12 февраля Святая Церковь совершает празднование Собора святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
История возникновения этого праздника восходит к XI веку по Рождестве Христовом, когда в Византийской империи возникли споры и разделения между учеными людьми и их последователями. Предметом споров стал вопрос о том кто из поименованных святителей сподобился большей славы у Господа. Нарушая церковный мир, каждая из партий, апеллировала к имени одного из трех святых — одни к Василию Великому, другие к Григорию Богослову, третьи к Иоанну Златоусту. И вот, три святителя явились уже весьма престарелому митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу, который уже в старости был возведен в сан епископа небольшого города Евхаиты на окраине Византии, и был одним и самых ученых мужей империи. Святители явились ему сначала порознь во сне, а потом все вместе наяву и сказали, что они едины, и повелели ему установить в честь них общий праздник и написать богослужебное последование, что он и сделал. В качестве даты для нового праздника, владыка Иоанн выбрал — 30 января (12 февраля по н.ст.), т.е. конец того месяца, когда память каждого из святителей празднуется по отдельности[1].
Все три святителя жили в IV веке. Святые Василий Великий и Григорий Богослов были между собою друзьями; с Иоанном Златоустом они лично не общались, он был несколько младше.
Через такое объединение трех святителей Церковь подчеркивает единство и полноту святоотеческого учения, которое может выражаться разными способами церковной проповеди. Святой Иоанн Златоуст был силен тем, что доходчиво обращался к огромным толпам народа. Он мог «вчерашним» язычникам объяснять основные истины веры так, что они приходили в воскресные дни в храм и стояли на службе, а потом еще слушали длительные проповеди златоустого учителя. Богослужение само по себе было не очень коротким, а проповедь Иоанна Златоуста обычно занимала около часа.
Святой Василий Великий был особенно знаменит своей большой ученостью. Он излагал высокие догматические истины. В своих беседах на Шестоднев святитель дал богословское истолкование Библейского учения о сотворении мира в сопоставлении с данными современной ему науки. Своими проповедями, произносимыми для простых людей, святитель Василий поднимал их до своего уровня образованности.
И наконец, святой Григорий Богослов — это тот отец, в творениях которого высокое богословское учение соединено с небывалой поэтической красотой.
И вот, ученость, красота и простота изложения для народа — это те три добродетели, которые необходимы для христианской проповеди, и которые олицетворяются этими тремя святыми и должны следовать друг с другом и друг за другом.
Чтобы приступить к таинству Покаяния, приобщиться святых Христовы Таин, испросить помощи и молитвенного заступничества трех великих святителей в день их соборного праздника в храме св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации собрались кадеты 2-й роты училища. Божественную Литургию совершил настоятель Князь-Владимирского храма, войсковой священник Центрального казачьего войска иерей Марк Кравченко в сослужении диакона Александра Шмата. В молитвенном труде своих воспитанников поддержали офицеры-воспитатели Алексей Александрович Стельмах, Николай Александрович Федотов Павел Александрович Сикирин.
После отпуста Литургии духовник училища священник Марк напутствовал своих подопечных, преподал им благословение и, в награду за понесенный посильный духовный подвиг, вручил каждому кадету небольшой сладкий подарок. Ребята поспешили вернуться в училище, чтобы приступить к занятиям.
[1] 1 января ст. ст. – свт Василий Великий; 25 января ст.ст. – свт Григорий Богослов; 27 января ст.ст. – свт. Иоанн Златоуст
Ольга Пономарева