Доклад председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Международной научной конференции «Князь Владимир: истоки мудрости, уроки государственности, принципы духовности»с казачеством

01.10.2015 23:45

mk_portraitВыступление на международной практической конференции «Князь Владимир: истоки мудрости, уроки государственности, принципы духовности». Москва, 30 сентября 2015 года

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемая Наталья Владимировна!

Уважаемая Валентина Николаевна!

Дорогие участники и гости конференции!

Сердечно приветствую вас и поздравляю с началом работы международной практической конференции «Князь Владимир: истоки мудрости, уроки государственности, принципы духовности»!

Как вы все прекрасно знаете, нынешний 2015 год от Рождества Христова является юбилейным. На протяжении всего этого года вся полнота Русской Православной Церкви вспоминает 1000-летие представления святого равноапостольного великого князя Владимира. Связанные с этим событием торжества охватили практически каждый уголок нашей страны. От Москвы и до самых отдаленных окраин нашей Родины всюду слышалось молитвенное обращение к святому великому князю Владимиру, многие православные христиане имели возможность поклониться частице его честных мощей, повсеместно совершались массовые крещения, освящались храмы и монастыри в честь св. равноапостольного князя Владимира, устанавливались памятники и наименовывались площади и улицы. Но самое главное в этот юбилейный год было то, что представители государственной власти, Русской Православной Церкви, научных кругов и общественных организаций имели уникальную возможность еще раз дать оценку величайшему событию в истории нашего государства, определившего его появление, укрепление и цивилизационную интеграцию в общемировую историю – крещение Руси святым князем Владимиром в 988 году. И настоящая конференция, которая ставит своей целью сохранение и популяризацию духовного наследия православной цивилизации, вопросы религиозного выбора Руси и его роли в становлении Российской государственности, отражение духовного наследия князя Владимира в русской культуре и искусстве, влияние христианской философии и психологии на становление славянского менталитета, яркое тому подтверждение.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей книге «Святой князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» дает самую высокую оценку роли князя Владимира в становлении Святой Руси – основы современной России. «То, что произошло более тысячи лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории вос­точнославянских этносов. В далеком X веке Русь волей и трудами святого равноапостольного вели­кого князя Владимира восприняла от Византии христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда не только изменило духовно-нравственный облик самого князя и его сопле­менников, но и определило историческую судьбу Руси. Из конгломерата племенных союзов было создано единое и сильное государство, из жесто­ких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и правды Его».

Сегодня мы все являемся свидетелями того, что снова от нашего государства и нашего народа требуется искреннее свидетельство подлинной духовной и нравственной силы. А где источник нашей силы, которая способна ответить на все те вызовы современного мира, которые так явно стоят перед нами? Святой князь Владимир сделал для нас однозначный выбор – единство народа, единство нации, единство государства нельзя добиться без единства духа и единства веры. Если в обществе у каждого будет своя правда, свое нравственное стремление, то такое общество не сможет противостоять порокам, которые не только живут в сердцах людей, но и пропагандируются и насаждаются. Такое общество, государство не сможет оставаться единым и независимым на протяжении веков. Вот почему мы на протяжении всего этого юбилейного года не только стремимся дать оценку цивилизационному выбору князя Владимира, но и найти для себя те исторически обоснованные нравственные ориентиры для дальнейшего развития нашего общества и всего мира.

В свете последних политических событий, происходящих на международной арене, актуальным остается и другой вопрос: способна ли современная Русь, которая объединяет в себе многие народы и национальности, которые хотя и разделены государственными границами, и на которые стремятся оказать давление общественно-политические противоречия и злая человеческая воля, остаться подлинно Святой Русью, и живущим на ее просторах единым народом Святой Руси, способным преодолеть все настоящие искушения? Современный цивилизационный ответ на поставленный вопрос может быть однозначно положительным только тогда, когда мы сами осознаем себя народом не только по национальному происхождению и языку, но народом Святой Руси, непоколебимо хранящим православную веру. «Только она одна и помогла народу сему не сбиться со своего исторического пути, не потерять нравственных ориентиров, не заблудиться во тьме мирских соблазнов и сохранить стремление соединять свою временную человеческую волю с волей вечного и неизменного Бога», – как правильно заметил Святейший Патриарх Кирилл. (Речь на открытии XXIII Международных Рождественских чтений)

Следует также особо отметить то, что выдающимся результатом Крещения Руси и великой милостью Божией стало возникновение и становление Русской Православной Церкви, над созданием которой столько потрудился князь Владимир. Той Церкви, которая в последующие века оставалась единой для всех русских людей — дольше, чем государства, которые появлялись и исчезали на землях Святой Руси. Еще в послемонгольское время, до самой середины XV века, церковное единство в лице общей митрополии, которая, фактически пребывая во Владимире, а потом — в Москве, официально именовалась по-прежнему Киевской, продолжало сохраняться как залог единства и силы духа нашего народа. В эпоху политического обособления, когда личные политические интересы противопоставляются в ущерб интересам общегосударственным, Церковь идейно и организационно скрепляла русский народ, разделенный государственными границами. Церковь, основанная святым Владимиром, дольше всех сохраняла память и институт общерусского единства. И сегодня Русская Православная Церковь является выразителем чаяний миллионов верующих России и других стран канонической ответственности Московского Патриархата и стремится содействовать подлинному единению и духовно-нравственному просвещению народов, сохранению и приумножению богатого духовного и культурного наследия, завещанного нам святым князем Владимиром.

Молитвенно желаю всем вам помощи Божией в трудах предстоящей конференции. По молитвам святого равноапостольного князя Владимира Щедродавец Господь наш да подаст каждому свою благодать и помощь во славу Церкви нашей, Отечества нашего, Святой Руси, которая воссияла в веках святыми своими!

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх