Церковное единство на Украине может быть воссоздано только каноническим путем

12.03.2014 00:00

4080.jpg4080Москва, 12 марта. На днях в резиденции Константинопольского патриарха на Фанаре в Стамбуле состоялось собрание предстоятелей Православных Церквей, посвященное подготовке к Всеправославному Собору. О подробностях, связанных с этой встречей, в интервью “Интерфакс-Религия” рассказал глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда.

– Владимир Романович, в чем значение состоявшейся встречи предстоятелей Православных церквей на Фанаре? 

– Главам Православных церквей на Фанаре удалось достичь единомыслия относительно созыва весной 2016 года Всеправославного Собора. Делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая Святейшим патриархом Кириллом, сыграла в этом важнейшую роль. На собрании было принято решение интенсифицировать подготовку по созыву Собора. Уже осенью текущего года начнет работу специальная Межправославная комиссия в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Предполагается, что к весне будущего года комиссия подготовит почву для открытия Всеправославного предсоборного совещания. Оно должно будет согласовать последние требующие решения вопросы и стать заключительным этапом на пути к Всеправославному Собору. 

Особо следует отметить, что предстоятели и представители Церквей однозначно поддержали изначально занимаемую Русской Церковью позицию, что все решения будущего Всеправославного Собора должны приниматься на основании консенсуса. Это означает, что, если какое-либо решение не поддержит хотя бы одна из Церквей, оно принято не будет, то есть ни одна Церковь не останется в меньшинстве. Это древняя церковная традиция, характеризующая соборность и отличающая последнюю от парламентской демократии, где при принятии решений господствует принцип большинства голосов. Проведение Собора важно, кроме того, и как живой пример восстановления межправославного общения, долгое время осложненного различными факторами.

– Сегодня внимание международного сообщества приковано к событиям на Украине. Как они отразятся на церковной ситуации в этой стране? Обсуждался ли этот вопрос на встрече предстоятелей?

– В послании предстоятелей Церквей, оглашенном 9 марта, говорится: “Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви”. 

Иными словами, предстоятелями были отмечены три составляющих, без которых успешное разрешение возникшего кризиса невозможно. Во-первых, призыв к скорейшему установлению на украинской земле мира, к тому, чтобы все вопросы, по которым есть разногласия, обсуждались исключительно в спокойной обстановке. Во-вторых, предостережение от насильственного захвата монастырей и храмов, указание на то, что применение насилия или политических методов для решения церковных разногласий неприемлемо. И в-третьих, обращение ко всем, находящимся сегодня вне церковного общения, в расколе, с призывом вернуться в лоно Святой Православной церкви. А это, безусловно, означает возможность воссоздания церковного единства исключительно в соответствии с каноническими принципами. Добавлю, что этим призывом в очередной раз посрамлены обычные спекуляции, звучавшие, к сожалению, и в преддверии данной встречи, о якобы готовящихся скорых решениях, при принятии которых канонические нормы будут проигнорированы.

– В Русской Церкви в последнее время очень активно выступают за права христиан, проживающих на Ближнем Востоке. Была ли эта тема предметом рассмотрения на собрании? 

– В своем общем послании предстоятели Православных Церквей осудили терроризм и любые формы диффамации религии. Ими была выражена солидарность с угнетаемыми сегодня на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах планеты христианскими меньшинствами и выказано восхищение их мученическим подвигом свидетельства о Христе. 

Также главы Церквей заявили о сострадании жертвам трагедии в Сирии, а к участникам сирийского конфликта адресовали требование немедленного прекращения военных действий, восстановления мира посредством переговоров и освобождения пленных. В частности, призвали к освобождению захваченных ранее в ходе гражданского конфликта митрополитов Павла и Иоанна, других священнослужителей, а также монахинь обители Святой Феклы в Маалюле. Слава Богу, что монахини были освобождены вскоре после завершения собрания предстоятелей Православных Церквей. Это небольшое, но очень важное символическое свидетельство того, что нестроения на сирийской земле могут быть прекращены. 

– Ряд СМИ сообщили, что Собор, запланированный на 2016 год, является Вселенским. Действительно ли это так? 

– Собор, подготовка к которому вошла в завершающую фазу, носит название Святого и Великого, иногда его еще называют Всеправославным. Именование его Вселенским не принято и некорректно.

Последний Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, и с тех пор такие Соборы не собирались. После схизмы 1054 года на Западе продолжали проводить Соборы, которые там именовали “вселенскими”. Вместе с тем, на Востоке они таковыми не признавались… Идея Всеправославного Собора возникла во второй половине XX столетия. И сегодня мы являемся свидетелями, как я уже сказал, завершающего этапа подготовки этого важного для всего православного мира события. Ожидается, что в грядущем Всеправославном Соборе в 2016 году будут участвовать представители и предстоятели всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.

«Интерфакс-Религия»
Синодальный информационный отдел Московского Патриархата
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх