18 февраля на общеевропейском телеканале «ARTE» состоится премьера фильма «Казачий священник на Дону». Главное действующее лицо – духовный наставник казаков Волгоградской области, протоиерей храма Иоанна Предтечи Олег КИРИЧЕНКО. У него в гостях побывал наш обозреватель Александр ЛИТВИНОВ – вместе с ним посмотрел готовый фильм и узнал, смогут ли эту картину увидеть волгоградцы.
Притяжение тихого Дона
– Олег Викторович, это вам удалось заинтересовать европейцев историей и куль- турой донских казаков?
– Нет, идея фильма возникла у самих кинематографистов. Прежде всего – у журналиста, режиссера Вольфганга Мертина, хорошо знающего Россию, русскую культуру. Задумывались ли вы когда-нибудь, чем казаки отличаются, скажем, от представителей силовых структур? Тем, что они традиционно связаны с Русской православной церковью.
– Поэтому и обратились именно к вам?
– Когда европейцы решили снять фильм о донских казаках, об их тесной связи с православием, они вышли на Московский патриархат Русской православной церкви. Там просьбу их передали в Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, а комитет уже вышел на меня.
– Правда, что фильм поначалу хотели снимать в Ростовской области?
– Да, но ведь Волгоградская область известна европейскому зрителю как место, где проходила великая Сталинградская битва! Поэтому и был изменен первоначальный замысел –для европейского зрителя станет открытием то, что сталинградская земля, оказывается, знаменита также и своими казаками. Министерство иностранных дел России рекомендовало оказать местным властям при съемках всестороннюю помощь. Большую организационную поддержку мы получили также от администрации Волгоградской области.
– Журналист «Волгоградской правды» Ольга Бондарева делала репортаж с одного из мест съемки. А сколько районов с гостями из Европы вы проехали?
– Вместе с Вольфгангом мы на автобусе проехали вдоль Дона через многие казачьи хутора и станицы нашей области. Встречались со священниками, местными жителями. Они рассказывали и показывали нам, как живут в наше время казаки.
Как историк священником стал
– Ну тогда давайте смотреть фильм! Еще не видели?
– Нет, и мне очень интересно,что получилось, ведь я видел только съемки и не знаю, что вошло, а что осталось за кадром.
…Прямо на нас с экрана мчатся по степи конные казаки с шашками. Звуки казачьих песнопений сменяет православное богослужение: на экране – кадры молебна в храме Иоанна Предтечи на Центральной набережной Волгограда. А вот дом священника, его семья. В кадре – супруга Олега Викторовича, Евгения. Художник по профессии, она вспоминает, как ее едва не выгнали из художественного училища за икону, которую девушка хранила в комнате студенческого общежития.
Дочка Катя собирает угощение на стол. В кадре – рассказ отца Олега…
– О чем вас спрашивали?
– Я рассказывал, как ушел в свое время от науки к служению церкви. Занятия научной деятельностью –это лишь один возможный путь для жизни, и мне в нем не хватало глубины.
– А кто вы по образованию?
– Историк. Я окончил Дне-пропетровский госуниверситет имени 300-летия воссоединения Украины с Россией, затем преподавал в нем же, на историческом факультете. …
Смотрим дальше. На экране – красивейшие места Дона. Вот Серафимович – бывшая станица Усть-Медведицкой области войска Донского. Здесь главный герой фильма – казак Дмитрий Копылов…
– Почему выбрали его?
– Это удивительный человек, бывший музейный работник и фанат казачества. Дом у него самого, что музей! Не случайно в фильме Сергея Урсуляка «Тихий Дон» Дмитрий выступал в качестве реквизитора и консультанта.
Казаки песен не поют
…Между тем на экране уже Алексеевский район, станица Зотовская. Местный священник Михаил Лоза встречает гостей в своем доме, который когда-то принадлежал профессору медицины Федору Протопопову. Тот в 20-е годы лечил самого Ленина, а здесь, в Зотовской, Федор Иванович делал свои уникальные хирургические операции, спасая жизни людей…
– Вы были в этом доме?
– Да, это тоже своебразный музей, где бережно хранят память о выдающемся докторе, земляке. Здесь же, в Зотовской, находится и могила Протопопова.
…В кадре на открытой веранде отец Михаил вместе с супругой, матушкой Натальей, потчуют отца Олега чаем…
– О чем беседа? Заранее подготовленный диалог?
– Нет, мы говорили именно о том, что нас волнует сегодня. Что меньше 10 % казаков в наши дни реально участвуют во всех богослужениях, соблюдают посты и церковный устав, хотя казак без веры – это не казак! Без возвращения к вере казачество не возродится.
…Паром. Переправа на правый берег Дона, в станицу Трехостровскую Иловлинского района. Там отец Олег крестит в донских водах местного казака Вячеслава, которому уже перевалило за 50. Супруга его, Клава, готовит тем временем праздничный ужин…
– Снимали как настоящий праздник, со всем антуражем?
– Да, пришли соседи, начали отмечать крестины. И зазвучали казачьи песни. Обратите внимание – казаки песен не поют, они их именно играют. Так они сами и выражаются –«песни играть».
…Вот крестный ход на байдарках по Дону. Вот знаменитый Шукшинский утес – в тех местах, где во время съемок фильма «Они сражались за Родину» провел свои последние дни великий советский режиссер и актер Василий Шукшин…
Яблони освещались с вертолета
– Как ваше впечатление от увиденного? Не разочарованы?
– Нет, нисколько! В фильм вошло очень многое. И снято, заметьте, с применением новейших технических средств. Например, неоднократно использовали в воздухе дрон – миниатюрный беспилотный летательный аппарат.
– Картина в формате 4К?
– Да, это уже не HD –это формат будущего. Но главное – то, что в этом фильме рассказывается не только и не столько обо мне, сколько о нашей Волгоградской области и казачестве. Международная обстановка в мире сейчас очень сложная. И думаю, что доброе кино, которое расскажет зарубежным зрителям о донском казачестве и о его культуре, выйдет на европейские экраны очень вовремя и очень кстати.
– Волгоградцы увидят этот фильм?
– В администрации области нам обещали помочь с переводом и дубляжом – пока картина только на немецком и французском. Думаю, фильм обязательно надо показать у нас, ведь интересно то, какими нас видят европейцы и то, что они считают уникальной нашу казачью культуру! Я убежден. что казачество могло бы стать одним из брендов нашего региона, наряду со Сталинградской битвой.
– А есть то, что осталось за кадром?
– Есть. К примеру, жалко, что не вошел в фильм, на мой взгляд, очень красивый эпизод, когда мы летали над Доном на вертолете на Яблочный Спас, и священник прямо с вертолета освящал яблочные сады…