Продолжаем публикацию интервью войсковых священников ВКО в рамках подготовки казачьего направления МРОЧ-2016. Слово протоиерею Иоанну Гармашу.
Войсковой священник Кубанского казачьего войска, протоиерей Иоанн Гармаш
– В чем, по-Вашему, заключается актуальность утвержденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом темы в приложении к вопросам соработничества Церкви и казачества?
– На протяжении столетий казачество играло активную роль в обустройстве Российского государства. Военный профессионализм, воля и стойкость, внутренняя социальная и политическая самоорганизация, высочайшая степень патриотизма и верность традициям, – вот качества, которые испокон веков были присущи казачеству как неповторимому социально-культурному феномену российского общества. Именно они и обусловили его особое место в истории нашего Отечества.
Церковь и казачество для Кубани, как и, я убежден, для любого уголка земли русской, это единое и неделимое целое. Казак – это надежный защитник православной веры, который своим примером являет образец доблести и мужества на страже христианства.
Приведу слова Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА: «Основой казачества всегда были православная вера и любовь к Отечеству. Никаких искусственных философий, никаких искусственных идеологий! Этих двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и Отечества».
– Какие новые предложения прозвучали, какие методические разработки были предложены докладчиками на региональных епархиальных конференциях Чтений по теме воцерковления и духовного окормления казачества в преддверии Чтений-2016? Что вы сами готовы предложить для обсуждения в январе?
– 20 октября 2015 года в Краснодаре по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора прошли ХХI Кирилло-Мефодиевские чтения: «Традиция и новации: культура, общество, личность».
Темой одной из секций стала «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Руководство ею взяли на себя епископ Армавирский и Лабинский Игнатий и я, войсковой священник Кубанского Казачьего войска протоиерей Иоанн Гармаш.
В своих выступлениях докладчики затронули особо важные аспекты в укреплении связи церкви и казачества. В целях привлечения внимания казачества к духовному наследию, традиционной культуре и истории Российского государства участники секции предложили:
- Провести работу с атаманами, личный пример которых играет значимую роль в истинном воцерковлении казаков.
- Поощрить местных батюшек, опыт работы с казачеством которых может служить положительным примером для других.
- Наладить тесную связь между местным приходом и хуторским обществом. Казаки всегда желанны и затребованы Церковью. Неоценимую помощь они могут оказать, например, при выносе хоругвей и храмовых икон, своим активным участием в богослужении, умением читать шестопсалмие и т.д.
- При непосредственном участии духовенства проводить казачьи празднества, приуроченные к православным праздникам: ярмарки, конкурсы казачьей песни и т.д.
- Хуторским казачьим обществам взять шефство над территорией вокруг храмов, организовать место для хранения знамени и возможных регалий вблизи храма или непосредственно в нем.
- Усилить работу с молодежью в школах и (или) классах казачьей направленности, в казачьих кадетских корпусах. Духовное воспитание – есть неотъемлемая компонента государственной политики в сфере образования.
- Организовать посещение казаками воскресной школы для взрослых.
Работа ХХI Кирилло-Мефодиевских чтений завершилась церемонией награждения участников. Из рук губернатора Кубани Вениамина Кондратьева учителя получили Почетные грамоты и Благодарности за активное участие в духовно-нравственном развитии кубанцев, а Митрополит Исидор благословил присутствующих иконой.
– Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством готовит VI Международную научно-практическую конференцию «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Какие изменения вы наблюдаете с момента проведения I научно-практической конференции?
– Многим казакам, которые родились и выросли в советское время, очень трудно войти в церковную жизнь. Умом и сердцем верят, посещают службы, детей крестят, венчаются, а жить полной церковной жизнью пока не получается.
Однако на Кубани за годы, прошедшие с I научно-практической конференции, можно отметить положительную динамику во взаимодействии казачества и Церкви. Все, что так долго обсуждалось в теории, мы стремимся реализовать на практике.
Ни одно мероприятие, проводимое в Кубанском казачьем войске, не проходит без участия Русской Православной Церкви и без благословления Владыки Исидора. В свою очередь, казаки Кубанского казачьего войска являются активными участниками мероприятий, проводимых епархией.
У нас есть кадетские корпуса, казачьи школы и классы: вся эта система подготовки подрастающего поколения была включена в традицию воспитания, призванную сформировать духовный стержень будущего казачества.
Немаловажную роль в этом направлении играют проводимые совместно с церковью ежегодные поминовения казаков, погибших геройской смертью за Отечество.
Священник, как и прежде, сопровождает казака во всех событиях его жизни. Если проводится сбор казаков, обязательно приглашают батюшку. Все военно-полевые сборы казачьих отделов проходят при непосредственном участии духовника и священников, окормляющих казачьи общества.