24 января в храме свт. Николая в Заяицком в Москве была совершена панихида по казакам – жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.
Богослужение возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, почетный настоятель храма свт. Николая в Заяицком. Архипастырю сослужили настоятель храма, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, войсковой священник Оренбургского казачьего войска протоиерей Максим Миняйло, войсковой священник Центрального казачьего войска иерей Марк Кравченко, а также руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, ответственные священники за окормление казачества Московской епархии.
За богослужением также молились атаман Всероссийского казачьего войска, помощник полномочного представителя Президента РФ по СКФО Виталий Кузнецов, первый заместитель (товарищ) атамана ВКО «Центральное казачье войско» Геннадий Сидорин, атаман Московского окружного казачьего войска Дмитрий Ковалев, ректор Первого казачьего университета (МГУТУ им. К.Г. Разумовского) Арсений Миронов, научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, а также казачьи духовники, военные священники, представители штаба Всероссийского казачьего войска, казачества, студенты-казаки, сотрудники Синодального комитета и прихожане храма.
24 января в России и за рубежом стало датой поминовения казаков и казачек, погибших во время гражданской войны 1917-1922 гг. В этот день православные во всем мире молятся о безвинно убиенных казаках, погибших в годы массовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.
Перед началом заупокойного богослужения митрополит Кирилл обратился с проповедью:
«Эти страшные события отсылают нас к тем временам, которые мы знаем как гражданская война. До сих пор не только ментально, но физически и духовно мы не можем забыть эти события. Эти события говорят о том, что уничтожена самая активная, патриотичная, интеллигентная, экономически сильная часть нашего общества. Причем мы говорим не только о казачестве, но и о Церкви, купечестве, офицерстве», – отметил архипастырь.
Справка:
Великая драма жителей России после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев, групп. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».
Распространенное 24 января 1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», – было изложено в циркулярном письме. Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч – вынуждены были эмигрировать.