Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота

07.02.2017 12:12

Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор УМК «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологии

Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ» (VII направление: «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества», Педагогическая мастерская «Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота», 26 января 2017 г., Москва, здание Правительства Москвы,  ул. Новый Арбат,    д. 36/9, аудитория № 1907).

 

Ваше Преосвященство, глубокочтимое священство и все участники Рождественских чтений!

 

Сегодня я собираюсь продолжить и углубить тему, начатую ранее. Она важна для всех граждан России, но для казаческого направления – особенно. Мы уже говорили о том, что личность будущего гражданина находится в центре пересечения различных идеологических концепций и столкновения разных интересов. Поэтому самые главные и самые разрушительные удары последних трёх десятков лет направлены на систему образования. В результате система образования стала самым нестабильным социальным институтом России. Но народ как мог, проявлял энтузиазм, пытаясь защитить молодёжь от разрушительных новых технологий воздействия, сохранить лучшие отечественные педагогические традиции, обогатить содержание образования недостающим духовно-нравственным материалом, расширить границы языкового, интеллектуального, духовного пространства, в котором находится наш воспитанник в д/саду, а потом – в школе.

Одно из направлений противодействия сокрушительному смерчу инновационных технологий связано с поиском нового позитивного, нравственного развивающего содержания образования. Где его следует черпать?

Черпать такое содержание можно только в своих традициях, в своей культуре, постоянно развивая её на собственной мировоззренческой и духовной основе. Культура творится по своей неизменной диалектической формуле: традиция + новация. В этом смысле курс «Основы православной культуры» уникален. Он возвращает в образование традиционное содержание, ценный социокультурный опыт и вместе с тем имеет все признаки инновации. Такого историко-культурологического курса никогда раньше не было. Он родился в самом начале XXI в. Содержание курса традиционно и инновационно: знаниевый блок традиционен, а историко-культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях светского характера образования инновационен.

Есть вопрос, на который мне хотелось бы сегодня обратить особое внимание. К сожалению, нередко люди всё ещё путают религиозное образование и историко-культурологическое образование, кто-то делает это специально, а кто-то просто не вникает в содержание и концепцию и не понимают преимущества ОПК в сравнении с курсом Закона Божиего и считают, что ОПК – это просто подготовка к Закону Божиему. С этим мы сегодня и разберёмся.

Подчеркну, что речь пойдёт о названии, концепции и содержании курса «Основы православной культуры», а не «Православной культуры» или каких-то других курсов с ещё более размытыми и неопределёнными названиями. До сих пор продолжаются попытки подменить концепцию, содержание курса, и делается это, начиная с названия, на которое изначально был сформирован заказ социума. ОПК опираются на содержание веры, как основы всей православной культуры, в соответствии с названием, ведь название – это краткая формулировка содержания. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил первый учебник «Основы православной культуры» и целое направление «Основы православной культуры». А когда готовился федеральный курс, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил и Правительство России закрепило название «Основы православной культуры» православного модуля и слово «Основы» – в названии всего комплексного курса и всех остальных модулей.

Пытаясь подменить название (а значит и содержание), противники ОПК хотят показать, что благословение двух Патриархов и мнение Правительства России ничего не значат, и продолжают утверждать, что «Православная культура» – это то же, что «Основы православной культуры», что имеется в виду основы православной культуры. В правдивость таких утверждений невозможно поверить, поскольку возникает вопрос: а зачем тогда так усердствовать в подмене названия, если это всё равно? Мы знаем, что как назовешь корабль, так он и поплывёт. И с изменением названия и содержание становится другим. Сначала это замена названия, а потом вообще докажи, что курс «Православная культура» чем-то отличается от одноимённого раздела МХК (мировой художественной культуры)? Да и в литературе есть православная культура, и в предмете «Искусство» есть, так что запланированный результат замены названия ОПК на «Православную культуру» очевиден – это провокация отказа от этого нового курса, поскольку он дублирует содержание, которое уже есть в школе. Названия «Духовная культура», «Уроки добра», «Основы нравственности» не имеют конкретной привязки к отечественным традициям, а «Истоки» с их праздниками Коровы и народными языческими поверьями – вообще не на ту тему.

То, что так богато сегодня творчество учёных, – очень радостно; это, конечно, хорошо, что специалисты исследуют разные культуры и нашу тоже, защищают диссертации, обогащают науку, но не надо, как говорят в народе, «наводить тень на плетень» и путать Божий дар с яичницей: домовятами и другими, ещё более распространёнными и страшными персонажами фольклора не нужно разбавлять евангельское содержание и историю православия в России и в мире. Нужно всё-таки расставлять всё по своим местам, а содержание, атрибутику, героев нужно показывать детям в соответствующей среде и на соответствующих курсах.

Но давайте определимся с содержанием ОПК и Закона Божиего: что общего и в чём различие, и в чём преимущества ОПК?

  1. Основы православной культуры – гораздо шире, они включают несколько блоков: а) основы православной веры и библейское содержание (что и составляет курс Закона Божиего; различие заключается только в последовательности, в подаче материала и методах работы); б) знание о наследии святых отцов; в) знания о проявлении православной веры в культуре в самом широком смысле: архитектуре, литературе, церковной живописи, музыке, художественном искусстве, бытовых традициях, в государственных символах, в названиях, в межличностных отношениях, в семье, на производстве и т. д.; г) археологические материалы и исторические знания об условиях распространения православной веры, формирования символа веры, обряда, устроения церковной организации, монастырей, свидетельств веры, библиографические знания о святых и т. д., то есть знания о событиях, фактах и явлениях религиозной жизни и культуры в рамках периода, охваченного современной исторической наукой.

Как видим, содержание Закона Божиего есть и в ОПК, а два последние огромных, неисчерпаемых блока обеспечивают возможность раскрытия укоренённости православия в жизни, культуре Отечества и других государств мира, объясняют и укрепляют мировоззренческие, религиозные, культурные, политические связи в общемировом пространстве. В Законе Божием этого нет.

И для сравнения по объёму содержания: если вы возьмёте Закон Божий в наиболее авторитетном и распространённом варианте – под редакцией протоиерея Серафима Слободского, то содержания хватит на 3 года, максимум – на 4 года (с 3 по 6 класс). А ОПК – курс богатейшего и разнообразного содержания, мы используем его с дошкольного уровня и до окончания школы, и далее – в колледже, вузе, в последипломном образовании. Пока не берём даже 4 важнейших вопроса: 1) о возможности использования Закона Божиего в современной педагогической практике; 2) об учебно-методическом обеспечении курса; 3) о соответствии изложения современным запросам на получение знаний; 4) об эффективности такого образования и воспитания. Говорим пока только об объёме учебного материала.

Хотя несколько слов всё-таки следует сказать и в защиту традиционного Закона Божиего. Я не случайно назвала «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского как самый авторитетный. Дело в том, что попытки «осовременить» этот предмет для изучения в воскресных школах и православных гимназиях оказались безобразными, и, надо признать – просто провалились. Родители, дети которых учат Закон Божий в православных гимназиях, жалуются на какие-то новые толстенные, неподъёмные книги, которые им навязали сверху и по которым детям приходится много выполнять заданий и не интересно учиться. Но главное, что не нравится православным родителям, – это изложение, опошленное и примитивное. Желание сделать доступным и привязать содержание к современной жизни привело автора к вульгаризации содержания. Детям, например, предлагается «взять интервью у Иоанна Богослова», а при описании пребывания первых людей в раю используются сравнения из современной жизни с фразами типа: «главная проблема – жилищная», в раю «был решён квартирный вопрос». И духовные смыслы проходят мимо, а главным мотивом к возвращению в рай, становится житейский комфорт. А как же Царство Божие начинается на земле? У юродивых, у мучеников, гонимых и обездоленных.

Вот где ещё одна страшная подмена духовного традиционного содержания. К сожалению, это активно насаждается, навязывается под видом отмеченного наградами солидного труда. Закон Божий (как и ОПК) должен поднимать человека к духовным высотам, но, не наоборот, – духовный мир свести к обывательскому уровню. Так что и Закон Божий уже нужно защищать от его писателей-разрушителей.

 

  1. Но вернёмся к сравнению ОПК и Закона Божиего. Главное заключается в следующем. Закон Божий – это религиозное содержание, которое, безусловно, обладает качеством универсальности в религиозной практике народа, но не обнаруживает и, тем более, не раскрывает три важнейшие связи: 1) с современной жизнью школьника, 2) культурой, 3) историей. А без этих связей никакое содержание нецелесообразно в государственных и муниципальных школах. И математика, и химия, и любой предмет нужен в школе, если только их содержание имеет и будет иметь место в жизни и культуре, к которой относится ученик. Эти необходимые связи обеспечивает культурология и исторические знания (события истории Отечества, история Церкви, мировая история). Эти связи выстроены именно в ОПК.
  2. Отсюда вытекает следующее тоже чрезвычайно ценное преимущество: ОПК как историко-культурологический курс могут быть использованы в любой современной школе и необходимы каждому гражданину России и других государств, чья культура исторически относится к православной.
  3. Отсюда и следующее важное преимущество – богатство и разнообразие учебного материала.
  4. Отсюда же и ещё одно важное преимущество, касающееся достижения воспитательных и развивающих целей, – воздействие на личность школьника и гражданина России средствами не только церковного искусства, но средствами всего многообразия художественной мировой культуры.

То есть, в курсе Закона Божиего воспитание идёт только через веру, если веры нет, то вообще может быть отрицательный результат; а вера – это великий дар, но редкий и не очень постоянный. Вера зависит не только от того, что получает ребёнок в школе и что видит в храме; вера – это результат действия многих факторов – генов, семейных традиций, личного жизненного опыта, привычек, например, проводить время у телевизора или в Интернете. Но главное – определяется промыслом Божиим относительно каждого конкретного человека. И все эти факторы взаимосвязаны и сугубо индивидуальны. Цель одна – спасение, и путь один – со Христом, но средства и частные жизненные условия самые разные, и способность видеть и слышать духовное и даже само возрастное духовное развитие тоже различно. Поэтому ждать успеха от коллективного процесса собственно религиозного воспитания по плану школы или учителя не стоит. Это находится непосредственно у Бога; для того в мир пришёл Христос и отдал жизнь, чтобы сам человек, узнав о Жертвенной Любви и осознавая путь спасения, искал Бога, восстанавливал связь с Ним. Невольник – не богомольник, говорит народ. И насильного спасения быть не может. И в этом смысле традиционное средство остаётся неизменным – это сознательное воцерковление, приобщение к православной традиции через храм, обретение религиозного опыта под руководством священника, которого человек выберет сам и которому доверится. Поэтому сам процесс спасения человека остаётся за рамками обоих курсов: и Закона Божиего, и ОПК. А вот на успешное формирование личности школьника как гражданина, семьянина и патриота России, независимо от национальности, семейных традиций и других индивидуальных факторов, средства ОПК оказывают очень яркое и убедительное воздействие. Словесный и зрительный иллюстративные ряды, современное, доступное изложение истории и объяснение культурных особенностей России, знакомство с памятниками литературы и искусства убеждают школьника в укоренённости Православия в отечественной культуре и распространении в мировой культуре, демонстрируют, насколько дороги святыни и православные традиции народу, насколько ценно для нашего общего благополучия уважительное отношение к духовным традициям и материальной, художественной православной культуре, к русскому языку как важнейшему носителю духовных традиций и ценностей, как основному средству сохранения и передачи культуры. Именно эти возможности ОПК становятся важным инструментом формирования будущей культуры и благополучия государства, средством профилактики экстремизма и терроризма, средством формирования правовой культуры и успешных межличностных отношений, средством формирования ответственности и мотивации к учению, к успешной социализации в отечественной культуре.

  1. Нельзя не сказать ещё об одном важном преимуществе курса ОПК по нашему УМК, о чём сейчас всё больше стали говорить специалисты, – о необходимости знакомиться с другими религиозными традициями: католичеством, протестантизмом, с древними религиями, с современной картиной мира. Для нас такая необходимость была очевидна ещё в 90-х гг. XX века, и многие школы это оценили ещё с тех лет. Это обусловлено и содержательными задачами, и социально-политическими, и, конечно, возрастными: начиная с 8-го класса дети особенно интересуются разными культурами, историей других государств, политикой, и даже своё родное в этом возрасте понимается лучше в сравнении.
  2. ОПК обеспечивает духовную, историческую и культурную связь между всеми регионами России и патриотическое воспитание в самом глубоком понимании. Только вера и её отражение в культуре дают фундаментальное основание патриотизму. Всё остальное – весьма относительно для современного гражданина и индивидуально переживаемое, и очень ненадёжно в условиях социального кризиса и вопиющего неравенства и несправедливости.

Актуальность направления ОПК возрастает теперь и в связи с изменениями в государственной политике в области образования. Духовно-нравственное воспитание стало приоритетным направлением в образовании. Но никакого духовно-нравственного содержания и воспитания не может быть без основ религиозности народа. Формула нравственности – это религия, как утверждал наш великий мыслитель Ф. М. Достоевский.

Но есть ещё одно очень важное направление в образовании, которое актуализирует ОПК. Это патриотизм, который сегодня заявлен на самом высоком уровне как единственная идея в России. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – заявил Президент России В. В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». Эта идея «не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом», – сказал Президент.

Однако без религиозных традиций не обходятся никакие рассуждения о возможности распространения позитивных идей, в том числе патриотической идеи. Сразу на помощь приходят понятия «священный долг», «духовные традиции» и т. д. И даже говоря о коммунистических идеях, положительное в них сравнивается с библейским содержанием. Например, Президент России признался: «Если мы посмотрим «Кодекс строителя коммунизма», который широко тиражировался в Советском Союзе, он очень напоминает Библию».

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

В программе говорится, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». То есть делается попытка осуществить нравственный подход в воспитании, формировании альтруистического начала личности патриота и гражданина России. И мы видим, что для реализации такой программы необходима духовно-нравственная основа, на которую можно было бы опереться патриотизму. Ведь патриотизм – это духовный, сердечный акт, акт совести, ориентируемой на Божественный контроль, иначе любые идеи обречены на формализм, потом – фарисейство, а постепенно – при усиленном назидании – на отторжение и протест.

Исследователь патриотизма И. А. Ильин, убеждённый в мессианстве русского народа в мире, в особом предназначении России, писал: «Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить всё, что угодно, не считаясь с законами её духовного организма. Россия есть живая духовная система, со своими историческим дарами и заданиями. Мало того, – за ней стоит некий Божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказываться…»

Подлинный патриотизм в России воспитывался на понимании России как Святой Руси, священной державы. И лозунгом русского воинства были слова: «За веру, царя и Отечество!» То есть первой причиной и основой защиты Отечества была вера православная.

Современные социально-политические проблемы убедительно подтверждают необходимость развития направления ОПК на всех уровнях образования. Ведь мы видим конфликты и преступления, чудовищные преступления, взращённые на почве патриотических идей. Именно патриотические лозунги использовались в фашистской Германии, они же – на украинском Майдане, а также – в государстве ИГИЛ. В Сибири распространяются идеи неоязычества, отделения от Московии тоже на идеях по-своему понимаемого патриотизма. Мы видим, как поступили бывшие союзные республики по отношению к русскому населению, которое приезжало когда-то поднимать промышленность, медицину, сельское хозяйство этих республик. Насилие, жестокость, унижение русских, отказ от русского языка здесь преподносят как проявление патриотизма. Всё это говорит о том, что патриотическое воспитание нельзя отделять от духовно-нравственного воспитания, и ОПК в этом смысле является важнейшим систематическим средством подлинного патриотического воспитания; патриотизма, объединяющего, а не разъединяющего; патриотизма, созидающего, а не разрушительного; патриотизма как одухотворяющего творческого идейного начала, а не бумажной рутины для учителей.

Для государства и всеобщего благополучия особенно важно сейчас объединение народа. И поддержать Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» должны и руководители, теологи, представители не только РПЦ, но и других конфессий, особенно тех, чьи модули вошли в комплексный курс ОРКиСЭ. Не о внешней атрибутике сейчас нужно заявлять и спорить, а о глубоком религиозном обосновании любви к России разными конфессиями, которые заявляют о себе как о культурообразующих религиях в России. Не абстрактное признание силы и власти нужно, а теологическое обоснование разными конфессиями патриотизма как любви именно к России и историко-культурологическое подтверждение такой патриотической концепции. И в этой концепции должна быть надёжная основа для качественных межличностных отношений, равная православному принципу – «возлюби ближнего как самого себя» с толкованием, что ближним является любой человек, который находится рядом. Нельзя реформировать религии, это приведёт к сильнейшим социальным и религиозным взрывам, которые снесут всё и вся, но найти позитивные основы для воспитания уважения ко всем гражданам России и любви к России. В нашем УМК это есть. Необходимо, чтобы потрудились и открыли для всех подобное позитивное содержание другие конфессии. Чтобы дети со школьной скамьи были уверены, что все конфессии имеют религиозное основание воспитывать молодёжь в уважении к представителям других религий, к коренным историческим и духовным традициям России, в миролюбии, честности, доброжелательности, соблюдении Конституции и устоявшихся норм светской культуры. Такая работа будет большим вкладом в профилактику терроризма и экстремизма и заложит глубокий фундамент для созидания могучей и прекрасной страны, благополучной, с разнообразными культурными традициями, но единым народом.

Вернёмся к теме ОПК, поскольку они уже разработаны вполне, и их можно использовать для духовно-нравственного и патриотического воспитания и нужно развивать и внедрять в образование всё активнее.

Участие и инициативы педагогов-практиков в развитии ОПК можно рассматривать как наиболее надёжную опору в силу их удалённости от глобалистического и либерального давления. Что касается ФГОС, то они дают возможность изучать «Основы православной культуры» в разных формах, и использовать эти возможности обязательно нужно. Духовно-нравственная область есть теперь в содержании образования, и если её не заполнять традиционным историко-культурологическим материалом, то она будет быстро заполняться иным, чуждым содержанием, ложными ценностями. Сейчас для такого творческого профессионального участия созданы благоприятные условия в школьной и дошкольной педагогической практике, хочется надеяться, что учителя смогут использовать все воспитывающие и развивающие ресурсы Основ православной культуры в целях патриотического воспитания и повышения общей культуры граждан России.

Инновационны и очень современны в самом хорошем смысле этих слов методы работы с детьми, составляющие основу историко-культурологического подхода в преподавании ОПК. Курс «Основы православной культуры» формирует мотивацию к освоению культуры и изучению истории и религии. А ведь снижение, а иногда и полное отсутствие мотивации к учению стало сущим бедствием сегодня. Общаясь с педагогами и директорами школ, приходится постоянно слышать об этой проблеме. В современной школе есть всё: оборудование, техническое оснащение кабинетов. Но нет мотивации к учению у детей, к сожалению, не сформирована возможность получения знаний как ценность. В европейских странах в обществе сформирована ценность денег, благополучия; дети это рано усваивают, и ценность знаний напрямую связана с затраченными средствами, это важный фактор мотивации к учению. В российской истории материальный и социальный мир всегда был очень нестабилен, ненадёжен. У нас традиционно доминируют высшие смыслы, духовные ценности и общественно-патриотическая значимость деятельности. Тяга к духовности, к миру добра, к освоению смыслов обнаруживается у наших детей рано, при этом наши дети не терпят назидательности и фальши, очень чувствительны к искренности, красоте, добру. Эти особенности обусловили интерес к содержанию курса ОПК. Именно интерес. Историко-культурологический подход стал важнейшим фактором формирования мотивации к изучению ОПК, а в рамках этого содержания мы стараемся пробуждать интерес к русскому языку, открывая детям основы его духовности, к отечественной культуре, истории, литературе. К «Основам православной культуры» по нашему историко-культурологическому УМК всегда есть интерес со стороны детей, родителей и педагогов, а безграничная глубина содержания обеспечивает использование программы в самых разных условиях. Дети даже спрашивают, почему ОПК только один раз в неделю, тогда как на другие предметы выделяется по несколько часов в неделю. Я говорю об этом только в подтверждение большого интереса у детей к предмету, а вовсе не подталкиваю к увеличению количества часов в неделю. Достаточно 1 часа, во всём должна быть разумность. Важнее соблюдать системность преподавания и использовать интегративные связи с базовыми предметами для повышения качества их изучения.

И ещё хотелось бы подчеркнуть одну важную характеристику курса «Основы православной культуры» – его абсолютно положительное воздействие. Подрастающее поколение узнаёт историю формирования религиозной и культурной традиции, пред ним встают образы святости реально живших людей, примеры мужества, исповедничества, правдивости, благородства, супружеской верности, любви, жертвенности, без которой не устоял бы и не устоит мир, образы истинных патриотов – защитников Отечества, веры, Церкви. Инновационная историко-культурологическая концепция позволяет избежать назидательности при решении задач духовно-нравственного воспитания. Семья, дружба, любовь, патриотизм – это сквозные темы с дошкольного образования по 11 класс.

Среди особенностей новых стандартов следует назвать прописанные, конкретизированные личностные результаты. Если говорить о ФГОС дошкольного образования, то они содержат принципиально новые позиции, например, подчёркивается важность формирующей, воспитывающей среды – педагогической, социокультурной среды. Это интересное концептуальное положение. И эта среда по нашей программе дополнительного образования, которая может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой, должна включать православные праздники, стихи, рассказы православного содержания. Сегодня уделяется должное внимание эмоциональному воспитанию, и в этой части педагогическая работа нацелена на воспитание патриотических чувств, уважения, особенного, почтительного отношения к предметам и словам духовного содержания. Только вырастив новое поколение, умеющее достойно и правильно пользоваться своими правами на убеждения, веру, культуру, ценить отечественные традиции и сострадать людям, Россия сможет справиться с главными социальными недугами и проблемами, в том числе и с провокациями на религиозной почве, периодически потрясающими наше общество. Наша программа может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой дошкольного образования, дополняя её. Практика преподавания курса «Основы православной культуры» сформировала благодатную социальную среду, формирующую личность патриота, гражданина духовно и нравственно ориентированной суверенной России с православным культурообразующим и государствообразующим стержнем.

Спасибо за внимание.

Тэги: # #
Поделиться:
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
15 ноября 2024
Бессребреников и чудотворцев Космы (икона) и Дамиана (икона) Азийских и матери их прп. Феодотии. Сщмчч. Иоанна (икона) епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших. Мцц. Кириены (икона) и Иулиании. Мч. Ерминингельда, царевича Готфского. Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти. Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров. Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы. Мч. Петра.
Наверх