Доклад на Рождественских Чтениях протоиерея Андрея Казанцева, войскового священника Енисейского ВКО, председателя Отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, заместителя председателя Общественного совета при МУ МВД «Красноярское», члена Комиссии по вопросам помилования при Правительстве Красноярского края, настоятеля Пантелеимоновского храма при Городской клинической больнице № 20 им. И.С. Берзона

31.08.2018 11:17

Судьба Енисейского казачества в XXI веке: уроки истории и нравственные ориентиры

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, организаторы и участники направления «Церковь и казачество» Международных Рождественских чтений!

Мне выпала честь представить опыт и перспективы развития енисейского казачества в контексте нынешней темы Чтений. В этом году она гласит: «Нравственные ценности и будущее человечества». В этой связи хотелось бы задаться вопросом: а какое оно, будущее казаков енисейских? На чем зиждется казачество всей Русь-матушки, и каким оно может стать в Приенисейском регионе?

Вне всякого сомнения, будущее наших енисейских казаков, как и донских, кубанских, приволжских, забайкальских — строится на трех «китах»: духовность, нравственность и историческая память. Без памяти об исторических событиях, об уроках прошедших столетий не будет духовных и нравственных ориентиров. Равно как и без духовно-нравственных ценностей, которые должны составлять фундамент личности любого представителя казачества, бессмыслеными станут и глубокие знания в области истории. В своем выступлении попробую обобщенно рассказать о том, какое влияние эти три «кита» оказали, оказывают и могут оказать в будущем на судьбу и ориентиры Енисейского казачества.

 

На берегах Енисея казаки появились в конце XVI века, и именно они стали первопроходцами — основали большинство из тогдашних острогов, нынешних городов. Напр., город Красноярск: острог на Красном Яре был основан в 1628 году казаками во главе с Андреем Дубенским [7]. В этом же веке, чуть ранее, в Приенисейском крае появились острог Мангазея, Туруханское зимовье и Енисейский острог, так же основанные усилиями казачества [Там же].

Хотя малоизученной среди исторического сообщества остается тема начала взаимодействия Русской Православной Церкви и российского казачества (как по всей России, так и на территориях Приенисейского района), с уверенностью можно сказать одно: первые выходцы из казачьих общин были православными, Таинство Крещения и принятие в казачестве для них были равноценными и неразделимыми [10].

А ведь основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ всегда составляли Заповеди Господни. По обыкновению, родители поучали казачат: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты» [3].

Исследователи выделяют важнейшей чертой Православия у казаков соборность [9], которая всегда проявлялась в обращении к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков. Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению у казаков общинных качеств [Там же].

В начале XX века Енисейское казачество насчитывало уже более 14 000 человек [11]. К тому времени, когда в России начинались революционные события, казачество составляло одну из опор российской государственности в Енисейской губернии, рука об руку с Русской Православной Церковью. К великому сожалению, обе эти «опоры» в годы революции и Гражданской войны пострадали от атеистической и безбожной идеологии. Фактически Советская власть «ликвидировала казачество как особое военно-служилое сословие» [Там же].

Казалось бы, должны были кануть в лету многие из тех духовных и нравственных ориентиров, которые чтились казачеством. Но, безусловно, они не могли попросту исчезнуть, хотя и были на какое-то время позабыты.

Возрождение казачества на Енисее, как и по всей России, началось в конце 1980-х годах. На начало 1990-х приходится и возрождение Красноярской епархии, после воссоздания ее определением Поместного Собора [4]. C этого момента и по сегодняшний день продолжается процесс развития взаимодействия казачества и Церкви. Казаки и атаманы казачьих обществ вновь начинают видеть в Церкви своего традиционного духовного наставника, а духовенство (казачьи духовники и войсковые казачьи священники), в свою очередь, несет пастырское попечение о казаках.

Сейчас Енисейское казачество в Красноярской митрополии окормялет созданный по благословению священноначалия Отдел. В кафедральном граде Красноярской епархии вот уже десять лет действует казачий храм, освященный во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 2007 году он был построен в рекордные сроки — за 21 день. Пять лет назад, в 2012-м приход претерпел реконструкцию: площадь церкви была увеличена почти в два раза [5]. Сами енисейские казаки считают этот приход своего рода православным центром казачества в регионе [2] — в храме множество войсковых икон, хоругвь, которую вручил представителям Енисейского войскового казачьего общества лично Святейший Патриарх Кирилл, много других святынь, которые были переданы самими казаками.

Помимо войскового храма, многие казаки ходят и в свои, приходские храмы, ближе к дому или к духовнику, участвуют в крестных ходах, и не только в общегородских. Как подчеркивает атаман ЕВКО казачий генерал-майор Павел Артамонов, «людям нравится, когда казаки в форме несут иконы, хоругви. Это выглядит очень торжественно. А Церковь сегодня привлекает людей, в том числе, и этим» [Там же].

Несмотря на то, что казачество после семидесяти лет безвременья укрепляется, в Красноярске образ казака до сих пор недостаточно популярен. И это при том, что, как я упоминал выше, более четырех сотен лет судьба Приенисейской Сибири неразрывно связана с ним. Тысячи сегодняшних жителей Красноярского края имеют казачье происхождение.

Здесь мы вплотную возвращаемся к теме духовно-нравственных ориентиров, которые необходимо возрождать, как в обществе в целом, так и внутри казачьей среды — вот что должно быть нашей первостепенной задачей.

Во многом будущее Енисейского казачества, как и всего современного российского общества, зависит от того, насколько эти духовно-нравственные ориентиры станут приоритетными в среде молодежи, поэтому работа с казачьей молодежью была выбрана Отделом по взаимодействию с казачеством Красноярской митрополии как одно из приоритетных направлений деятельности.

На епархиальном семинаре «Пути решения воцерковления и объединения Енисейского казачества», состоявшемся этой осенью в Архиерейском доме Красноярска, принято решение открыть в кафедральном граде Центр по работе с казачьей молодежью [8]. Главная и основная цель Центра — развивать патриотическое воспитание подрастающего поколения. В рамках работы Центра, на базе действующих воскресных школ мы начали проводить уроки, посвященные истории российского и енисейского казачества. Как правило, занятия проходят на прихрамовой территории и проводят их непосредственно казаки Енисейского войскового казачьего общества [1].

Помимо этого, с участием духовенства проводятся и другие мероприятия для маленьких казачат и подростков, например — патриотического и военно-спортивного характера. Так, недавно «Союз казаков Енисея» и священнослужители организовали для детей на открытом воздухе игру «Казачья станица» [6], проведенную в популярном среди молодежи формате — квесте.

Впереди у Отдела еще много пока еще нереализованных планов, которые мы — с Божией помощью и при деятельном участии самих казаков — претворим в жизнь, на благо будущего казачества и во имя сохранения его нравственных ориентиров и исторической памяти.

Спасибо за внимание.

 

Список литературы

  1. Больше об истории казачества узнают красноярские дети // Официальный сайт Красноярской епархии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/15682/view.
  2. Всё у казаков начинается с молитвы // Интервью атамана ЕВКО казачьего генерала-майора Павла Артамонова. — «Православное слово Сибири», 2017. — № 8 [188].
  3. Казачество в России. Вера, обычаи, традиции и нравы // Православное Пятигорье [Электронный ресурс]. — URL: https://5-blag.ru/kazachestvo-v-rossii-vera-obychai-tradicii-i-nravy/
  4. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861—2011 гг. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. — 480 с.: ил.
  5. Красноярский Александро-Невский приход отпраздновал десятилетие // Официальный сайт Красноярской епархии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/15361/view.
  6. Красноярских школьников благословили на участие в квесте // Официальный сайт Красноярской епархии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/15645/view.
  7. Основан Красноярск // Федеральный портал «История.РФ» [Электронный ресурс]. — URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/osnovan-krasnoiarsk.
  8. При красноярском храме откроется центр по работе с казачьей молодежью // Официальный сайт Красноярской епархии [Электронный ресурс] URL: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/15685/view
  9. Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennye-traditsii-kazachestva-ikh-spetsifika-i-vliyanie-na-sovremennoe-rossiis#ixzz4zmpuK7Xc.
  10. Шкваров А.Г. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. – Хельсинки: RME Group Oy; СПб.: Алетейя, 2009. – 112 с.
  11. Этноатлас: народы и народности, населяющие Красноярский край / официальный портал «Красноярский край» [Электронный ресурс] URL: http://www.krskstate.ru/80/narod/etnoatlas/0/eid/11/print/yes.
Поделиться:
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
15 ноября 2024
Мчч. Акиндина (икона), Пигасия (икона), Аффония (икона), Елпидифора (икона), Анемподиста (икона) и иже с ними. Прп. Маркиана Киринейского. Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров. Шуйской-Смоленской (икона) иконы Божией Матери.
Наверх