“Письма из прошлого: к 100-летию начала политики расказачивания”
В сентябре в Оренбурге и Орске прошла премьера кинокартины протоиерея Сергия Баранова под названием «Далеко». Она рассказывает о судьбе оренбургского казачьего войска на рубеже смены эпох – о 1917-1919-х годах. Вернувшиеся после Первой Мировой войны казаки пытаются выжить в новом мире и отвоевать у новой власти свои станицы.
С конца 1917 года территория Оренбургского казачьего войска на два года стала ареной ожесточенной братоубийственной борьбы. Казачье офицерство сыграло в этих событиях особую роль. За годы Первой мировой войны офицерский корпус Оренбургского казачьего войска понес незначительные потери и сумел сохранить подавляющее большинство кадрового офицерского состава. На стороне белых сражалось несколько сотен оренбургских казачьих офицеров.
Для большинства Оренбургских казаков борьба с большевиками приняла характер борьбы за свои права и саму возможность свободного существования. Оренбургские казаки во главе с Войсковым атаманом полковником А.И. Дутовым выступили против большевиков одними из первых. После октябрьского переворота атаман А.И.Дутов несколько месяцев отбивал попытки красных захватить Оренбург силами небольших добровольческих отрядов, а Оренбургское казачье войско, насчитывавшее в своем составе до полумиллиона человек, наблюдало – чем все это закончится. В итоге 16 января 1918 года защитники Оренбурга проиграли бой у станции Каргалы и эшелоны красных войск двинулись в город. До июля 1918 года Оренбург находился в руках бойцов РККА. В конце мая к движению сопротивления присоединились казаки 3-го военного округа, поддержанные чехословаками. 3 июля 1918 года повстанческие отряды освободили Оренбург от красных. К осени 1918 года практически вся территория Оренбургского казачьего войска оказалась под контролем казаков. 28 сентября 1918 года казаками был взят Орск – последний из городов на территории войска, занятых большевиками. Таким образом, территория войска была на некоторое время полностью очищена от красных. Этот успех, во многом, принадлежал самому атаману Дутову. Но после непродолжительных побед и последующих поражений, Оренбургское казачество начало отступление к китайской границе. Оренбургские казаки сражались и на других театрах военных действий – участвовали в Сибирском Ледяном походе и в боевых действиях на Дальнем Востоке (вплоть до конца 1922 г.)
Именно к событиям этого времени относятся письма казака Оренбургского войска Георгия Терского. С атаманом он вернулся с Первой Мировой войны на родину. Верный святой присяге, Георгий присоединяется к добровольческому отряду и выступает против новой власти, новых порядков. На экране перед нами проходит жизнь в письмах. Казак пишет своей семье в надежде, что письма дойдут до нее. Душа казака разрывается от страдания за родную землю, свою станицу, за судьбу семьи и близких друзей. В этой моральной и физической мясорубке он одного за другим теряет всех членов своей семьи, а сам вместе с остатками отряда атамана А.И.Дутова пересекает границу с Китаем и вынуждено остается в Маньчжурии.
Протоиерей Сергий Баранов обьясняет: «Название фильму я дал “Далеко”. Это название приходится пояснять. Я все время ощущаю, как далеко мы от них не только во временном отрезке, не только исторически, как далеко мы от них мировоззренчески. Как далеко мы мыслим от того, как они мыслили, как они жили, как они чувствовали».
Слово «казак» означает путник, странник. Сотни лет странствовали казаки по родным степям, как по комнатам дома родного. Иногда лишь выходя из него, чтобы отогнать от ворот врага, вора или зверя дикого. Сила, отвага, свобода – вот что такое казак.
«Тяжело воевать, когда голова думать начинает. А душа чувствовать, – пишет казак. – Идет впереди нас Богородица Табынская. Взятая из степей наших Оренбургских. Раздавлена гордость наша казачья. И вера покидает нас с каждым днем. Умирает войско оренбургское. Умирает великая казацкая сила. Закаленные войной и побитые горем, мы оставили свое сердце и душу там, за Уралом, за стеной каменной, в степях казачьих…»
Святыней православных оренбургских казаков была чудотворная икона Табынской Божьей Матери. Ежегодно икону провозили по всем станицам Оренбургского войска. Последний крестный ход в ее честь состоялся осенью 1919 г. в станице Нежинской под Оренбургом. В дальнейшем икона была вывезена в Китай атаманом А.И. Дутовым, но сам атаман вскоре был убит, а икона пропала во время «культурной революции» Китая. Так же и вся культура оренбургского казачества оказалась почти полностью уничтожена в ходе гражданской войны и первых послевоенных десятилетий. В общей сложности в эмиграции оказалось около 1500 офицеров оренбургского казачества. С исходом в эмиграцию антибольшевистское движение оренбургского казачества не прекратилось, а лишь приобрело иные формы. Само существование Зарубежной России стало вызовом большевистскому режиму. В 1930-х годах в составе Союза казаков на Дальнем Востоке числилось 109 офицеров-оренбуржцев, проживавших в Маньчжурии. Сколько из них было природными казаками, сейчас сказать трудно. В годы Второй мировой войны часть оренбургских казаков, включая генерала Акулинина, поддержала Германию в борьбе с СССР. Со вступлением советских войск в 1945 году в Маньчжурию основные центры антибольшевистского движения оренбургского казачества были ликвидированы, часть казаков бежала на Филиппины, в Австралию, США.
На последних кадрах фильма перед нами предстает старый казак Георгий Терский, живущий в Австралии. Он добрался до чужих берегов, нашел новую Родину, новую семью, но сердце его осталось в Оренбургских степях. На самом далеком континенте сейчас проживает около трехсот тысяч потомков русских казачьих офицеров, действуют казачьи общества.
В 2008 году музей Оренбургского казачества посетила делегация из Австралии: митрофорный протоиерей Михаил Протопопов, и настоятель основанного оренбургскими казаками храма Святителя Николая Чудотворца в городе Брисбене протоиерей Гавриил. Священники привезли в Оренбург икону Великомученика Георгия Победоносца, которую передал в родные края оренбургский казак – сын белого офицера Дмитрий Речкалов (ныне – атаман австралийской Сводно-Казачьей станицы в Новом Южном Уэльсе). Икона принадлежала Оренбургскому казачьему войску, ее наши земляки вывезли в Китай. Она находилась вначале в городе Кульдже, а после гибели атамана Александра Дутова – в Манчжурии. После прихода в Китай советских войск, хранитель иконы, Дмитрий Речкалов вывез святыню в Австралию и до последнего времени хранил ее у себя дома в Сиднее.
После того как казачий полковник Валерий Анненко доставил в 2007году в Россию два полковых знамени Уральского казачьего войска (одно из них сейчас находится в Москве, а другое – в краеведческом музее Оренбурга), Дмитрий Речкалов задумался о передаче на Родину и образа Георгия Победоносца. Несмотря на это, решение о передаче иконы Дмитрию Речкалову далось нелегко. Окончательно все было решено лишь за три дня до отлета отца Михаила и отца Гавриила в Россию.
Судьбы казачьих офицеров, оставшихся в Советской России или возвратившихся в СССР из эмиграции, сложились подчас не менее трагично, в сравнении с судьбами тех, кто был вынужден навсегда покинуть родину. Некоторые казаки, в надежде, что им разрешат жить так, как до революции, спешили домой и оставались в своих станицах. Но новое правительство требовало от них нарушения присяги и призывало на борьбу с белыми войсками. Отказывавшихся воевать казаков жестоко наказывали. Практически все они были уничтожены в период репрессий 1930-х годов.
Сейчас невозможно молчать о том казачестве, которое у нас было. Когда начинаешь углубляться в эту тему, хочется, чтобы люди поняли, что они – наследники очень достойного казачьего народа. Сегодня лишь единицы из потомков оренбургских казаков XIX – начала XX веков помнят и хранят казачьи традиции. Оренбургское казачество как социокультурное явление оказалось фактически уничтожено. Фильм «Далеко» – трагическая история великого казачьего войска, повествующая о том, как и почему оно исчезло.
Возрождение оренбургского казачества в современных условиях возможно лишь на основе возвращения к организации жизни в бывших казачьих станицах и поселках в соответствии с историческим содержанием традиций, обычаев и обрядов, выдержавших испытание временем.