Москва. 29 мая. Вышла из печати новая книга русского политического философа, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советника Председателя ГД РФ, доктора политических наук Александра Владимировича Щипкова — монография «Социал-традиция».
Автор работал над «Социал-традицией» четыре года. Книга увидела свет на фоне тектонических сдвигов в мировой политике и идеологии, которые произошли в последние годы и отразились в драматических событиях, связанных с русским миром. Издание посвящено осмыслению этих событий. Сквозь их призму рассматривается вся новейшая история и глубинные исторические и философские проблемы России и Запада, некогда принадлежавших к единому христианскому миру, а затем разделенных непримиримыми противоречиями.
А.В. Щипков определяет современное состояние России как переходное и неустойчивое, характеризующееся «вакуумом идеологии». Как только будет пройден период идейной дезориентации, преодолен кризис национальной идентичности и разрыв традиции, русские вернутся к своей исторической миссии, предопределенной их византийским наследием, — уверен автор.
Сегодня, по мере протекания этого процесса, происходит кристаллизация российского идеологического дискурса, который должен сложиться в ближайшем будущем. Это предполагает взаимодействие и синтез нескольких кодов национальной культуры. Определяющим фактором данного синтеза А.В. Щипков считает социал-традицию — механизм накопления идеалов и передачи коллективного опыта нации по цепи поколений.
Автор пишет: «Традиция — не эпоха, не обряд, не привычка. Это культурно-нравственный договор поколений. Это метод передачи образа мысли, образа социального поведения. Традиция — это основной социальный капитал народа, который обеспечивает сохранность его исторической судьбы».
Один из лейтмотивов книги, что следует уже из ее названия, — это свойственное русской культуре обостренное чувство социальной справедливости, монополизированное в эпоху модерна левыми течениями, а в настоящее время вписываемое автором в общую логику традиционалистского проекта.
В основе авторского взгляда лежит системный традиционализм, в рамках которого традиция предстает не набором неких общественных институтов или идеалов прошлого, а механизмом социокультурной трансляции и преемственности. Автор утверждает, что будущее России и той части мира, которая выберет социальный, а не привычный этнокультурный традиционализм, неизбежно будет связана с построением новой модели общества, основанной одновременно на идее социальной справедливости и на приверженности традиционным ценностям.
В идейном компендиуме А.В. Щипкова можно отыскать ряд отсылок к евангельской традиции социального христианства, к наследию Иоанна Златоуста и его школы, к манифестам и деятельности русского подпольного социал-христианского движения, а также к широкому спектру идей современной философской и политической мысли от движения «радикальной ортодоксии» до школы мир-системного анализа.