Александр Щипков: Соловки и Исаакий – не «сувениры», а религиозно-исторические места

01.06.2016 13:39
schipkovМосква, 1 июня. Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков призвал закрепить за Соловками статус религиозно-исторического места и не превращать их в «большой законсервированный сувенир».
«И за Соловками, и за Валаамом необходимо закрепить особый статус «религиозно-исторического места». Это единственный путь. Иначе эти святыни не удастся спасти от коммерции и агрессивного туризма», – написал А.Щипков в своей статье «Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков», опубликованной в интернет-журнале «УМ+» (http://um.plus/).
По его мнению, места, нераздельно связанные с духовно-исторической памятью народа, должны жить в соответствии со своим предназначением, а не быть только мертвыми экспонатами.
«Чтобы жить полной жизнью, святыня должна находиться в исторически органичной для нее среде и выполнять исторически характерные для нее функции, а не превращаться в большой законсервированный сувенир для туристов. Метакультурное пространство должно «дышать» историей – продолжать быть тем, чем оно было изначально»,-  отметил А.Щипков.
Он отметил, что, по свидетельству местных жителей и сторонних наблюдателей, вокруг Валаама царит обстановка «проходного двора» – острова архипелага используются для несанкционированного отдыха, атмосфера которого зачастую не вяжется с предназначением этого места.
По его мнению, очень медленно и бессистемно исполняется также поручение Президента от 25 июня 2012 года по разработке и реализации комплекса мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.
«Прошло четыре года. Решение задач разбросано по разным ведомствам, единого координационного центра нет. Работа буксует», – подчеркнул он.
По его словам, сакральные для народа места формируют и сохраняют национальную идентичность, образуют «сакральную географию» России. Такие места как Соловки, Исаакиевский собор, Бородинское поле, Херсонес, Мамаев курган, Ганина яма и многие другие,  занимают в русской картине мира важные смысловые позиции.
«Стратегическая цель президента, который отвечает за единство страны, заключается в том, чтобы укрепить ее духовную географию, поскольку этот сакральный каркас скрепляет нацию. Никакая национальная идея не может существовать в воздухе, не опираясь на те или иные символические и исторические вехи», – сказал А.Щипков.
Полностью статью А. Щипков «Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков» можно прочитать по ссылке: http://um.plus/2016/05/30/sakral-naya-geografiya-rossii-ot-hersonesa-do-solovkov/
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русской Православной Церкви
Поделиться:
Седмица 29-я по Пятидесятнице.
10 января 2025
Попразднство Рождества Христова. Мучеников 20000 (икона), в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия (икона) пресвитера, Зинона (икона), Феофила (икона) диакона, Дорофея (икона), Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных. Ап. от 70-ти Никанора (икона). Прп. Игнатия (икона) Ломского, Ярославского. Прп. Корнилия (икона) Крыпецкого. Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского и Аркадия диакона. Сщмч. Александра пресвитера. Сщмчч. Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров. Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров.
Наверх