«Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство». Кадетская Литургия 1-й роты МсККК им. М.А. Шолохова

14.02.2015 00:02

На рубеже IV-V веков на пересечении двух культур-гигантов, античной и византийской, происходит мировоззренческая трансформация всей Римской империи. В это время сталкиваются языческая и христианская традиции. Перерождается старый мир. Закрываются языческие капища, издается множество указов о веротерпимости. Однако, предпринимаемые меры не достигали цели, потому как сразу же за оградой Церкви начиналась привычная языческая жизнь, действовали языческие храмы, обучали языческие учителя. Язычество пассивно блуждало по империи, хотя уже потеряло поддержку государства.

В эту эпоху совершался поиск нового духовного идеала, поэтому царил всеобщий мировоззренческий хаос. Активно изучались идеалы восточных мистических культур орфиков, халдеев, гностиков, религии гедонизма – безграничного плотского наслаждения. Каждый избирал свой путь. Поэтому, во многом, эта эпоха напоминает наши дни. Именно в это сложное время проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высочайшей нравственности Три Святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Святители были образованы, Василий Великий и Григорий Богослов получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями.

Общий праздник стали отмечать с XI века, до этого память каждого из них праздновалась отдельно. Согласно преданию в царствование византийского императора Алексея Комнина в 1084 году в Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи – Иоанна Златоуста. Тогда святители явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали, что равны пред Богом, повелели праздновать их память в один день.

12 февраля 2015г. в день празднования памяти Трех Святителей, в храме св. равноап. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова состоялась Кадетская Литургия. К таинствам Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин приступили кадеты 1-й роты (учащиеся 5-х классов) МсККК им.М.А. Шолохова. Чтобы поддержать своих воспитанников в молитвенном подвиге в храме был начальник курса 1-й роты Юрий Васильевич Дрозд.

По окончании богослужения к ребятам с назидательными словами проповеди обратился диакон Александр Шмат – клирик Князь-Владимирского храма, преподаватель Основ православной культуры младших классов МсККК им.М.А. Шолохова. Отец Александр обратил внимание своих подопечных на то, что каждый христианин призван искать правду Божью, которая не всегда совпадает с правдой человеческой. «Почитатели каждого из трех великих святителей считали себя искренне правыми, когда отстаивали значимость и первенство чести своего небесного покровителя, однако, привело это к нестроениям в церковной среде и нарушению мира церковного, а правда Божия оказалась в том, что у Бога Три святителя равны. […] Дай Бог, чтобы и мы с вами, памятуя о чудесном происхождении сегодняшнего праздника, молитвами Великих святителей нашей Церкви старались хранить мир в отношениях с нашими близкими».

Ольга Пономарева
Храм св. равноап. вел. кн. Владимира при МсККК им. М.А. Шолохова

 

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх