Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином

28.06.2013 00:40

metropolitan_Kirill_v

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

Ваше Высокопреосвященство, благословите! Совершенно случайно, по Божиему промыслу увидел в Интернете на сайте Синодального информационного отдела Московского Патриархата сообщение о том, что Вам можно задать вопрос, связанный с казачеством. Этот вопрос у меня возник очень давно. У меня есть знакомые, которые приписывают себя к казачеству. Их образ жизни почему-то не соответствует реальности казачества, но они носят форму и называют себя таковыми. Из-за этого у меня сложилось мнение: «А в чем актуальность казачьей службы в данный момент в нашем государстве?» (Алексей, г. Москва)

Здравствуйте, Алексей! Бог благословит!

К сожалению, стоит констатировать, что не каждый человек, надевший форму, становится казаком. Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином, находиться в послушании у Матери-Церкви и быть готовым к защите своей Родины.

Безусловно, образ жизни современного казачества не всегда соответствует образу жизни тех славных казаков, которые трудились во славу Отечества и отдали за него свои жизни.

За годы советской безбожной власти были подорваны не только основы православной веры, разрушены храмы, но и на корню уничтожено казачество, его лучшие представители. Именно потеря преемственности делает процесс возрождения казачества тернистым и сложным.

Но, будучи людьми верующими, мы помним: для верующих людей нет ничего невозможного. Господь в Священном Писании говорит нам: ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20).

Казаки сегодня, с одной стороны, хотят себя реабилитировать, встать на ноги, сказать, что они — потомки тех славных казаков. Вопрос в том, когда они станут такими. Я думаю, что это дело времени. Как раз для этого сегодня Церковь и государство прилагают немалые усилия: создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, создан также Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. И сам Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он берет на себя обязанность духовного наставника всех казаков. Сегодня почти тысяча священников трудится над воцерковлением и духовным окормлением казачества. И от того, насколько результативными будут эти усилия, сколько потребуется на это времени, зависит будущее казачества.

Сегодня ни один институт, кроме Церкви и казачества, не восстановлен в таком объеме после советского периода. Институты купечества, дворянства и многие другие структуры дореволюционного общества сегодня разрушены, и, скорее всего, их не будет уже никогда. А казачество смогло подняться, смогло возродиться! Но, безусловно, нужно время для его становления.

Конечно, защита православной веры — это, в том числе, и защита Отечества, которое требуется защищать не только на полях брани. Казаки всегда жили на окраине и создавали преграду, которая охраняла остальных жителей от набегов кочевников и врагов.

Сегодня, по милости Божией, мы почти 70 лет живем без войны, и казачеству нет необходимости воевать и стоять на рубежах Родины. Помощь Отечеству складывается из любых полезных действий каждого гражданина нашего общества. Однако обычные граждане не выходят на улицу, чтобы охранять порядок и патрулировать улицы, а казаки это делают. Для них это является тем же служением, каким было служение их предков. Казаки вместе с полицейскими помогают жителям в любое время спокойно находиться там, где им хочется быть.

Сегодня казаки вместе с пограничными войсками охраняют границы, пытаются трудиться в экологической полиции, охранять наши водоемы от браконьеров, и так далее. Казаки призваны к служению и защите Отечества генетически, и именно к этому они сегодня и стремятся.

Говоря об актуальности казачьей службы, Святейший Патриарх в одной из проповедей сказал следующее: «Самое главное, что должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа».

Ваше Высокопреосвященство, благословите! Меня как русского человека, который любит (в рамках Православия) свою страну и имеет патриотичные взгляды, заботит судьба нашего казачества. Поэтому не могу не спросить о современных перспективах данного сословия и о перспективах в отношениях с Православной Церковью в частности, и о том, в каком виде эти отношения выражаются сейчас. (Владислав, г. Таллин)

Здравствуйте, Владислав! Бог благословит!

Я неоднократно говорил о том, что казачество может принести немалую пользу государству и обществу. Сегодня очень много направлений, в которых оно будет полезным. Казачество может вместе с пожарными помогать тушить пожары, вместе с сотрудниками полиции охранять наши улицы, площади и парки, помогать в охране лесов, водоемов, помогать работе органов наркоконтроля. Поле деятельности обширно. Сегодня государству нужна помощь каждого гражданина. Но не каждый может взять на себя такую ответственность, не каждый захочет тратить свое личное, свободное время для подобной деятельности. А казаки хотят даже после своей работы выйти на улицу и патрулировать, — и в этом я вижу сегодня служение казачества. Это первое.

Второе. Православие всегда было для казаков внутренней духовной основой, поэтому сегодня, принимая присягу, они говорят: клянемся служить вере православной, Отечеству и казачеству. Проводится очень серьезная работа по взаимодействию Церкви и казачества, тысячи священников окормляют каждое казачье общество. Но работа эта не может дать очень быстрого результата. Сегодня построены тысячи новых храмов, но не уменьшилось количество преступлений, существует множество других проблем. Конечно, если бы этих храмов не было, то преступлений было бы еще больше, но, тем не менее, остается еще очень много проблем в обществе. Все это говорит о том, что изменение — это очень длительный процесс, но работа Церкви с казачеством непременно даст результат. Особенно я наблюдаю это на примере кадетских казачьих корпусов.

Сегодня для нас принципиален содержательный аспект этого взаимодействия, поскольку казачий устав предполагает добровольное соработничество Церкви и казачества.

Соответственно, и цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах.

Задачу Русской Православной Церкви в отношении казачества Святейший Патриарх Кирилл сформулировал перед участниками Освященного Архиерейского Собора в феврале этого года: «Следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий».

Здравствуйте, владыка! Обязательно ли православному человеку иметь духовника? Я в Церкви с детства, но до сих пор духовника у меня нет. На исповедь в силу обстоятельств хожу к разным батюшкам, какие-то текущие вопросы, вызывающие затруднение, задаю им, но хочется иметь возможность более глубокого духовного общения, что в формате исповеди совсем не получается. Как быть? Очень хотелось бы иметь человека, который бы вел ко Христу, а не только выслушивал грехи. Просто подойти к «понравившемуся» батюшке и сказать «будьте моим духовником»? (Анастасия, г. Владимир)

Здравствуйте, Анастасия!

Сказать, что это обязательное условие для спасения, конечно, нельзя. С другой стороны, для христианина очень полезно иметь умудренного духовным деланием и жизнью духовника, который мог бы водительствовать в церковной жизни. Авва Дорофей в своем поучении пишет: «Итак, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то ему разъяснят и откроют коварство врага. Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит этот путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти».

Какого-то правила, как искать духовника, не существует. Молитесь Господу и Его Пречистой Матери помочь вам в ваших поисках. Если такой духовник вам встретится, то нет ничего страшного подойти к нему и изложить свою просьбу.

Высокопреосвященнейший Владыка, вопрос у меня такой. Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваша Господеви преклоните», крещеные (верные) головы должны преклонить, или это относится только к оглашенным? (Елена, г. Воронеж)

Здравствуйте, Елена!

Первоначальный смысл этих слов, безусловно, относился к людям, готовящимся стать христианами. Сейчас же, в своем большинстве, на Литургии присутствуют люди уже крещенные. В ранней Церкви была практика, когда согрешавших условно приравнивали «по статусу» к оглашенным. Если вы чувствуете себя человеком грешным, то не будет никакого греха, если Вы со смирением преклоните главу.

Здравствуйте. У меня к Вам такой вопрос. Недавно мой давний и лучший знакомый пожелал, чтобы я был крестным его годовалой дочки Катеньки. А ведь я некрещеный, хотя много раз хотел покреститься, и родители хотели покрестить (дедушка большой авторитет имел, советский дух воспитания мешал). Можно ли в один день меня покрестить и Катеньку, чтобы я стал крестным маленькой Катеньки??? Это будет происходить не в Калуге. Если нет, то как это возможно лучшим образом? (Иван, г. Калуга)

Здравствуйте, Иван!

Нет, нельзя. Стать крестным — значит, взять на себя ответственность перед Господом за духовную жизнь и воцерковление малыша. Как Вы сможете ей дать то, чего сами не имеете? Как минимум, Вам самому понадобится несколько лет, чтобы укрепиться в вере, изучить Священное Писание, богослужение, после чего можно будет думать о статусе крестного. Желание креститься ради того, чтобы стать крестным, в корне неверно. Если бы Вы действительно были бы готовы изменить свою жизнь в соответствии с Евангельским учением, то подошли бы к крещальной купели гораздо раньше.

Здравствуйте! В последние годы почувствовала потребность в Церкви, в чтении Библии, в общении с верующими людьми, наверное, это и есть тоска по Богу. Пыталась ходить в православный храм. Службы ведутся на старославянском, практически непонятном языке. Что происходит на протяжении полутора часов службы — не очень понятно. Хорошо, что на русском поясняют, что причащаться могут те, кто исповедался. Кратенькое (на 2 минуты) чтение из Библии тоже уже на русском с комментариями — после окончания службы. Пыталась подходить к батюшкам по окончании службы и спросить, проводятся ли уроки приобщения к православной вере, отвечают, что нет, не проводятся, им некогда, слишком много дел. Охотно верю, что они творят много добрых дел, но новому человеку с тоской о Боге в душе трудно задержаться в православном храме. Хорошо, что оказался рядом с домом лютеранский храм, где регулярно проводятся уроки по изучению Библии. Больше года ходила на уроки, многое прояснилось, стало легче жить. Интересно, что лютеране-американцы, чтобы помочь россиянам постичь Библию, учат русский язык, изменили даты своих церковных праздников, подстроившись под традиции России, встречают душевным теплом и поддержкой всех, кто ищет Бога. Службы проводятся на русском языке, проповеди интересные, минут на 20, заставляющие о многом задуматься. Поскольку прихожане сидят на скамьях, можно сосредоточиться на содержании и эмоциях службы, а не на своих уставших ногах. Библейские уроки проводятся и воскресные — для прихожан, и в другие дни — для тех, кто только знакомится с Библией. Понимаю, что нужно причащаться. Склоняюсь к конфирмации в лютеранской церкви. Она мне понятнее и разумом, и тянет туда душевная теплота священников и прихожан. Думаю, что важнее то, что я христианка и приобщаюсь ко Христу, как Он велел, читая Библию и регулярно причащаясь, чем то, к какой конфессии я принадлежу. Вопрос мой в том, планируются ли изменения в Православной Церкви, чтобы сделать ее ближе и понятнее людям, ищущим Бога? Почему православные пастыри не заинтересованы в «ловле человеков», а занимаются многими, наверняка полезными делами, восполняя недочеты в работе социальных служб? (Лариса, г. Новосибирск)

Здравствуйте, Лариса!

Мой долг, как пастыря, сказать Вам, что принятие конфирмации с точки зрения Православной Церкви и святых отцов есть большой грех. Это для людей сторонних кажется, что нет разницы, в какой Церкви причащаться и куда ходить. Священное Писание нам говорит прямо: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Не может быть несколько истин. Не может Господь быть в разных церквях. Апостол Павел прямо вопрошает: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:10).

Апостол Петр продолжает мысль: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:1-2, 15, 17).

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил. Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Город Новосибирск очень большой, я не сомневаюсь, что среди большого количества храмов возможно найти священника, который уделит Вам внимание, и ответит на все Ваши вопросы.

Добрый день, уважаемый митрополит Кирилл! В Ставропольском крае идет гонение на русские семьи со стороны лиц кавказской национальности. Многие русские семьи вынуждены уезжать в другие регионы. Скажите, что предпринимает Церковь для того, чтобы Ставрополье стало безопасным для проживания там русских семей? (Ирина, г. Шушенское Красноярского края)

Здравствуйте, Ирина!

Ирина, этот вопрос очень верный и очень точный, но, в то же время, и очень сложный… Действительно, Ставрополье граничит со всеми республиками Северного Кавказа, но, к сожалению, стычки между русскими и представителями других национальностей происходят не только у нас. Случается это и в столице, и в центральной полосе России. В каждом регионе есть своя проблематика, свои кризисные явления, которые решаются совершенно разными методами. Здесь, на Кавказе, ведутся антитеррористические операции, и в некоторых республиках — постоянно, здесь больше силовых структур; ну а в другом регионе — другие проблемы, поэтому нельзя сказать, что слишком трудно сегодня жить русским в Ставропольском крае.

Но такая проблема есть, и Церковь также пытается ее решить. Все зависит от внутреннего, духовного состояния человека. Если оно низкое, то человек любой национальности будет совершать преступления. Там, где есть грех, преступления, безобразия, наглость, коррупция, всегда будут конфликты и проблемы. Поэтому Церковь пытается изменить человека. Когда я был назначен на Ставрополье, то в первый же год мы создали программу по восточным районам Ставрополья. Там и земли достаточно неплодоносные, и мало экономических предприятий, и граница с республиками, и, конечно, там возникает очень много местных конфликтов. В этой программе все очень просто: в каждом селе, где есть школа, должен быть храм. В каждом населенном пункте, независимо от численности населения, должна быть молельная комната. Обязательным должно быть открытие воскресных школ, православных клубов, миссионерские поездки по этим районам. Все это является заботой Церкви и той лептой, которую Церковь вкладывает в решение проблематики Ставропольского края.

Сегодня создана отдельная епархия на востоке Ставрополья — Георгиевская и Прасковейская, и уже владыка Гедеон с помощниками реализует те программы, которые были когда-то созданы мной. Я думаю, что новая епархия даст также новый импульс и большому количеству приходов, и новым священникам, и воцерковлению славянского населения, а значит, они тоже будут меняться, становиться другими. И, безусловно, должны развиваться контакты с имамами, мусульманскими лидерами, лидерами национальных образований. Только в этом случае будет положительное развитие.

Патриарх Кирилл, выступая в конце прошлого года на форуме ВРНС в Ставрополе, заявил, что власти должны предпринять всесторонние меры по поддержке русского населения на Северном Кавказе и стимулировать развитие института казачества как одного из важнейших гарантов безопасности в этом регионе. Патриарх тогда отметил, что отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Владыка, а как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Как складываются межнациональные отношения в регионе (допустим, конкретно на Ставрополье), и, главное, что делает казачество? Становится ли, стало ли оно действительно реальной общественной силой, позитивно влияющей на общую ситуацию в регионе? (Сергей, г. Москва)

Здравствуйте, Сергей!

В этом вопросе поставлено сразу очень много проблем. Действительно, Святейший Патриарх Кирилл удивительно тонко уловил те ключевые моменты, те вопросы, которые нужно решать на Ставрополье. Святейший говорил в своем докладе, что русский народ является государствообразующим, и, чем лучше будет состояние русского населения, тем лучше будет остальным народностям, населяющим Россию. Действительно, это так. Главное внимание необходимо уделять подъему русского народа, подъему славянского населения, и именно этим занимается сейчас Ставропольская митрополия и епархии всего Кавказа.

Что же касается казачества, бывшего на грани уничтожения, тот факт, что оно поднялось, говорит о том, что у казачества есть будущее, что казачество будет играть значимую роль в России в целом, тем более на окраинах России, на ее южных рубежах и конечно, на Ставрополье. Оно сейчас сильно здесь. Терское реестровое казачество насчитывает свыше 40 тысяч человек! Это серьезное количество. Радостно, что сейчас открывается множество казачьих классов, сегодня их уже около двухсот на территории Ставропольского края. Открыт казачий кадетский корпус. Священники регулярно посещают казачьи общества, участвуют в казачьих кругах, в других мероприятиях. Можно уверенно сказать, что сейчас казачество играет довольно серьезную роль в межнациональном диалоге. И чем более духовными станут казаки, чем больше, сильнее и крепче станут казачьи семьи с их казачьим духом и православной верой, тем, конечно, сильнее будет казачество и тем больше будет усиливаться межнациональное равновесие. Не противостояние, не попытка решать проблемы силой, а реальное соотношение сил, в первую очередь духовных: казаки — православной верой, кавказцы — своими традициями и своей верой. Для того чтобы решить множество проблем, нужно время, но и сейчас уже делается очень много и кавказскими епископами, и священнослужителями, и, конечно же, самими казаками.

Владыка, оказывают ли казаки какую-либо помощь силовым структурам в борьбе с нелегальной миграцией? Есть ли, на Ваш взгляд, проблемы с толерантностью по отношению к мигрантам с юга? (Сергей, г. Москва)

Здравствуйте, Сергей.

Казаки участвуют во всех мероприятиях, связанных с пресечением правонарушений, если их к этому привлекает государство. В настоящее время в краевом центре и в других крупных городах действуют казачьи дружины, которые на постоянной основе совместно с сотрудниками полиции патрулируют город, в том числе обеспечивая соблюдение паспортного режима.

Ваше Высокопреосвященство! Прошу прощения за вопрос. Мы с супругой венчались по православному обряду. Она поклялась слушаться меня во всем. В последний год я являюсь пенсионером, левая рука онемела, не все могу делать, в связи с чем не соглашаюсь с ее отсутствием более чем на 1 день, она, зная о моем несогласии, взяла билеты в паломническую поездку на несколько дней и сегодня собирается уехать. Посоветуйте, что мне делать. (Василий, г. Москва)

Здравствуйте, Василий!

Вопросы частного порядка, связанные, в том числе, с неурядицами в семейной жизни, правильно решать со своим духовником или тем священником, у которого вы постоянно духовно окормляетесь.

В любом случае, все вопросы в семье должны решаться совместно.

Владыка, каков, по Вашей оценке, уровень воцерковленности, духовно-нравственного просвещения современных казаков, казачьих атаманов? Какая здесь динамика? Накладывает ли причастность к казачьему «сословию» некую дополнительную ответственность на человека — в плане необходимости более глубокого приобщения к вере, к Церкви, к православным традициям? Насколько актуальна для казачества сейчас такая проблема, как «погоня» только за внешностью — отличительной формой, прочей атрибутикой, выделяющей казаков? (Сергей, г. Москва)

Сергей, по опросам общественного мнения сложно понять степень воцерковленности и отношения к православной вере, исполнения Таинств и посещения храмов. Невозможно посчитать людей, которые приходят в наши храмы. Постоянные прихожане составляют лишь небольшой процент, а в целом воцерковленность людей сложно описать. А вот казаки практически все заявляют, что они православные люди. Это та платформа, то основание, на котором мы сегодня в Церкви строим свои отношения с казаками. Они не могут без священника провести свой круг, не могут принять присягу без креста, священника, Евангелия, присяга всегда совершается в храме. Все это уже является отличительной чертой казачества от всего другого населения нашей страны. Если есть заявление об их принадлежности к Православию, значит, безусловно, это говорит о том, что есть все основания для работы с казачеством, и оно постепенно воцерковляется. Сегодня более тысячи священников окормляют казаков и кадетские корпуса, и мы, безусловно, ведем мониторинг, просим, объясняем, приглашаем казаков к участию в Таинствах, и сегодня, хоть этот процент не очень высокий, но казаки участвуют в исповеди, причащении, в таинстве венчания. Мы проводили мониторинг участия казаков в таинствах, и пока цифра может кого-то разочаровать, но сегодня всего 40 % казачьих браков венчанные. Много это или мало? Конечно, мало! Но, наверняка, в других семьях, не казачьих, еще меньше венчанных браков. Дорогу осилит идущий. Я очень надеюсь на то, что казачество будет меняться в лучшую сторону и постепенно все больше воцерковляться.

С праздником, владыка! Благословите! Хочу спросить вот о чем. Вы являетесь председателем Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Такая работа требует от пастыря глубокого понимания истории и психологии казачества, в особенности южнорусского. Насколько хорошо Вы с ним знакомы? Что связывало Вас с казачеством в мирской жизни? Насколько тяжело или легко для Вас это послушание? Заранее благодарна. (Ирина, г. Краснодар)

Здравствуйте, Ирина! Бог благословит!

Ирина, я не имел никакого отношения к казачеству до назначения меня на должность председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Родился я на Урале, там тоже есть казаки, они входят в Оренбургское войско. Но в советское время, когда я рос, конечно, разговора о казачестве не было. По отцовской линии в семье у меня все предки были священнослужителями, по линии матери — простые крестьяне. Когда я стал священником, то также священствовал в Дивеево, в Нижегородской епархии. Это центральные губернии России, в которых казаков мало. Поэтому я никак не контактировал с казаками и многого не знал о них.

Насколько я сегодня проникся духом казачества? Мне кажется, что сегодня я знаю казачество достаточно хорошо по одной причине: все послушания в Церкви я стараюсь выполнять с полной самоотдачей. Сложно это или нет? Все послушания сложны. К примеру, есть отдел Церкви по работе с заключенными, отдел Церкви по работе с верующими военнослужащими, отдел Церкви по образованию и катехизации. Каждое послушание, если человек ответственно выполняет его, несет в себе огромную силу и огромную нагрузку. Эта нагрузка лежит и на мне. Может быть, она отличается тем, что с казачеством связана еще некая политика?.. Есть такие горячие головы, которые начинают сепаратистские выпады, — это, конечно, отличительная черта работы с казачеством. Но я прямо и четко таких людей называю не казаками, а предателями. Отщепенцами, которые не признают Православную Церковь, которые являются язычниками или, например, сепаратистами. Я называю их просто: преступниками, которые хотят разрушить наше Отечество.

Казачество мне близко своим духом и самоотдачей, потому что я воспитывался в семье, в которой на первом месте всегда были слова из Евангелия: ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам. И это искание Царствия Небесного, самополагание себя для достижения его, для духовного совершенствования, для помощи другим людям, исполнение Евангелия — вот это в казачестве всегда было сильно. Когда они жизни свои отдавали, даже не раздумывая; когда никто не отказывался, ибо это было бы позором, его бы изгнали, и никто никогда больше не вспомнил бы о нем в казачьей станице. Вот это близко мне по своему внутреннему духу.

Я сегодня бываю и на больших международных конгрессах, где собираются казаки со всего мира, бываю на отдельных кругах казачьих войск, скажем, Донского, Кубанского, Терского. И, конечно, везде разные казаки. На мой взгляд, за эти годы я о казачестве узнал многое и успел его полюбить.

Благодарю еще раз всех, приславших вопросы.

Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru

 

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх