Воспитание ребёнка в современной семье. Опыт народной педагогики кубанского казачества

08.05.2013 15:40

001-3Удальцова Раиса Ивановна,
участник конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2007»,
учитель кубановедения МОУ СОШ №2 МО г. Тихорецк 

«Познание корней России сынам Отечества во благо».
(Пётр Великий).

Все мы, живущие на земле люди, знаем, что самое главное богатство, которым обладает каждый человек – это его Родина. Только в своем Отечестве человек чувствует себя свободным и может реализоваться как личность. Для каждого из нас Родина – это место, в котором мы родились и живем. Это наша семья, близкие и все, кто окружает нас в жизни. Недаром поется в известной песне:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно – «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком. Как же воспитать своего ребенка так, чтобы главной духовной ценностью его личности стала любовь к близким, родным, к своей Родине? Ведь любовь – это главная заповедь, завещанная Богом людям. Человек, обладающий чувством любви, никогда не предаст и не обманет, не покривит душой и протянет руку помощи слабому. Такой ребенок станет настоящим гражданином своей страны. Как же этого добиться?

В мире существует много концепций и теории по вопросам воспитания личности. Но от этого не стало меньше насилия, злобы, ненависти, нетерпимости и жестокости.

Одна из главных причин несовершенства педагогики кроется в том, что издержки воспитания идут, в первую очередь, из семьи. Именно семья как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Наше российское общество очень изменилось за последние два десятилетия. Опыт последних лет показал, что в условиях свободы и рыночной экономики мы не можем рассчитывать на успех в воспитании подрастающего поколения, полагаясь только на семью или школу. Нынешнее общество влияет на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо издержки формирующегося капитализма, противоречащие духовному началу: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат – в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина «незаконнорожденные дети». Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим. А это уже беда.

Современные родители, отдавая годовалого ребенка в детский сад, удивляются: почему он плачет и капризничает? А ведь его с «пеленок» отрывают от матери. Другой случай. Мать радуется, рассказывая соседке, что ее сын часами просиживает у телевизора или за компьютером и не мешает никому! А какие передачи он смотрит, и в какие компьютерные игры он играет, ей все равно! Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

К сожалению, средства массовой информации и TV «льют» на головы наших детей поток насилия, порнографии, жестокости и всякого негатива. Семья в состоянии противостоять этому? Вряд ли родители, которые заботятся о благе ребенка, будут поощрять программы, где присутствует безнравственность. Главная задача семьи и, конечно, школы – оградить детей хотя бы отчасти, от этой «духовной отравы», которой вокруг нас так много.

В последнее время, как снежный ком, стала расти проблема беспризорности в стране. Это беспрецедентное явление, если учесть, что мы живем в мирное время. Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей (за исключением сирот, о которых заботится государство) – яркий пример того, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи.

Что же можно сделать в таких условиях? Оглянуться назад и обратиться к народной мудрости. Именно в ней мы найдем самое ценное, необходимое для воспитания будущего гражданина своего Отечества.

История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев?

Имя ему – Народная Педагогика! Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи.

Что мы наблюдаем в современной семье? Большинство школьников считают своими обязанностями выполнение школьных домашних заданий, уборку детской комнаты, поход в магазин за хлебом. Кто-то может возразить, что изменились условия жизни, современная технология облегчила наш быт. Это верно, но в семье всегда много забот, только делятся эти заботы, к сожалению, неравномерно, большей частью, тяжелым грузом ложась на плечи женщины – матери.

В прошлом приобщение детей к общественно-полезному труду велось в течение всех школьных лет, причем такие работы приносили благо не только родной станице, но и волости. К примеру, силами учеников Новощербиновской и Абинской школ были заложены питомники по выращиванию саженцев фруктовых деревьев. Дети станицы Вознесенской, кроме плодоводства, осваивали приемы разведения пчел.

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми. Воспитывали страхом наказания и осуждения поступка. Так за сквернословие и кражу пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным. И хотя казачата порой и нарушали порядки, но все же не выходили за рамки дозволенного. Вырастая, они становились достойными людьми.

Кто-то возразит: «Зачем такие крайности? Сейчас другое время, и педагогика отрицает телесные наказания». Я согласна с таким мнением, но все же должна возразить: слишком мягко порой семья и общество относятся к такого рода шалостям подростков. И еще нередко в семье отсутствует личный положительный родительский пример.

Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

1. Казак верен Отечеству.
2. Казак вежлив.
3. Казак бережлив.
4. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.
5. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

А в наше время, несмотря на то, что в стране так развит спорт и школы имеют огромные физкультурные залы, молодые люди, попадая в армию, часто «ломаются» при встрече с трудностями, не могут постоять за себя, сталкиваясь с «дедовщиной». Оставляет желать лучшего и физическая подготовка молодежи.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. У кубанцев было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам, и потому случаи такого рода были крайне редки.

После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела. «Мы тоже стараемся ограничить своих детей от дурного»,- скажут многие. Но одно дело, когда мы внушаем это ребенку, и совсем другое дело, когда он сам будет убежден, что этого делать нельзя!

Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Именно поэтому никогда не стоял вопрос перевоспитания у казаков. Когда же мы задаем вопрос современной молодежи: «Во что вы верите, каковы ваши идеалы?», то часто слышим в ответ довольно расплывчатые суждения.

В свете этих мнений хочу выразить все же надежду на то, что наши дети понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И их родители, дающие им эти изначальные понятия о жизни, чаще будут обращаться к опыту своих предков в вопросах воспитания. Примеров этому множество. Взять хотя бы семьи талантливых юных ученых и спортсменов, где проблема воспитания разрешается развитием способностей ребенка через его трудолюбие и самостоятельность.

Хочется напомнить всем родителям народную мудрость казачества: «Где вера – там и Родина», «Где Бог – там и правда». Всегда надо начинать воспитание с души ребенка, и учить свое чадо главным Божьим заповедям: «Возлюби ближнего своего, не убей, не лги, не укради, не завидуй» и т.д. Это необходимо для того,чтобы ребенок вырастал Человеком и гражданином, а не привел свою нацию к трагедии, о которой так хорошо сказал в своем стихотворении иеромонах Роман:
Без Бога нация – толпа, объединенная пороком…
Или слепа, или глуха, и что еще страшней, жестока!
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголящий высоким слогом.
Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.

Исходя из этого, хочу подчеркнуть, насколько важное значение несет ныне преподавание в школах предмета «Основы православной культуры». Возродить веру в человеке – главная первостепенная задача и семьи, и школы, и общества. Научить детей, и родителей хранить и обеспечивать общечеловеческие ценности, которые завещаны нам Свыше.

И наконец, обществу настала пора поднять Семью, ее ценности на самый высокий пьедестал.

И да поможет Вам Бог, дорогие родители, выполнить эту святую обязанность – воспитать настоящего гражданина и патриота своей страны!

Материал с сайта http://blog.kob.spb.su
Фото: http://ast-eparhia.ru
Официальный сайт Кубанского казачьего войска
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх