Казаки Адлерского районного казачьего общества города Сочи во главе с атаманом Владиславом Лавриненко и командиром казачьей дружины по охране общественного порядка Данилом Бобкиным совершили паломническую поездку по святым местам Республики Абхазия. Целью поездки являлось, прежде всего, изъявление уважения братскому народу Апсны и поклонение святым иконам, в таком многочисленном количестве разбросанным по всей территории Абхазии.
В первой половине дня казаки пересекли государственную границу между Российской Федерацией и Республикой Абхазия и на личных автомобилях направились к первому месту поклонения – Цандрипшскому храму, расположенному на территории Гагрского района Абхазии в селении Цандрипш, что стоит на берегу Черного моря в живописном устье реки Хашупсе. Современное название поселения произошло от имени абхазского общества и княжеского рода Цанда, и означает «селение Цандов». Собственное историческое название поселения – Саучи (Саурчи). В Цандрипше казаки посетили Цандрипшскую базилику, которая является древнейшим храмом Абхазии, построенном в VI-VIII в.в. н.э. и сохранившемся недалеко от берега моря, в правобережной части поселка. Рядом с базиликой расположено местное кладбище, уставленное, словно гигантскими свечами, кипарисами. На развалинах храма казаки поставили церковные свечи и провели молебен.
Далее путь казаков следовал к наиболее известному и богатому историческими событиями селению Лыхны Гудаутского района, являющемуся историческим центром Бзыбской Абхазии и символом ее национальной истории, в прошлом известном также под названием Зупу, Соуксу и Лихни. В центре села – знаменитая Лыхнская поляна, которую жители называют «Лыхнашта». Она была свидетельницей многих исторических событий – и в период средневековья, когда Лыхны было столицей Абхазского княжества и резиденцией князей Чачба, и драматическими событиями 60-х годов 19 века.
Казаки Адлера посетили наиболее известные достопримечательности Лыхны. Дворец влиятельных князей Абхазии Чачба, который главенствует на Лыхнской поляне, но от некогда величественного дворца до наших дней дошли одни руины. Кроме того, на окраине Лыхнской поляны расположен Лыхнский храм X-XI в.в. н.э., который отлично сохранился. В настоящее время в храме проводятся службы. Казаки поклонились древним фрескам и иконам, поставили свечи во здравие всех православных христиан. Внутри этого храма похоронен владетельный князь Абхазии – Сефербей Чачба, умерший в 1821 году, также там находится усыпальница князя Георгия Шервашидзе, при котором Абхазия в 1808 году изъявила добровольное желание о вступлении в подданство Российской империи.
После посещения дворца и храма казаки отдали дань уважения братской могиле тридцати девяти казаков, погибших при защите абхазского народа во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 г.г. и захороненных на Лыхнской поляне. В часовне, установленной на братской могиле, казаки совершили молебен и поставили свечи за упокой усопших воинов.
Далее путь адлерских казаков следовал к наиболее известному месту паломничества всех православных христиан – Ново-Афонскому монастырю (полное наименование – монастырь святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне). Православный монастырь, основанный в 1875 году в Сухумском округе при устье реки Псыртсхи монахами обители святого Пантелеймона, расположенной на горе Афон в Греции, был разрушен в 1877 году и ныне вновь восстановлен. При посещении храма казаками также были совершены молитвы и поставлены свечи во здравие и благополучие.
Следующий день путешествия начался с посещения храма в селении Илори (Еглыр) Очамчирского района, в котором имеется несколько мироточащих икон. Казаки попали прямо к молебну, проводившимся местным священнослужителем. Отдав дань уважения, и поклонившись святому месту, казаки направились к горячим источникам Очамчирского района недалеко от реки Кодор. В этом удивительном месте приры Абхазии казакам была предоставлена исключительная возможность отдохнуть после дальней дороги и насладиться сероводородными горячими источниками, выходящими здесь на поверхность.
На обратном пути паломники посетили Анакопийскую крепость V века н.э., расположенную на горе в селении Новый Афон, внутри которой имеется древнейший храм, построенный на месте древнего абхазского языческого святилища. Одна из летописей гласит, что в крепости укрывался грузинский царь Арчил со своим братом Миром с одной тысячью человек и с двумя тысячами бойцов из абхазского войска, противостоявшие арабам, число которых напоминало «тёмную тучу саранчи и комаров». Но неожиданно в арабских войсках началась эпидемия, унесшая жизни тридцати пяти тысяч человек. Еще три тысячи арабов погибло при штурме крепостных стен, и врагам пришлось вернуться ни с чем.
Помолившись в храме и поставив свечи, казаки направились домой.