ДОКЛАД Митрополита Ставропольского и Невинномысского КИРИЛЛА Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

30.01.2016 18:29

Москва. Правительство Москвы. 26 января 2016 года

«Традиция и новации: Церковь и казачество»

 

Ваши Преосвященства!

Уважаемый Андрей Вениаминович!

Уважаемый Владимир Васильевич!

Досточтимые отцы, господа атаманы, братья казаки! Братья и сестры! 

В начале XXI столетия философы и культурологи констатируют глобальные изменения во всех сферах человеческого бытия, сознания, менталитета, духовной жизни людей.

По мысли Святителя Григория Богослова, «человек – великий мир в малом». Святитель Григорий Палама спустя тысячу лет скажет, что «человек – это большой мир в малом, является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих».

Можно по-разному оценивать мировую тенденцию к глобализации, но приходится констатировать ее объективность. В этом процессе поток новаций становится все более разнообразным и целенаправленным. Именно поэтому можно обозначить теоретическую потребность в философско-методологическом анализе новаций. Обратимся к понятиям традиция и новация.

Понятие «традиция» генетически восходит к латинскому traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы понятия традиции указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.  В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и так далее.

Новаторство – (латинское novatio — “обновление, изменение”; novator — “обновитель, воссоздатель”) — неотъемлемое свойство творческого мышления человека и, в частности, художественного творчества.

Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.

Как умело сочетать в практической деятельности эти два понятия, которые трудно противопоставить друг другу в глубинном понимании этих слов? Нужно ли это противопоставление. Попробуем рассмотреть их на примере воспитания подрастающего поколения в казачьей среде.

Обращённость к традиционности важна ещё и по той причине, что традиция, развиваясь в обществе, является исходной точкой для нововведения – инновации, возникающей зачастую на переосмыслении «старых» идей и трансформации их в условиях современности. Эта парадигма значима для педагогики, которая, выступая частью культуры и являясь её гибкой производной, адекватно реагирует на тенденции современного развития. Образовательной целью сегодня выступает уже не столько формирование человека просвещенного, сколько становление личности человека культуры, нашедшего себя в своей родной национальной культуре, усвоившего богатство межкультурного диалога и приобщенного к ценностям общемирового культурно-исторического развития.

С момента возрождения казачества в начале 90-х годов двадцатого столетия ученым представилась реальная возможность исследовать ценностную структуру феномена казачества, соотнести ее с обобщенным казачьим образом, выявить приоритеты современных казаков в развитии у себя ценностей и качеств личности человека казачьей, национальной культуры.

Принято считать, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, которые связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотой икон, со всем строем православной христианской жизни. Но на самом деле, пишет Антоний Сурожский, «мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим».

Диалог Церкви и казачества становится все более живым и чистым, он ведется не с позиции наставника и подчиненного, на равных. И, следовательно, наше взаимодействие имеет в своей основе реальную возможность приносить достойные плоды.

В Церкви казачество может и должно отыскать свое место,  основываясь на своих традициях, опыте.

Живя ради других, мы выражаем нашу любовь к нашему Создателю. Важно молитвенно обрести это место и роль в жизни Церкви, которое покажет всему обществу эту высокую миссию казачества «жизни ради других», но не в замкнутом пространстве своих традиций.

Православие было и остается источником формирования казачьей культуры, духовного облика, нравственных ценностей казачества и его самосознания. В настоящее время перед нами стоит задача сохранения высоких духовных традиций казачества и интеграции их в современную жизнь нашего общества, чтобы традиционная идеология казачества — любовь к Отечеству, охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета – стала общенациональным целеполаганием.

Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ: «сегодня мы переживаем непростое время, когда безрассудные люди пытаются расколоть нас, лишить мира и согласия, посеяв вражду и ненависть между братьями. Такие люди, исходя из сиюминутных настроений и эгоистичных устремлений, принимают опасные решения, имеющие долговременные и порой даже неизгладимые последствия. Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божия замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности».

По сложившейся традиции на пленарном заседании казачьего направления Рождественских чтений мы подводим основные итоги 2015 года – года, насыщенного важнейшими событиями, которые во многом ускорили и изменили общественные, политические и социально-экономические процессы в мире, России, – все это оказывает влияние и на общецерковную ситуацию, и на сферу соработничества Церкви и казачества.

В течение всего 2015 года было проведено множество мероприятий, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, правителя, сыгравшего ключевую роль в становлении Святой Руси. «Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда не только изменило духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, но и определило историческую судьбу Руси. Из конгломерата племенных союзов было создано единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и правды Его», – так пишет в своей книге «Святой князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ.

Синодальный комитет и епархиальные отделы по взаимодействию с казачеством, казачьи общества и объединения провели научно-практические конференции, другие знаковые мероприятия в честь памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В прошедшем году широко праздновалось 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Перед учеными, архивистами, представителями Церкви, образования, культуры, общественности стоит важная задача приобщения людей самого разного возраста и социального статуса к позитивному, объективному знанию собственной истории. Иногда становится не по себе, услышав те или иные выступления некоторых зарубежных политиков, связанные с историей. Да и в современной России, увы, немало тех, кто не знает или не хочет знать элементарных вещей. В медийном пространстве, например, слышны голоса сознательного искажения исторического прошлого в угоду сиюминутным целям. Между тем наша общая задача – неустанно напоминать и разъяснять истинную цену нашей Победы, которую приближал, превозмогая боль и утраты, весь народ. И когда по Красной площади 9 мая 2015 года, представляя одиннадцать современных реестровых войск России, прошла коробка из 105 казаков под руководством атамана Кубанского казачьего войска, казачьего генерала, вице-губернатора Краснодарского края Николая Долуды, это вызвало самые восторженные чувства. Ведь впервые казаки маршировали по Красной Площади 24 июня 1945 года. Это право было предоставлено как признание заслуг в разгроме немецкого фашизма.

Больше половины кавалерийских частей Красной Армии, сформированных летом 1941 г., комплектовалось в традиционных регионах проживания казачества. А легендарные имена казаков Доватора, Карбышева, Головко, и многих других стали символом воинской стойкости и офицерской чести.

День Победы 1945 года совпал с пасхальными днями. Я, как верующий человек, считаю, что вместе с воинством земным в этой Великой войне участвовало воинство Небесное: Сам Господь Иисус Христос, Божия Матерь, святые угодники, потому что мы воевали за правду.

В связи с этой датой Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории организовал в Москве научную конференцию «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество».

Дорогие друзья! В минувшем году Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством исполнилось пять лет. Дата не юбилейная, широких празднований, конечно же, не предполагалось. Но в интервью, заметках, новостях Синодального комитета, в своих выступлениях мы попытались очертить ключевые линии проделанной работы.

Анализ документов, подготовленных нами для эффективного служения казачьего духовенства, а также проведенных встреч и информационно-методических семинаров, научно-практических конференций и форумов по вопросам духовно-нравственного возрождения и воцерковления казачества, включая казачью молодежь, свидетельствует о весомой научно-методической поддержке, регулярно оказываемой Синодальным комитетом войсковым священникам, казачьим духовникам, атаманам всех уровней и казакам.

В прошедшем году научно-практические конференции, организованные в Красноярске, в городе Болгар (республика Татарстан) собрали архиереев Русской Православной Церкви, представителей епархий и войсковых казачьих обществ, а также войсковых священников и казаков из разных регионов Российской Федерации.

Кроме того, Пятый Всемирный конгресс казаков в Новочеркасске, организованный при поддержке и непосредственном участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, других представителей Церкви, органов власти, казачьих обществ и общественных объединений казачества; прозвучавшие на мероприятиях Конгресса выступления участников и гостей, приехавших из регионов России и стран зарубежья, все это привело нас к выводу: пройден значительный путь возрождения и духовно-нравственного совершенствования казачества.

Главным движущим элементом этого процесса стало укрепление взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью.

Государство поддержало наше соработничество.

Принятая Высшим Церковным Советом Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества – есть свидетельство единства казачества и Церкви, единства духа и веры. Концепция прошла широкое обсуждение. Многие казаки говорили, что «прозвучавшие в документе мысли есть понимание давних традиций казачества и соответствие ценностям нынешнего нашего уклада». На Пятом Всемирном конгрессе в Новочеркасске, где было объявлено о создании Концепции, участники заявили о стремлении всемерно содействовать международному сотрудничеству, установлению международных контактов российского казачества с организациями казаков из государств – участников Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья, а также готовности внести свой вклад в сохранение культурно-исторических традиций и Православной веры. Делегаты из двадцати четырех стран ближнего и дальнего зарубежья подчеркнули, что в настоящее время вместе с Русской Православной Церковью казаки оберегают основы Православной веры, противостоят проявлениям неоязычества, размыванию нравственных ориентиров, изучают и обогащают культурное и духовное наследие казачества.

Я наблюдал это искреннее стремление зарубежных казаков оставаться под омофором Русской Православной Церкви и во время своего прошлогоднего визита во Францию, где принимал участие в многочисленных мероприятиях праздника «Донские казаки в Париже».

Казаки сегодня стали одной из важных опор российской государственности, организованной силой, способной противостоять военной угрозе, остановить вражду, содействовать порядку, помогать людям. В казачество вступают представители любых социальных слоев и этнических групп – главным условием их принятия в это воинское братство является Православная вера, деятельное желание служить Отечеству, созидание общего блага.

В Священном Писании есть слова Господа: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф: 17:20).

Размышляя о путях преодоления вызовов современного мира, вновь и вновь приходим к мысли о том, что, только осознавая себя народом, непоколебимо сохраняющим Православную веру, мы сможем противостоять всем порокам, разрушающим нацию, пагубным проявлениям общества потребления.

Святой князь Владимир предвидел, что истоки крепкого государства заключены в единении духа и веры, а мы, потомки и его последователи, обязаны защищать и развивать нравственные ориентиры на достойных примерах совместного социального служения, волонтерского доброделания, миссионерской и катехизаторской работы.

Одним из наиболее важных, стратегических вопросов соработничества мы полагаем развитие образования и повышение квалификации. Так, в 2015 году Синодальный комитет разработал и направил в духовные учебные заведения для интегрирования в учебный план рабочую программу курса «История и культура казачества». Данная программа будет апробирована в первую очередь в духовных школах в местах традиционного компактного проживания казаков и расположения штабов реестровых войсковых казачьих обществ.

Руководители епархиальных отделов могут рекомендовать атаманов разного уровня и казаков для получения подготовки по Основам православной веры, в том числе по программе полубакалавриата.

Для руководителей епархиальных отделов Синодальный комитет совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия в минувшем году уже начали проводить курсы повышения квалификации. Эта работа будет нами продолжена и для сотрудников епархиальных отделов, казачьих духовников, а также для заместителей атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью.

Вместе с войсковыми священниками и казачьими духовниками (замечу, что число епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством, постоянно растет), современное образованное, воспитанное и укорененное в духовно-нравственных традициях казачьего рода российское казачество способно положительно влиять на состояние умов и сердец наших сограждан. Принятая Концепция, значение которой подчеркнул Святейший Патриарх на пятом Всемирном конгрессе казаков, – надежный помощник атаманам, казакам и казачьему духовенству.

Деятельность Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, войсковых священников и казачьих обществ активно освещалась средствами массовой информации.

Я наблюдаю развитие работы в социальных сетях со стороны моих помощников в Синодальном комитете, есть аккаунты                  у войсковых священников; страницы с моим участием активно пополняются в Фейсбуке и ВКонтакте. Постоянно обновляется новостная лента интернет-сайта Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Публикуемая информация и общение в оперативном режиме с пользователями интернета, в том числе ее православного сегмента, в удобных для них форматах – это требование времени, это возможности привлечения тех, кто еще не увидел свет Христовой правды, это, наконец, совершение нами, служителями Церкви, в новых технологических формах, сильных миссионерских действий при условии корректности описания истории православных праздников, евангельских событий, анонсов (итогов) общецерковных или казачьих мероприятий. Рассказ о конкретных, может быть, и не очень броских делах Церкви, но важных для воспитания духовно здоровой паствы, – это ключевой аспект нашей общей заботы.

И здесь я хочу поблагодарить за добросовестное отношение к делу ответственного секретаря Синодального комитета иерея Тимофея Чайкина, который несет дополнительное к своим обязанностям непростое послушание духовника Московского государственного университета технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет). Сотрудники Синодального комитета читали лекции, совершали молебны, участвовали в совещаниях с духовниками 18 региональных филиалов МГУТУ. Вся эта многосторонняя деятельность была оперативно и полно представлена нами в интернете, поскольку духовное воспитание и образование казаков – одна из безотлагательных задач, стоящих перед Русской Православной Церковью. Знакомство студентов с христианским православным вероучением в режиме доступного диалога со священнослужителем, а также их вопросы к нему – это еще получение для Синодального комитета обратной связи, внесение корректировок в наши планы воспитательной работы с казачьей молодежью.

Если мы хотим, чтобы сегодняшние студенты – молодые казаки, стали добропорядочными и ответственными гражданами, верными сыновьями и дочерьми своей Родины, нужно усиливать двусторонний процесс – неподдельный, искренний интерес к их жизни, общение, советы, внушения и молитвы со стороны священника и добрый, познавательный настрой самих учащихся, когда они готовы слушать и примерять к себе слова о добродетели, о чести, о совести, о служении; понимать и разделять радость молитвенного общения. Тогда, как сухая земля влагу, они будут впитывать рассказы о благородных поступках тех казаков и священников, которые жили в нашем Отечестве раньше и сумели создать и сберечь его для нас. Даже если в каких-то случаях молодые ведут себя не очень правильно, и современные реалии призывают словчить, уклониться, может быть, даже подставить друга, они должны знать, что нравственные, православные традиции бережно хранились в казачестве; они были для предков исключительно единственного, а не двойного применения или толкования.

Важно, чтобы молодые люди явственно понимали: сами по себе, в отрыве от христианской этики, категории «добра», «совести» превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке? В христианской жизни на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть источник всякого блага.

Следование нравственному долгу формирует человека. Вот что должны знать и к чему стремиться молодые люди. Таким образом, духовник, взявший попечение над молодежью, на долгие годы может остаться близким душевным другом, учителем жизни для взрослеющей личности.

Я благодарю руководителей и духовников, образовательных организации разных типов и видов с казачьим компонентом за их важную миссию и труды.

Особую признательность позвольте выразить нашим соработникам за подготовку и проведение четырех Международных информационно-обучающих семинаров «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков»: атаману Кубанского казачьего войска Долуде Николаю Александровичу и атаману Всевеликого войска Донского Гончарову Виктору Георгиевичу, директорам и духовникам Новороссийского, Шахтинского и Белокалитвенского казачьих кадетских корпусов, а также всем, кто понес большие труды по проведению семинаров.

Настоятельно рекомендую всем пастырям максимально внимательно подходить к вопросам воспитания в казачьих молодежных объединениях и приумножать то положительное, что есть сегодня в молодежных православных сообществах.

Чтобы развивать работу по воцерковлению и духовному окормлению казаков, членов их семей, казачей молодежи нужно постоянно учиться, обмениваться опытом.

На наш взгляд войсковым священникам, руководителям епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством целесообразно не реже одного раза в квартал собирать священнослужителей, окормляющих казачество, организовывать выездные семинары по отделам и епархиям. Результатом каждой такой встречи может стать разработка методических рекомендаций и совместных планов работы.

Наша задача — объединиться вокруг нашей православной идеи, проповедовать традиционные духовные и культурные казачьи ценности.

Основной задачей Русской Православной Церкви в отношении казачества является содействие всестороннему возрождению казачества, его традиций и культуры посредством приобщения к духовному опыту Православия, катехизации, воцерковления и становления христианского образа жизни внутри обществ казачьей самоорганизации, духовное окормление и поддержка казачества на всей своей канонической территории.

А формы работы нам указывает Святейший Патриарх КИРИЛЛ в своих выступлениях.

«Способов тому множество, и немало уже делается. Например, получила широкое распространение практика подготовки листовок и раздача их прихожанам в Великую Субботу или на Христово Рождество. Надо развивать такую практику, распространяя ее на другие дни… Праздники, по сути, являются сильнейшим миссионерским действием, каждый месяц, напоминая о евангельских событиях и о том, что Бог сделал для нас. …Можно организовывать совместные культурные и общественные мероприятия для прихожан в городском пространстве. Это могут быть и экскурсии по городу, и концерты в близлежащих домах культуры, и совместные походы в кино, на фестивали. Казаков полезно «объединить через социальные, культурные, образовательные, информационные проекты…, движение «Православные добровольцы» и службу «Милосердие», участие в богослужениях. Молодые казаки могли бы помогать верующим сориентироваться в храме, петь за богослужениями, участвовать в работах по восстановлению храмов и монастырей, собирать гуманитарную помощь, кормить бездомных, совершать паломнические поездки. … Почувствовав однажды ваше доверие, молодежь ответит горячей любовью», напутствует нас Святейший Патриарх КИРИЛЛ.

Подводя итог своего выступления, позвольте еще раз напомнить, что за каждой казачьей традицией стоят тысячи жизней наших предков. Традиции – это наказ для нас из глубины веков.

Сегодня нам нужно взять все самое лучшее из прошлого, и на крепком фундаменте казачьих традиций строить настоящее, укореняясь в этих традициях. Закладывать будущее, воспитывая на традициях дедов наших детей. Ради процветания нашего Отечества и славы честного казачества!

Да поможет нам Милостивый Человеколюбец Господь непоколебимо стоять в Православии, соблюдая себя, подобно Его апостолам, «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6:6). Аминь.

Поделиться:
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
03 декабря 2024
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория (икона) Декаполита. Свт. Прокла (икона), архиеп. Константинопольского. Мч. Дасия. Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия. Сщмчч. Нирсы (икона) еп. и Иосифа (икона), ученика его, Иоанна (икона), Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших. Прп. Дамиана (икона) (в схиме Диодора) Юрьегорского. Сщмчч. Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров, и прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении. Прмц. Татианы.
Наверх