Доклад митрополита Кирилла на научной конференции «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания»

29.03.2014 00:07

IMG_2060Уважаемые участники конференции!

Наша конференция «Трагедия русского казачества. К 95-летию начала расказачивания» – это еще один шаг по пути к подлинному возрождению казачества России. Настоящее возрождение всегда означает полноту информации, отсутствие «белых пятен» и сведение к минимуму спорных вопросов. Мы знаем, что российское казачество всегда отличалось к стремлению к правде, прямоте и нетерпимостью к фальсификации, лжи и двояких трактовок. В настоящее время таким неоднозначным вопросом в истории является расказачивание.

Мы не можем рассматривать расказачивание как уничтожение исключительно казачества – уникального явления в истории. Оно неразрывно связано с попыткой власти уничтожить духовные основы России. Репрессии по отношению к казакам необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с расстрелом священнослужителей Церкви, разрушением и осквернением храмов Божиих, уничтожением защитников веры Православной в лагерях.

Казаки мешали утверждению порядков новой власти. Исторически казак являлся защитником веры Православной, хранителем доблестных военных традиций, он был образцом беззаветного служения Отечеству и патриотом. Все эти качества базировались на незыблемом фундаменте его веры.

Имеет место суждение, что причинами антисоветского сопротивления казаков из станиц близ Новочеркасска в самом начале гражданской войны, являлся исключительно экономический вопрос. Но доподлинно известно, что казаки от мероприятий большевиков пострадали меньше, чем городские жители, тем не менее, активное выступление против мер, осуществляемых советской властью предприняли именно казаки.

Об истреблении казачества говорит выступление Троцкого на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».

И ещё: “Казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас.

Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…”.

Ужасы этого террора передавались из поколения в поколение на территории СССР и были достаточно подробно описаны в мемуарах русской эмиграции. Уничтожение казаков сопровождало глумление над верой и святынями Церкви. Чего стоит один пример, когда большевики устроили публичное «венчание» 80-летнего священника с кобылой в соборе станицы Вешенская. Казаки разделяли поношение и мучения вместе с церковью, которая их поддерживала и окормляла до конца.

Новомученик Николай Кандауров – выпускник Ставропольской духовной семинарии бесстрашно произносил проповеди об осквернении святынь, о правящем безбожии, о поругании  Православной России. Проповеди его были созвучны настроению прихожан – в большинстве своем пришедшим несколько войн казакам. Пройдя аресты и тяжелые лагерные работы, протоиерей Николай был расстрелян.

Само слово «расказачивание» означает прекращение существование казаков насильственным путем. Хутора и станицы переименовывались в села и волости, казакам предписывалось сдавать оружие и «снимать лампасы». Казачество предполагалось предать забвению, вычеркнуть его из народного сознания или навязать обществу его негативный образ. Но те, кто проводил политику расказачивания, забыл о главном – казак, несмотря ни на какие условия, казаком и останется. Мало кто из казаков принял всерьез слова, приезжавших из Москвы агитаторов. Постепенно большевикам стало ясно, что проводить политику десословизации казаков можно только насильственным путем.   Началом политики расказачивания принято считать Циркулярное письмо ЦК ВКП(б) от 24 января 1919 г., изданное 95 лет назад. Не будем вдаваться в его подробности, присутствующие здесь ученые хорошо знают о нем. Я только напомню основные положения письма: «борьба путём… поголовного их истребления», «беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам…» и так далее. Обращу  Ваше внимание, что эта директива содержит  фразу: провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Эта цитата свидетельствует об отношении власти к казакам как классовым врагам, которых необходимо уничтожать.

Сколько казаков явилось жертвами террора, доподлинно мы знать не можем. Кто-то говорит о нескольких сотнях тысяч, а, например, академик – диссидент Игорь Шафаревич  – автор трудов по русской цивилизации, указывает, что в результате политики “расказачивания” численность только одних донских казаков “сократилась с 4,5 млн до 2 млн человек”. Открытие новых документальных сведений о расказачивании, надеюсь, помогут «пролить свет» на этот вопрос, являющийся предметом непрестанных дискуссий.

Много памятников жертвам расказачивания воздвигнуто в России и за ее пределами. Памятники мы можем видеть и на Дону, и на Кубани, и на Тереке, на Урале и за ним. Много памятных крестов установлено в других регионах, не являющихся местами традиционного проживания казаков. Памятники воздвигнуты и на острове Лемнос, где нашли упокоение сотни казаков-эмигрантов, на парижском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

В то же время, к сожалению, имеют место высказывания, опровергающие факт расказачивания или старающиеся снизить его значимость в истории России. Доходит даже до того, что раздаются голоса, что «расказачивание» выдумали сами казаки, которые хотят добиться этим экономической и политической выгоды. Эти высказывания имеют целью – опорочить казаков, пострадавших в ходе террора, навязать обществу лживое убеждение, что современное казачество – это стихийное, искусственно созданное явление, а не возрождение.

Именно поэтому сейчас, как никогда, важно рассекречивание архивных данных, относящихся к тем событиям, чтобы не на эмоциональной, не политической, а на научной основе доказать правоту. Хотелось бы, чтобы «расказачивание» было упомянуто в учебниках истории.  Уверен, что раскрытая документация будет пущена в обстоятельный научный оборот и окончательно реабилитирует в общественном сознании тех, кто остался казаком, предпочтя мученическую кончину и тяжелые репрессии. Ибо как сказал Господь наш Иисус Христос «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». 

Хочу выразить особую благодарность от себя и от российского казачества директору Российского государственного архива социально-политической истории Андрею Константиновичу Сорокину, а также поблагодарить присутствующих здесь сотрудников архива, представителей Института Всеобщей истории РАН, Института Российской истории РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Российского Православного университета им. Св. Иоанна Богослова, Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, а также присутствующих здесь атаманов казачьих обществ и казаков.

Желаю Вам плодотворной и результативной работы!

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх