятия смогут сблизить казаков и Церковь, разлученных десятилетиями атеизма.

Повторяю: мы хотим работать с казаками. Это настоящие мужчины, сильные люди, которые могут оказать реальную помощь нашей стране, Церкви, русскому Православию. Казаки – патриотическая организация. Но самая главная патриотическая организация России – это Православная Церковь, частью которой, в том числе, является и православное казачество.

 – Каким Вы видите будущее пермского казачества?

– Я думаю, что у этой организации большой потенциал, нужно лишь направить кипучую энергию казаков в нужное русло, целеустремлённо работать над собой и не ждать мгновенных результатов. Не такая уж это простая задача – возродить целое сословие. Впрочем, я верю, что с помощью Божией казачество в России снова заявит о себе в недалёком будущем.

Беседовала Екатерина Любомирская

 По материалам информационного портала СЗКО ВВКО “Голосъ казачества”

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх