«Нынешний Архиерейский Собор нельзя оценивать вне контекста столетнего юбилея трагических революционных событий… Церковь сто лет назад не смогла уберечь народ от раскола, от скатывания в кровавый хаос — это отдельный аспект трагедии. Церковь никогда не снимала с себя ответственность за то, что произошло. Но были для этого и внешние причины: долгий синодальный период лишил Церковь многих возможностей, она была связана и ограничена в действии… В этом смысле «обретение себя» и восстановление патриаршества были долгожданными, но вместе с тем и запоздавшими: смуту уже было не остановить. Урок столетия заключается в том, что эта ситуация не должна повториться», — подчеркнул А.В. Щипков.
А.В. Щипков положительно оценил принятые на Архиерейском Соборе изменения в уставе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: «Новая глава принятого устава фактически толкует определение Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии» с центром в Киеве. Очень хотелось бы, чтобы это помогло снизить остроту ситуации».
А.В. Щипков так прокомментировал письмо Филарета Денисенко, в котором он высказал желание прекратить противостояние с Русской Православной Церковью: «Вполне естественно, что Филарет помнит о своем возрасте и не хочет остаться в истории в качестве раскольника, имя которого войдет в учебники в негативном контексте. В нем борются мысли о спасении и политические взгляды… Я думаю, что сейчас Филарет Денисенко стоит перед самым трудным решением в своей жизни».
А.В. Щипков подчеркнул, что конфликт с «УПЦ КП» может быть разрешен только в каноническом поле, связанном с Русской Православной Церковью. Он отметил, что и «квазиправославные сектанты», и русские католики, и староверы, и униаты внимательно следят за жизнью Русской Православной Церкви. «Они все живут ритмом жизни Русской Православной Церкви, её повесткой, погружены в её атмосферу, и в каком-то смысле чувствуют себя ее частью, даже подвергая жесточайшей критике. Это как клубы снежных вихрей, которые летят вслед за локомотивом — они обречены двигаться вдоль той же колеи, сопровождать этот локомотив», — сказал А.В. Щипков.
Затрагивая тему последних нападок, эксперт отметил, что причины этого во многом социально-политические, показывающие восприятие православия как части русской идентичности даже его оппонентами. «Когда атакуют Церковь — якобы с реформистских или с атеистических позиций — подлинная причина не в атеизме и не в доктрине секулярной реформации. Проблема в нашей идентичности. Не играй православные архетипы и их светские аналоги такую роль в национальном самосознании, никого бы из наших противников они не волновали», — заключил А.В. Щипков.