Александр Щипков: Вектор развития России будет зависеть от языка, на котором мы говорим

27.04.2017 23:04

Москва, 27 апреля. Борьба за современный язык определит направление, по которому будет развиваться Россия в ближайший век, считает первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, составитель философского сборника статей о культурно-языковом пространстве современной России «Язык: Сборник статей о становлении русского дискурса», доктор политических наук А.В. Щипков.

«Язык — это, прежде всего, система правил, причем не только правил речи, но и правил поведения. Мы говорим с его помощью, но и он говорит “нами”. Как сказать и что сказать — во многом одна и та же проблема. Язык — такой же социальный институт, как правовая система или Уголовный кодекс. Поэтому за чистотой языка очень важно следить, а мы этим пренебрегаем. Вот “Язык” и посвящен тому, как можно выскользнуть из тисков фальшивого дискурса и обрести возможность свободного общения, прямого высказывания», — сказал А.Щипков в интервью «На пороге мировой перестройки» Литературной газете.

Сборник статей «Язык» является последней частью трилогии (первая и вторая части — сборники «Перелом» и «Плаха»), которая продолжает традиции сборников «Вехи» и «Из-под глыб» по осмыслению современного этапа развития России. Авторы статей «Языка», по словам А.В. Щипкова, говорят о языке русской традиции, либерализма, современного искусства, о языке так называемой публичной истории.

«Исход борьбы за язык современного русского дискурса определит вектор развития нашей страны. От того, какими смысловыми терминами мы будем говорить, напрямую зависит и наша будущая история», — сказал А.В. Щипков.

В современном языке есть длинный ряд слов и понятий, которые табуируют нравственные ориентиры, стирают из памяти целые пласты отечественной истории, искажают национальное восприятие окружающего мира, отметил он. К таким словам, например, относятся понятия «тоталитарные комплексы», «популизм», «имперская ностальгия», «алармизм», отметил он.

«Слово “русский” ведь долгое время было маргинализировано и отчасти табуировано. Но уже сейчас за него идет жёсткая борьба: в будущем тот, кто сможет представлять русских, получит в свои руки громадный исторический ресурс. Надеюсь, это будут здравые и ответственные люди, а не те, кто ходит с уточками и носит на голове кастрюли», — заявил А.В. Щипков.

В сборнике «Язык» эти кодовые слова подробно разобраны, этот идиоматический по сути язык как раз и играет роль запретительной инстанции, то есть цензуры, сказал А.Щипков.

«Последняя часть нашей трилогии “Перелом — Плаха — Язык” посвящена вопросу о том, как обойти ловушки, которые расставляет нам “чужая речь”, как освободиться от “либерлингвы”, как обрести свой собственный голос. Как, например, выйти за рамки порочного круга той модели национальной истории, которая нам долго навязывалась», — сказал он.

«Если вы выстроите другую шкалу (исторических дат), вы и историю увидите по-другому. Более реалистично, как нечто целостное и непрерывное. Например, следует дополнить ряд ключевых исторических дат, которые в учебниках и массовом сознании определяют ход отечественной истории, он сейчас прореженный, неполный: 1612, 1703, 1812, 1861, 1905, 1917, 1941–45, 1961, 1991, но где годы церковного Раскола и Крымской войны, где 1914-й, 1939-й, 1993-й, 2014-й?», — сказал А.В. Щипков.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тэги: # #
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх