Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Христова Церковь – это та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом. Соединение каждой личности с Богом и в Боге друг с другом – сущностное назначение Церкви.
Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских.
Сегодняшнее состояние Церкви характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и изменившимися соотношениями в религиозной и социально-общественной палитре мира. Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда 1500-летняя традиция «симфонии» государства и Церкви ушла в прошлое и Церковь возвращается к самостоятельному существованию в нехристианском окружении. В результате сложных общественных процессов религиозные традиции в нашей стране в основном были утрачены. Многие формы жизни и категории мышления больше не являются христианскими.
Несомненно, до сих пор подавляющее большинство россиян считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви. Но, несмотря на большое доверие наших сограждан к Церкви, Православное христианство остается в сознании людей как нечто национально-традиционное. У большого числа верующих наблюдается низкий уровень знаний о христианской вере и Церкви. Частым явлением стало обрядоверие при отсутствии ориентации на нравственную и духовную жизнь. С сожалением приходится констатировать факт ошибочного восприятия православия вплоть до языческого и магического. По данным статистики большое количество наших сограждан выражает доверие православной Церкви, но к сожалению, Православие в наши дни имеет очень незначительное действительное влияние на этих людей. К примеру: православные учебные заведения (школы, гимназии) и центры дополнительного образования (воскресные школы, курсы, кружки, студии) предоставляют определенные возможности верующим людям. Но образовательный и воспитательный потенциал подобных церковных объединений не оказывает почти никакого влияния на государственную и общественную системы образования и досуга.
Сегодня завершается первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян.
Главный практический вопрос наших дней: куда входит человек в крещении, куда воцерковляются люди и что делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих Церкви только в силу своего крещения?
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16. 16). «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10. 14).
Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем делателям на Его ниве: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для миссии и катехизации в Церкви.
Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27). «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» – вопрошает Христос (Лк. 6. 46).
Общность с Церковью на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, а не только через внешние, зачастую привычные и формальные действия и культурные проявления нашего исторического опыта. Принадлежность к Церкви определяется не только знанием основ веры, учения и истории Церкви, но прежде всего – жизнью Таинствами Церкви (Таинство крещения, миропомазания, покаяния, евхаристии (причащения), таинство венчания, соборования и елеосвящения).
Катехизация
Усилия Церкви по воспитанию и обучению в вере Христовой и по приобщению к жизни Церкви были названы катехизацией. Можно также говорить о катехизации как о праве, так как каждый новообращенный христианин вследствие самого крещения имеет бесспорное право получать от Церкви обучение и воспитание, которые дадут ему возможность достичь подлинно христианской жизни. Церковь никогда не переставала посвящать себя этому служению. Катехизация была и всегда будет делом, к которому Церковь чувствует себя призванной и которого желает.
Послание Церкви миру и отдельному человеку называется миссией. Целью миссионерства является знакомство человека с Благой вестью, содействие в обретении веры во Христа Спасителя, а также пробуждение доверия к Церкви и Богу, помощь в переосмыслении своей жизни. Иными словами, цель миссионерства – помочь человеку обрести покаяние и веру, а результат его – принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.
От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему.
Задачи катехизации
Важно разделять цели воцерковления и церковной жизни. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви.
Целью же церковной жизни в целом является приобщение к Спасению, обретение Царства Божия.
Воцерковление невозможно без воспитания в человеке знания о святости, грехе, добре и зле. Каждый призван служить Христу и Церкви тем даром, который получил от Бога (1 Пет. 4. 10), и в том служении, к которому призван (1 Кор. 7. 20).
Вхождение человека в Церковь для нас должно начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви и доверия к ней. Подчинение церковному разуму есть выражение нашего срастания с Церковью, а не условие его. Дело не в «авторитете» Церкви, а в ее правде, в ее свете и благодати.
Церковь имеет непреложное и определяющее значение в нашей жизни, именно потому, что она Христова, а не потому, что она традиционна для России.
Всё сказанное выше прямо касается и нашего современного казачества. В словарном обороте, на разных мероприятиях казаки говорят: «Казак без Веры не казак», а на самом деле порой выходит совсем по-другому. Казаки в основном воспитанные, как правило, в годы отчуждения от Церкви, её не почитания, утере духовных традиций, надев казачью форму, на деле продолжают жить без понимания настоящего предназначения человека, как творения Господа и казака, как воина Христова. Примером тому, малое количество казаков в храмах, на Крестных ходах. Мы готовы заниматься чем угодно, оправдывая себя занятостью в воскресные и праздничные дни, а, по сути, грешим безверием и леностью. Мы живём в блуде без венчания, проживаем с сожительницами, осуждаем и ненавидим друг друга, и всё это продолжается из года в год, без покаяния в своих земных грехах, всё дальше и дальше удаляясь от Господа и самой веры. И действительно, если нет веры, то казаками нас вряд ли можно будет назвать. Говоря о Таинствах Церкви, большое внимание должно уделяться венчанию в казачьих семьях, правильному православному воспитанию детей, постоянное их причащение, и причащение самих себя во спасение души. Если мы не будем водить своих детей в храмы, то кто будет ходить в храмы после нас, а это вопрос сохранения Православной веры. Другим серьёзным вопросом, пронесённым через века, когда наши предки – казаки перед благими делами и начинаниями брали у священника благословение, исповедовались и причащались, была – Присяга вере Православной, Царю и Отечеству. Казаки постились несколько дней, отстаивали вечернюю службу, и на утрене после причастия принимали торжественную присягу. Сейчас присяга, по-видимому, это дело добровольное и особого рвения к ней мало кто проявляет, то ли от боязни ответственности за слова перед Господом Богом на Кресте и Евангелие, то ли от простого нежелания её принимать, считая такой шаг необязательным занятием. В этом отношении необходима помощь священников в разъяснении сути присяги в служении казаков, а также твердая позиция атаманов войсковых, отдельских, городских, станичных и хуторских казачьих обществ.
Другим, не менее важным вопросом является стойкость в вере, особенно это касается молодёжи, будущего нашего Отечества. Последнее время всё чаще, всё настойчивее поднимают голову различные секты и лжеучения, одним из которых является – «неоязычество». Были и есть случаи, что неокрепшие в Православной вере казаки, поддавшись на уловки так называемых «родноверов», «ведунов», раскачивают казачьи общества, переходя в «сектанство», подвергая сомнению наследние святых отцов о единственно правильной Православной вере. Поэтому вопросы катехизации и воцерковления должны обсуждаться в казачьих обществах, а работа священства по разъяснению основ Православия в виде бесед, разъяснений и побуждения к правильным выводам и действиям должна вестись не только с казаками, но и с членами их семей.
Подводя черту в сказанном, хотелось бы, чтобы наши орловские казаки действительно исполняли своё прямое предназначение – беззаветное служение Вере Православной, Отечеству и казачеству.
Нам необходимо надеяться на Господа всем сердцем своим, и не полагаться на разум свой. Во всех путях наших надо познавать Его, и Он направит стези наши.
Спаси Господи!