24 января 2020 года в Москве в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле была совершена панихида по казакам – жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.
Богослужение возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Архипастырю сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Кудрявцев, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, войсковой священник ВКО «ЦКВ» иерей Марк Кравченко, а также ответственные священники за окормление казачества Московской епархии, клирики храма и сотрудники Синодального комитета в священном сане.
За богослужением также молились Верховный атаман «Союза Казаков Воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов, первый заместитель (товарищ) верховного атамана «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья», казачий генерал Павел Платов, первый заместитель (товарищ) атамана ВКО «Центральное казачье войско», казачий полковник Геннадий Сидорин, атаман Московского окружного казачьего общества ВКО «ЦКВ» казачий полковник Андрей Шустров, а также представители казачества, сотрудники Синодального комитета и прихожане храма.
24 января в России и за рубежом стало датой поминовения казаков и казачек, погибших во время гражданской войны 1917-1922 гг. В этот день православные всего мира молятся о безвинно убиенных казаках, погибших в годы массовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.
Перед началом заупокойного богослужения митрополит Кирилл обратился с проповедью. В частности, архипастырь сказал:
«Сегодня мы имеем свободу созидать и воссоздавать храмы, обучать детей вере. Казаки имеют возможность носить форму, создавать реестровые или общественные организации, проводить праздники, передавать казачьи традиции. Но, дьявол не дремлет. Всего 30 лет, как началось возрождение. И вот, мы попадаем в страшный водоворот сегодняшних искушений, соблазнов, того, о чем в храме стыдно говорить. Нам нужно быть очень сильными. А сила заключается в нашем единстве и нашей молитве».
Справка:
Великая драма всего народа после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных сословий, социальных слоев, групп, народностей. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».
Принятое 24 января 1919 г. Постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», – было изложено в циркулярном письме Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачество продолжило усиливаться. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч – вынуждено были эмигрировать.