24 января 2021 года в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы состоится молитвенное поминовение казаков – жертв трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.
Божественную литургию и панихиду возглавит председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В заупокойном богослужении примут участие казачьи духовники, атаманы, казаки, представителей органов государственной власти и неравнодушные к истории Отечества люди.
В 9.30 начало Божественной литургии.
В 12.00 начало Панихиды по жертвам расказачивания.
Справка:
Великая драма жителей России после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев, групп. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».
Распространенное 24 января 1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», – было изложено в циркулярном письме. Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч – вынуждены были эмигрировать.