Анатолий Сазонов: «Необходимо сближать верующую и светскую части нашего общества»
Сазонов Анатолий Александрович родился 11 июня 1936 г. Из родовых казаков. После окончания школы в 1954 г. стал студентом Ставропольского государственного пединститута иностранных языков. В 1972 году поступил в аспирантуру АОН при ЦК КПСС, по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию по теме “Программные документы и опыт прогрессивных преобразований в Египте и Сирии (60-70 г. XX в.)”. В 1989 году стал доктором философских наук. С марта 1990 года работал помощником члена Совета Федерации СССР, советником Аппарата Президента СССР; позднее являлся заместителем руководителя Аппарата Президента СССР.
Посетил с деловыми целями 66 стран. Участвовал в переговорах на партийном, правительственном уровне. На протяжении девяти лет работал в Египте, Бахрейне, Сирии. Об этом написано более двадцати книг: «Под стягом России», «За Присуд Казачий», «Предателями не рождаются», «Советская оккупация» Прибалтики в архивных документах», «Как разрушали СССР», «От Переяловской Рады до «Оранжевой революции». Является автором и соавтором учебников для ВУЗов, а также курса лекций «Отечественной истории 1917-2008 гг.» и др. Член Союза писателей России. Участвовал в деятельности Постоянного Межгосударственного Координационного Совета казаков Беларуси, России, Украины сначала в должности Первого заместителя председателя, а сейчас – Председателя Совета Старейшин. Богатый профессиональный и жизненный опыт дает возможность активно изучать историю и современные проблемы казачества.
В настоящее время А.А. Сазонов – профессор кафедры «История» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).
Подготовил курс лекций (18 лекций) на тему «История казачества и современные проблемы его возрождения». На эту же тему подготовил УМК на 110 лекционных и семинарских занятий, учебник для Вузов «История казачества России», Проект Концепции «Первого казачьего университета».
Накануне 80-летия Анатолий Александрович Сазонов пришел в Синодальный комитет и любезно согласился немного рассказать о себе и своей семье, научных принципах и выводах, о своей работе в целом.
– Вы сотрудничаете с Синодальным комитетом с его основания, с 2010 года. Как сегодня Вы оцениваете его роль в духовном окормлении казаков?
– Создание такого института, как Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, – это разумное, удачное и своевременное организационное решение вопросов, связанных с духовным окормлением казачества. Без духовной, православной сердцевины, крепкого нравственного стержня, который веками воспитывался в каждом поколении казаков, возродить казачество как важное социальное явление в современной России не получится. Практически с первых месяцев создания Синодального комитета меня привлекли к работе, чему я был очень рад. Вместе с руководителем учебно-методического отдела Ириной Алексеевной Котиной занимались подготовкой первого информационно-обучающего семинара для атаманов отдельских обществ и священников, окормляющих войсковые и отдельские казачьи общества Кубанского и Оренбургского казачьих войск на тему: «Основные направления работы по взаимодействию казачьих обществ с Русской Православной Церковью». Тогда в Донском монастыре перед участниками семинара выступал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, в то время епископ Павлово-Посадский, Ваш покорный слуга, сотрудники Синодального комитета. Этому семинару предшествовала интереснейшая работа по формированию понятийного, справочного аппарата, программы мероприятия; поиску перспективных авторов; привлечению к деятельности Синодального комитета специалистов, изучающих историю казачества и его современных проблем. Тогда к нам впервые приехали ученые из Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы, других регионов. Надо сказать, что сегодня в России плодотворно работают более 30 ученых-казаковедов. По крайней мере, я так сужу по регулярным публикациям авторов, кто пишет об истории Кубанского, Оренбургского, Терского, Сибирского казачьих войск, а также Всевеликого войска Донского.
… Собственно говоря, основное направление, которое было обозначено в работе Синодального комитета как приоритетное, и я также считаю его принципиально важным. Это деятельность войсковых священников и казачьих духовников по воцерковлению казаков, систематическому разъяснению Основ православной веры, приобщению Святых Христовых Таин. Ведь жизнь казака вне Русской Церкви на деле означает отказ от своей роли как члена православной общины, от принадлежности к православному рыцарству. И здесь нужно, чтобы пример христианского поведения подавал атаман казачьего общества любого уровня. Поэтому очень полезным начинанием я считаю организацию курсов повышения квалификации (переподготовки) для атаманов, который проводит Совет при Президенте РФ по делам казачества совместно с МГУТУ им. Разумовского. В работе этих курсов принимают участие сотрудники Комитета. Так же, как и сам Синодальный комитет организует курсы повышения квалификации для войсковых священников и руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. Как преподаватель с многолетним стажем хорошо знаю, что важно постоянно обновлять знания через общение с опытными представителями аппарата Церкви, известными практиками светской науки и сферы образования.
…Мне приходилось читать курсы по истории казачества, по близкой к казачеству тематике, и я убедился в том, что священники, окормляющие казаков, это образованные, умные и открытие к новым знаниям люди. Они просвещают руководство казачьих обществ и общественных объединений казачества. И сами атаманы, с которыми я разговаривал, чувствуют необходимость в духовном образовании и попечении.
– С Вашей точки зрения, какие ключевые достижения в деятельности Комитета можно обозначить?
– По разнообразию содержания, привлечению новых спикеров, количеству участников значительно выросло казачье направление Международных Рождественских образовательных чтений. В 2016 году Синодальный комитет провел шестую научно-практическую конференцию: «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Проведение учебно-методических семинаров и конференций с участием представителей Церкви и казачьих обществ становится уже почти рядовым явлением. Яркими событиями в жизни Комитета я бы назвал Первый Большой съезд казачьих духовников, состоявшийся в Храме Христа Спасителя три года назад, и форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества:
опыт Ставропольского края», прошедший в Ставрополе в сентябре 2014 года. Ставропольский форум задействовал несколько тематических площадок – от вопросов работы медиа, духовного окормления и истории казаков до проблематики привлечения казаков к государственной службе. Подобный формат церковно-государственного сотрудничества был опробован впервые, и он получил большой положительный резонанс. Заметно укрепились связи Синодального комитета с зарубежным казачеством, и в этом большая заслуга лично митрополита Кирилла.
Должен сказать, Владыка Кирилл – уникальная личность. Его активное участие в десятках мероприятий только в течение одного месяца; количество поездок по стране и за рубежом; умение дипломатично и обаятельно соединять вокруг себя людей с самым различным видением, непростым характером и амбициями, – признаки большого управленческого таланта человека и архипастыря. При этом Его Высокопреосвященство серьезно погружен в историю и проблемы казачества, знает обо всех нестроениях в казачьей среде, искренне радеет о качественном воспитании и образовании подрастающего поколения. От слова и решения казачьего митрополита, архиерея, возглавляющего кафедру на Северном Кавказе, многое зависит. Его слушают, уважают, ему доверяют и ему благодарны не только казаки. Он, не избегая острых моментов, умеет предлагать решение и принцип исполнения этого решения представителям Совета при Президенте РФ по делам казачества, предварительно обсудив проблему на заседании Постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью, которая создана при Совете.
Уверен, что такой линии в соработничестве Церкви и общественно-государственных институтов нужно придерживаться и в дальнейшем.
– Как, на Ваш взгляд, трансформировалась роль казачества в русской истории?
– Вы знаете, менялась жизнь, менялась роль казачества и на их родовых землях, и приграничных территориях, которые надо было охранять: казаки взяли на себя такую задачу на юге России еще в XIV веке и с честью ее выполняли, конечно, при весомой продовольственной и военной поддержке государства Российского. Попробую охарактеризовать лишь некоторые черты становления этого уникального социально-культурного феномена, каким является казачество.
Русь Подонско-Приазовская, на землях которой проживали предки нынешних казаков с самобытной культурой, стала христианской значительно раньше Руси Киевской. Крещение Руси князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году. О том, что Русь Подонско-Приазовская была христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 — 911). В 1253году посланник Людовика XIV в Золотую Орду Рубруквис отмечал в своих записках впечатления от предков нынешних казаков: «Здесь, на Дону от смешения Алан-ясов с русскими образовался народ особенный, имевший здесь свой прибой». Это одно из подтверждений формирования Донского казачества, согласно автохтонного принципа.
Начиная с XV века, правительство привлекает казачество к участию в военных походах. 3 января 1570 года царь Иван Грозный направил на Дон Грамоту, обещая казакам платить за службу жалованье. Этот акт считается законодательным оформлением начала службы Донского казачьего войска. Иван IV был настолько заинтересован в привлечении казаков на военную службу, что передал земли, на которых они проживали, а также лесные угодья и реки в вечное владение казаков, к тому же гарантировал право беспошлинно торговать на Дону и вне этой территории. Даже написал в Грамоте: «А кто попытается это изменить или отобрать… у казака, тот будет проклят навечно». Согласитесь, интересный факт. С этого момента укрепляются связи казачьих общин с властью Москвы. Их место в расстановке сил внутри страны становится все заметнее.
… Известно, что казаки очень помогли Ивану Грозному в овладении Казанским и Астраханским ханствами, крепостями Дербент и Азов; расширили границы Российской империи, сначала в Сибири, потом глубже продвигаясь к нынешним границам на востоке страны. Все это, собственно, первые значимые этапы вовлечения казаков в укрепление российской государственности. На больших казачьих Кругах уже тогда закладывались основы казачьей демократии: избирались войсковые, походные и кошевые атаманы; обсуждались вопросы участия казаков в военных походах русской армии (русско-польская война, войны с турками, Северная война и т.д.). Вместе с мещерскими, городовыми казаками донские и терские казаки неоднократно приходили на помощь русскому войску.
В дальнейшей истории России эти отношения менялись. То ухудшаясь, когда опасались возможного бунта со стороны казаков. То заметно улучшаясь, и тогда власти России рассматривали казачество как опору монархии. Так было в период правления Петра І, Екатерины ІІ, Александра III, Николая II.
…Кстати, время правления Петра I трудное и для церковных реформ, когда он ограничил деятельность Церкви, подчинив ее напрямую светской власти. А мы не можем рассматривать историю казачества без истории Церкви. В этом и заключается суть моего научного метода, который мне представляется наиболее корректным: история государства включает в себя историю Церкви и историю казачества. Все три позиции взаимосвязаны, взаимодополняемы и зависят друг от друга.
К моему глубочайшему сожалению, единицы исследователей упоминают об этом. И даже наши ведущие казаковеды обходятся простым упоминанием о роли Церкви. Это совершенно неправильно. Ну и, конечно, не могу не упомянуть еще один этап активного сотрудничества власти и казаков, который совпал с царствованием Екатерины II.
– Самый благотворный для России, по всей видимости?
– Не всегда и не во всем. С одной стороны, Екатерина II опиралась на казаков. Вы знаете, что были образованы Волгский, Хоперский, Кубанский и Кавказский казачьи полки, Екатеринославское и Бугское казачье войско. Расширилось Оренбургское казачье войско, в низовьях Волги было образовано Астраханское, а также усилилось Сибирское казачье войско. В то же время, из-за оказанной запорожскими казаками поддержки и сочувствия пугачевскому бунту, она наказала всех участников восстания. Императрица переименовала яицких казаков в уральских, реку Яик в Урал, а также передала властные полномочия войскового атамана губернатору.
Другой пример из деятельности русской царицы. Ее фаворит, Светлейший князь Таврический Григорий Александрович Потемкин вместе с фельдмаршалом Румянцевым во главе русской армии завоевали Крым, и к 1791 году Россия окончательно закрепила свое влияние на Черном море. Когда высокая делегация приехала на «дарение» этого края в сопровождении двух европейских королей и нескольких послов, хитрый Потемкин подговорил бывших запорожских атаманов: Сидора Белого, Захара Чепегу и Антона Головатого подготовить прошение на имя Ее Величества Императрицы, суть которого сводилась к их возвращению в Запорожье. Но поскольку она несколько лет назад уничтожила Запорожье и даже сказала, чтобы имени казаков не было слышно, были вынуждены уйти частично в Крымское ханство, частично в Турцию, за реки Буг, Прут и Днестр и создали там новую Сечь. Под эйфорией от победы, она благосклонно приняла их прошение и сказала: «Возвращаю вас, но на Тамань». Довольные казаки в течение двух лет возвращались, кто по морю из-за Буга, кто пешим ходом. Создали сорок куреней на Тамани, 38 из которых были присвоены старые, как в Запорожской Сечи, названия, а два куреня назвали в честь Екатерины II. В 1788-1860 гг. было сформировано и учреждено императрицей Черноморское казачье войско. Напомню, что свои выдающиеся боевые качества казаки-черноморцы продемонстрировали в Кавказской войне 1817-1964 гг., Севастопольской обороне 1854-1855 гг., русско-турецких войнах. С отнесением госграницы в Закавказье в 1860 г. войско вошло в состав Кубанского казачьего войска. Именно казаки построили крепость Екатеринодар, нынешний Краснодар.
Есть еще один, уже трагический, этап в историческом пути российского казачества. Время гонений и, по сути, искоренения казачества мы связываем с печально знаменитой Директивой Оргбюро РКП (б) от 24 января 1919 года, положившей начало политике расказачивания. В жестокой, братоубийственной гражданской войне громадная масса казаков, – кубанских, донских, терских, оренбургских, сибирских – заняли позицию восстановления монархии, а также защиты собственных интересов. Поскольку борьба между красными и белыми не утрачивала свою остроту, то большевики приняли самые жестокие карательные меры против воевавших на стороне белого движения. Началось насильственное выселение казачьих семей за Волгу, за Урал, а также аресты, расстрелы. Репрессии коснулись более 2 миллионов человек. Поныне 24 января – день памяти казаков, безвинно пострадавших от власти большевиков; в этот день в храмах России и за рубежом служат панихиды. И можно только приветствовать организацию ряда научных мероприятий Синодального комитета и РГАСПИ, на которых были открыты обществу ранее не опубликованные документы периода расказачивания – настоящей катастрофы в жизни нашего народа. Сограждане обязаны знать правду и воспринимать национальную историю как явление целостное, без изъятий, уклонов и вкусовщины.
К счастью, сегодня мы наблюдаем основательные признаки возрождения российского казачества, и в этом процессе заинтересованы все участники – Церковь, государство, сами казаки – реестровые и представители общественных организаций. Страна только выиграет, если казаки будут активнее привлекаться к решению самых разных задач, в том числе и в сфере экономики.
– Предлагаю коснуться немного другой темы. Взаимосвязь культуры, науки, системы образования и Церкви – одна из центральных и наиболее сложных проблем отечественного социального устройства. Даже у ведущих религиозных православных русских мыслителей не было единого мнения в оценке взаимодействия светского и христианского аспектов просветительских тенденций. Как Вы думаете, православие должно занимать нишу частных, религиозных предпочтений человека или все-таки надо стремиться к целостности общественного устройства, где у социального института, подтвердившего свою востребованность во времени, собственная роль, существенное влияние?
– Это один из главных вопросов сегодняшнего дня. Если бы советская власть в последние годы учитывала фактор работы с Церковью, как я рекомендовал аппарату ЦК КПСС, будучи по личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II представителем Церкви в общественной организации «Российско-эллинское единство», популяризировавшей народную дипломатию, может, на долю нашей страны выпали бы менее драматические испытания. В конце 80-х годов у меня сложились доверительные отношения с Патриархом Алексием II. Приходилось бывать у него дома, много общаться, и именно в этом момент я еще более укрепился в мысли, что для благополучного развития России следует опираться на Церковь, нужно ее поддерживать, на всех публичных площадках заявлять об этом. Иными словами, необходимо сближать верующую и светскую части нашего общества. То, что с Божией помощью хорошо удается нынешнему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ.
Понимая, какую роль в жизни казака играла Церковь, я и предложил в 1991 году тогдашнему руководителю страны Михаилу Сергеевичу Горбачеву в борьбе с набирающим силу Ельциным опираться на казачество и создать нечто вроде Атаманского совета при Президенте СССР. Выступая на встречах и конференциях, на казачьих кругах, в общественной организации «Союз казаков», когда им руководил атаман Александр Мартынов, (а это серьезная, авторитетная фигура в науке и очень интересный человек), я сделал вывод о возможности расширения поля лояльности к власти с помощью регионов с компактным проживанием потомков казаков. Но в беседе Горбачев меня спросил: «Ты казак? Вот ты и занимайся казачеством. А я крестьянин, сын крестьянина-комбайнера». Как мы знаем, он проиграл. Почему? Потому что как атеист не знал, что делать. Помню, ко мне пришел руководитель аппарата ЦК Григорий Иванович Ревенко и сказал: «Будет отмечаться тысячелетие Крещения Руси, как, по-твоему, Президент должен участвовать в мероприятиях?» Я говорю: «Конечно, должен участвовать, договориться о встрече с Патриархом, самому поехать к Его Святейшеству в Даниловский монастырь, ну и, разумеется, оказать Церкви полную поддержку, вплоть до материальной». «А как нам все это организовать?» – последовал вопрос. Понимаете, представители руководства страны даже не знали, как подойти, как прикоснуться к религиозной теме!.. Настолько все эти важнейшие духовные вопросы, элементарные религиозные понятия, обычные для жизни православного человека, были далеки от ежедневного существования представителей власти.
– Как Вам работалось с бюрократами – убежденными атеистами?
– Был случай, весьма любопытный. Рядом с моим кабинетом находился кабинет инструктора отдела пропаганды ЦК партии. Он занимался вопросами взаимодействия с религиозными организациями, в частности, отвечал за деятельность Совета по делам религии. Однажды он заболел, и мне поручили провести очередное заседание. Участниками заседания являлись известные, достойные, светские по большей части люди и представители духовенства. Повестка включала десятки вопросов для обсуждения. Я по своему разумению, основываясь на собственной позиции, ни с кем не советуясь, сразу предлагал, как мне казалось, позитивные и корректные решения. Когда выздоровел мой коллега, кстати, меланхоличный человек, прочитал протокол решений и с удивлением спросил меня: «Что ты наделал? Я бы одно решение попридержал, другое просто бы отложил до лучших времен. А ты все порешал! Как же я теперь буду выкручиваться?» Люди просто умели «заматывать» серьезные вопросы на протяжении многих лет. Это классическая школа выживания любой бюрократии.
Мне, ребенку из древнего казачьего рода, а значит, семьи верующей, было, как ни странно, во многом легче. В установлении контактов с разными людьми, в умении в высоких кабинетах спокойно настоять на своей точке зрения. А ведь моя работа, самая разноплановая, предполагала конфликтность. Во время работы в ЦК КПСС на меня написали 8 анонимных писем: и что я не прав, и что отстаиваю вредную в отношении оценки малых народов неправильную точку зрения, и что моя линия идет вразрез с линией партии. Меня каждый раз вызывали: «Ты прав, но будешь писать ответ сам». И все жалобы на себя рассматривал лично я. К счастью, мне доверяли.
…Невозможно обо всем рассказать подробно, но были опасные ситуации, когда можно было просто погибнуть от случайной пули в египетской пустыне. А тогда мы демонстрировали ракетные стрельбы перед взором короля Иордании. Был у меня случай, когда примитивный уровень знания арабского языка нужно было срочно повысить. И за две недели я выучил не меньше 500 слов. Еще знание национальных традиций и проявленное уважение к ним также способно помочь в работе и общении, а иногда и спасти жизнь…
Вспоминается третья история. В ЦК КПСС мне поручили проконсультировать руководство Уганды и оказать практическую помощь в создании партии в этом государстве, и все это сделать, пользуясь знаниями английского языка. Я спросил: «Почему я? Есть ведь зарубежный отдел!». Мне ответили в том духе, мол, они МГИМО окончили и, кроме страны, которую курируют, ничего не знают. «Послезавтра вылетаете, никому не говорите». Пришлось выполнить это задание.
– Пожалуйста, расскажите о своих предках-казаках.
– Бабушка по линии отца родом с Дона. Дедушка, Сазонов Тимофей Васильевич, со своим братом вступил в Первую Конную армию в 1918 году. В Первой мировой войне они были артиллеристами, или, как называли тогда, батарейцами. Мой прадед служил звонарем в станице Качалинская на Дону-старице; по русским летописям она известна с 1444 года. Прадед прожил большую жизнь – 102 года, а прабабушка – 104 года, родив 25 детей! Путь Тимофея Васильевича был прерван, его расстреляли белые незадолго до обороны Царицына, в 1920 году. Когда мой дед вернулся с Первой мировой войны в свою станицу Качалинскую, то вдохновленный лозунгами большевиков, надеялся получить землю бесплатно. (Мой отец, Сазонов Александр Тимофеевич, в 17 лет закончил Качалинское казачье военное училище, а это 4 класса, но они означали получение высшего образования. Учеба в казачьем училище предполагала и давала полную программу подготовки к войне, при этом главным предметом был Закон Божий.). А на деле ничего не изменилось. На Дону правит атаман, придерживающийся монархических взглядов, да к тому же эксплуатирует труд казаков. Мало того, что мой дед со станичниками уничтожили старую власть полностью, они записались добровольцами в Первую конную армию. Любопытно, что моего отца взяли в качестве разведчика, и он умудрился попасть, в прямом смысле слова, в историю. Помните, была неплохая экранизация романа А.Толстого «Хождение по мукам»? Там есть сцена похорон красного командира, и, как положено, склоняется знамя, на котором написано «24-ый Качалинский кавалерийский полк». Для меня это было открытием! Отец мой в седле проскакал путь от Качалинской станицы до Польши. Потом был ранен, и его из разведчиков перевели в писари, поскольку был самый грамотный и пишущий. В 1921 году, по окончании Гражданской войны, его рекомендовали назначить командиром полка. Он отказался, сказал, что не очень грамотный. Через год ему предложили стать заместителем командира полка, он снова отказался. В итоге послали помощником командира ЧОНовского полка. Отказаться было нельзя. Отец прибыл в Ростов, в расположение полка, но не было ни командира полка, ни его заместителя, даже комиссара нет – все уехали отдыхать. Он, будучи на должности помощника командира полка, остался на хозяйстве. В это время, в отсутствие начальства, поступает циркуляр от командования о том, что демобилизовать из армии какое-то количество казаков-красноармейцев. Он вписал свою фамилию в ответный рапорт и был уволен по приказу свыше. Провожая домой, ему подарили коня, с ним он и вернулся на Кубань. Там он познакомился с моей матерью, Мельниченко Ниной Титовной, из крестьянской семьи, бежавшей в голодные годы, с территории Кировоградской области. Они бежали, думая, что на Кубани лучше, но и на Кубани был голод.
– Чем занимался отец?
– Он оставался бывшим ЧОНовцем, ему было поручено следить за бандами. Порядка 20 тысяч казаков и других бойцов, которые не пошли с генералом Врангелем, остались в Новороссийске и рассосредоточились в горах. Разномастные банды сопротивлялись власти до середины 30-х годов, также как и басмачество в Средней Азии, которое вдохновляли англичане…
Из нашей семьи сегодня осталась моя сестра, ей 82 года. Когда-то занималась юриспруденцией, сейчас, конечно же, на пенсии. Все мы, дети, получили высшее образование. Мама прожила до 93-х лет, отец – до 76. Он прошел две войны – Гражданскую и Великую Отечественную, служил в морском десанте, освобождал Прагу, Бухарест, Варну, Будапешт.
В мирное время работал бухгалтером, вел большую ветеранскую работу в Сочи, Туапсе… Знаете, существует очень интересный документ, который я хочу добыть в Сочинском краеведческом музее. Там хранится карта, как мне недавно сообщила сестра, которую составил отец исключительно по зрительной памяти. Карта обороны и штурма Малой земли, поскольку в голове он держал все траншеи, батареи, расположение воинских подразделений, в которых он побывал на этом плацдарме, образовавшемся в годы войны южнее Новороссийска. Я помню до сих пор его карту, в цветных карандашах, но она у меня пропала. Оказывается, она в музее. Я сестру попросил за любые деньги купить ее…
Кроме своей основной работы, он, скорее в виде хобби, вел дневники, писал заметки, около ста из них у меня сохранилось. «Неси в редакцию», – говорил он мне, и я шел в редакцию. Мне, десятилетнему, казалось, что передаю свои произведения. Многое было опубликовано. Может поэтому я пристрастился к писательству? Первая публикация – стихи – состоялась в 1957 году, в краевой молодежной газете «Молодой ленинец», которая издавалась в Ставрополе. В это время я заканчивал факультет иностранных языков в педагогическом институте. Английский, арабский, немного немецкий знаю.
Общее число выпущенных моих книг – 50. Издавался за рубежом (Австралия, Ирак), готовил радиопрограммы на иновещании Гостелерадио СССР, писал статьи.
– Какие книги Вы пишете сегодня?
– С самого начала я трудился над двумя основными темами. Первая – это борьба против искажения российской истории, особенно против фальсификации событий советского периода. Кстати, немало зарубежных издательств заинтересовались трудами «Кто и как уничтожал СССР?» и «Советская оккупация Прибалтики» в архивных документах, без преувеличения уникальных. Я тоже считаю эти книги удачными и полезными.
Вторая тема – казачество, его роль в отечественной истории и его крепкая связь с Русской Православной Церковью. Об этом новый том, который находится в печати. Скоро выпущу монографию «Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация» с архивными документами и обширным комментарийным аппаратом. Я опираюсь на документы, начиная с XIV века. Лет 5 назад задумал казачью библиотечку. Первый том о донских казаках уже вышел, следующий заказ мне поступил о создании истории про терских и оренбургских казаков. Ожидаю, что Владимир Громов напишет вторую часть тома «Кубанское казачество». Надеюсь, кто-то из исследователей напишет о казачестве, проживающем за рубежом. Далее, я планирую издать малым тиражом «Историю казачества России», это учебник для высшей школы, куда вошел цикл лекций по истории казачества. Ждет своего часа издание Учебно-методического комплекса «История казачества» для преподавателей казачьих кадетских корпусов.
-Дайте совет молодым, как сегодня правильно построить профессиональную карьеру?
– Серьезная работа у меня началась с 8-9 класса, когда решил, что нужно поступать в университет. Потенциала материального у меня не было. Но ВУЗы страны были открыты для любого человека, будь то бедный казак, как я, или сын профессора. Не было такого понятия как тотальная коррупция, но, конечно, понятие «связи» существовало и тогда.
Я рано завел своей определенный порядок. Встаю в 5.40. Начинаю читать литературу, что-то учить, отмечать, записывать. Хорошо знаю, прежде всего, русский язык. Мои сочинения по литературе читали в других классах. Затем начал изучать английский, другие языки. Ничто так не открывает возможности окружающего мира, как кропотливое изучение языка и культуры другой страны. Мой распорядок с годами не меняется. Своим студентам я говорю: «Хотите узнать мою методику, как стать человеком образованным, интересным, обаятельным, нужным людям, полезным с точки зрения профессии? Как только встали, привели себя в порядок, ваша мысль должна продолжать развиваться с того места, на котором вы остановились вчера перед сном. Работа интеллекта не должна прерываться. Тогда сложится научная и любая другая достойная карьера».
– Дорогой Анатолий Александрович! Примите наши поздравления с юбилеем и искренние пожелания Вам здоровья, благополучия, добра и помощи Божией на долгие годы.
– Большое спасибо.
Наталья Селиванова