Духовенство и эксперты поспорили о “религии на кнопках клавиатуры”

22.06.2014 00:00

934786981Проблема современной журналистики, особенно религиозной и церковной, заключается не только и не столько в принадлежности автора тех или иных текстов к вере или церковным структурам – это еще не гарантия качества журналистских текстов, – сколько в потере навыка “говорить на все темы, но так, чтобы слово было сильным, умным, не теплохладным”.

МОСКВА. 20 июн, — РИА Новости, Милена Фаустова. Религиозная принадлежность и воцерковленность не могут гарантировать качества журналистского текста, главная составляющая религиозной журналистики — профессионализм и “нравственная доброкачественность”, к такому выводу пришли представители духовенства, журналисты и эксперты на семинаре “Религия на кнопках клавиатуры” в Москве.

Градус веры

Встреча продолжила дискуссию вокруг недавно вышедшей книги публициста Александра Щипкова “Религиозное измерение журналистики”. Сам автор уверен, что у людей, причастных к СМИ, должно быть одно единственное измерение, определяющее качество их работы: степень их религиозного опыта. “Неважно, о чем он пишет, но важен его уровень религиозности. Иногда берешь тексты очень опытных журналистов с огромным жизненным опытом и уже немолодых людей, которые не так давно пришли к вере и которые неизбежно начали высказывать свое мнение о Церкви и религиозных процессах. Но градус их веры — младенческий или подростковый, и это видно между строк”, — уверен публицист.

Правда, с этим мнением многие оказались не согласны. Проблема современной журналистики, особенно религиозной и церковной, заключается не только и не столько в принадлежности автора тех или иных текстов к вере или церковным структурам. “Сама по себе воцерковленность не может быть гарантией качества журналистских текстов”, — подчеркнул заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов. Он отметил, что вера не определяет ни выбор, ни качество профессии. “Может ли быть религиозной математика? Есть верующие математики, филологи, строители. Но зубы, например, мы пойдем лечить, прежде всего, к профессионалу, а не к молитвеннику”, — заключил священник.

Журналистика становится “народной”

Сегодня в принципе происходит размывание границ журналистики, в том числе и религиозной. Благодаря интернету и возможности постоянно находиться в блогах и социальных сетях, выражать там собственное мнение по тому или иному событию и факту, уровень профессионализма падает, а журналистика превращается в “народную”. Экспертом в области религии и Церкви может стать любой. Такую точку зрения выразил экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.

“Современная журналистика — это работа самых разных людей в любом средстве массовой информации. У нас сегодня больше миллиона членов Союза журналистов. Количество средств массовой информации в последнее время значительно увеличилось благодаря интернету. Современная журналистика сильно повлияла на словестное искусство. Например, “Былое и думы” Герцена уже воспринимается как некоторый предвестник блога”, — отметил Вигилянский.

Возможность быть не только потребителем информации, но и ее поставщиком в целом привела к кризису журналистики как профессии,- продолжает отец Владимир. “На примере острых политических событий, которые сегодня происходят в мире, частности, в России и на Украине, мы видим, насколько журналистика стала зависима, не продуктивна, как она не умеет сопоставлять те или иные факты”, — считает он.

Посты в фейсбуке — не профессия?

“Труд профессиональных журналистов необходимо отличать от труда блогеров, даже несмотря на то, что последних могут читать более трех тысяч человек, и они могут восприниматься читателями в качестве журналистов”,- считает управляющий делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов). “Написать у себя что-либо в фейсбуке или твиттере может каждый. Но это не является журналистикой”, — пояснил он.

Впрочем, некоторые из участников дискуссии полагают, что ничего плохого в том, что люди через самые различные средства, предоставляемые мировой сетью пытаются выразить собственное мнение, нет. Чем больше будет мнений, тем шире будет представлена палитра современных общественных, социальных и религиозных процессов. Другое дело, что в случае с Церковью и религией вообще, эта мозаика должна быть представлена адекватно происходящим событиям, подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Священник утверждает, что “сегодня надо добиться того, чтобы мнение церковных людей подавалось адекватно, независимо от того, какую группу или какое сообщество они представляют. Нам все время пытаются подать искаженную картину, пытаются подать как мнение общества и как мнение Церкви мнение той или иной группы людей. Это, недопустимо”, — уверен Чаплин.

“Дрессировка церковных людей”

“Мнения церковных людей были адекватны независимо от того, какую группу тот или иной человек или так иная группа представляет. Конечно, услышаны должны быть все: от царебожников до либералов, от очень пожилых людей, до детей, от жителей Москвы, до жителей глубинки. К сожалению, это очень непросто сделать, поскольку есть заказ представить только очень узкую группу лиц”, — пояснил Чаплин.

По его мнению, в современном обществе существует “навязанная тенденция дрессировки церковных людей через моделирование того, что якобы представляет общественный запрос по отношению к Церкви”. Чаплин также призвал представителей духовенства и мирян “проявлять волю” по отношению к высказываниям, подобным следующему: “Общество ждет от вас того-то и того-то — быстренько меняйтесь, а то исчезнете!”

В этом свете, одна из задач и целей религиозных журналистов — “говорить на все темы, но так, чтобы слово было сильным, умным, не теплохладным”, считает Чаплин. Именно в этом, по мнению священнослужителя, должно и может заключаться религиозно-нравственное измерение профессии.

РИА Новости
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх