Доклад иеромонаха Спиридона (Федотова) на XXVI Рождественских Чтениях: «ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО УСПЕШНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЦЕРКВИ И КАЗАЧЕСТВА. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХРАМА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА И ХКО «КУРЕНЬ КАШИРИНСКИЙ»

02.03.2018 13:11

Доклад на XXVI Рождественских Чтениях иеромонаха Спиридона (Федотова)
заместителя войскового священника ВКО «Кубанское казачье войско»

 

За последние четверть века Кубанское казачество после периода физического уничтожения и истребления возродилось в мощную и крепкую организацию, охватывающую всю территорию Кубани. Фактически нет населенных пунктов, где бы ни было первичных казачьих организаций известных как курени, которые соответственно объединены в районные общества и исторические отделы войска.  Отношение народонаселения к казакам сегодня кардинально изменилось в лучшую сторону.

Администрация Краснодарского края в лице губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева сегодня делает все, что бы способствовать развитию казачьей экономики, образования и культурных традиций Кубанского казачества.

Но при всей сплоченности и внешнем единстве, в частностях казачьи курени имеют свои отличия, положительные и отрицательные стороны, которые зависят от разных обстоятельств и человеческого фактора.

На мой взгляд первостепенное место в существовании и развитии куреня зависит от выборного атамана. От его желания и умения выстроить взаимоотношения с властью, настоятелем прихода, директором школы, представителями бизнеса. Соответственно это касается и священника, служащего на приходе. Как говорит русская пословица «каков поп, таков и приход».

Сегодняшнее требование к казачеству, предъявляемые со стороны Церкви – это требование и к самому обществу. Казачество сегодня, и даже на Кубани – это, к сожалению, не 50% народонаселения.

Как отмечал неоднократно Вениамин Иванович, губернатор Кубани, только 500 тысяч человек позиционируют себя и причисляют к казакам на фоне 5,5 миллионов жителей Края.

Сегодня казачьи курени состоят не только из потомков родовых казаков, но пополняются и людьми, переезжающими на Кубань из разных регионов России. И то, что сегодня администрацией края делается ставка на развитие традиционной казачьей культуры – это громадный стимул для будущего.

К сожалению, если говорить о проблемах взаимодействия прихода и куреня, приходится свидетельствовать о частом непонимании и взаимных претензиях священников и казаков. Батюшки упрекают казаков, что те не хотят ходить на службы; казаки говорят, что батюшка не хочет приходить на сходы. Каждый указывает на объективные причины, но зачастую просто не имеют желания духовно трудиться.

На опыте своего куреня могу сказать, что для священника очень важно принимать участие во всех проводимых куренем мероприятиях и обязательно бывать на всех сходах. При встрече на сходах, которые, разумеется, начинаются и оканчиваются молитвой, батюшке предоставляется время для слова.  Здесь важно отметить календарные даты церковных праздников и в краткой форме передать содержание празднуемого события. Если в курене случаются неприятности и это обсуждается на сходе, священник как душ пастырь обязан взять на себя решение нравственной проблемы произошедшего. Немаловажным считаю встречи с желающими вступить в курень. В беседах очень важно уделить внимание религиозной стороне жизни кандидата и подготовки его к исповеди, возможно первой в жизни. Священник никогда не должен забывать простой истины: «невольник — не богомольник». Замечательно когда в курене есть желающие принимать участие в богослужении не только стоя в храме, но и трудится в алтаре в качестве пономаря или певца на клиросе.

На протяжении нескольких лет мы имеем опыт проводов а армию молодых казаков. Накануне вечером совершается молебен о путешествующих, после чего в трапезной храма устраивается чаепитие, где старшие казаки рассказывают о своем опыте службы в вооруженных силах. Утром новобранца провожают к месту сборов.

Несколько раз в году в нашем Приходе совершается генеральная уборка храма и прилежащей территории храма: в канун Пасхи, Рождества Христова и престольного праздника. Заранее мы обращаемся к казакам с просьбой о помощи и участии в проведении уборки.

На территории республики Адыгея расположен мужской монастырь Михайлова Пустынь, исторически известный как «Казачья лавра». Монастырь появился 150 лет назад, но к сожалению, после 1920 года был разрушен фактически до основания. Около 20 лет назад, благодаря казакам Майкопского отдела территория монастыря и сохранившиеся здания были возвращены Церкви. Около 10 лет монастырь возглавляет игумен Герасим (Буняев). Сегодня маныстырь известен не только жителям Адыгеи и Кубани. В пустынь приезжают люди с разных регионов России и из-за рубежа. Для наших казаков Михайлова Пустынь так же стала излюбленным местом паломничества. 2-3 раза в год казаки нашего куреня вместе с духовником стараются выезжать в обитель на богослужение, после которого имеют возможность разделить с братией трапезу, посетить святой источник, монастырские пещеры и, самое главное, поклониться святыням обители. Настоятель монастыря всегда с особым радушием встречает казаков и уделяет время для беседы.

Считаю немаловажным развитие паломничества в среде казачества на уровне атаманов войск. Так как посещение святынь, безусловно, дает возможность для соприкосновения казаков с историческим наследием и православным фундаментом нашей государственности.

Помимо посещения Михайловой пустыни, несколько раз в году мы с казаками посещаем приходы епархии в дни престольных праздников, что так же дает возможность простого человеческого общения казаков разных куреней под покровом Церкви.

Если говорить о возрождении традиций, хочу отметить такое направление в Каширинском курене, как занятие казаков с регентом храма по изучению казачьих песен. Опыт небольшой, но интересный. Это сплачивает казаков куреня. Инициатива была высказана казаками и поддержана казаками.

Раз в году в период Великого Поста в приходском храме мы проводим таинство Соборования для казаков и членов их семей. К сожалению, в воскресные и праздничные дни не все казаки имеют возможность посещать богослужения, по разным причинам, хотя и не всегда объективным. Но проведение совместного богослужения дает возможность собрать максимальное количество казаков куреня.

Так же стало традицией в курене и Приходе Крещенское купание. Можно различно относится к самому факту Крещенских купаний, но могу сказать, что для Каширинского куреня это серьезный и ответственный день в поддержании общественного порядка и безопасности. На протяжении последних пяти лет свыше двух тысяч человек совершают купание на территории Прихода. После Божественной литургии духовенство храма совершает объезд домов и квартир казаков для совершения окропления святой водой.

Не могу не сказать и о проблеме. Три года назад в курене прошли выборы нового атамана, на выборном сходе им было предложено проводить еженедельные встречи-беседы с казаками о Православной вере. Инициатива атамана была одобрена, но к сожалению, энтузиазм у хлопцев пропал. Около двух месяцев приходило до 10 человек, а потом все пошло на спад. Договорились встречаться раз в месяц, но и это прошло. Хотя сам атаман старается бывать на каждой воскресной литургии, казаки не находят для этого времени. Как я сказал выше, есть и объективные причины. Кто-то работает, кто-то хочет провести выходные дома с семьей. Основная масса людей пришедших в казачество не имела должного религиозного воспитания, проще сказать примера старших в семье, которые бы посещали храм в воскресный день, молились дома… Да и очень много людей вступивших в казачество сегодня, переехали с разных регионов, где принципе не сталкивались с казачьей традицией.

Мы сегодня говорим о возрождении традиции, но возрождать то, что было уничтожено почти под корень, за годы Советской власти, сложно. Мне кажется, что идея создания на Кубани молодежной казачьей организации со временем принесет свои плоды.

Главное, что бы и со стороны духовенства и со стороны, как казачьей, так и светской администраций было желание трудиться и учить детей православной отеческой вере, а через детей и родители, даст Бог, постепенно начнут воцерковляться.

 

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх