Коли сам казак…
Атаман, не имеющий средств и вынужденный просить деньги для общества, вызывает уважение, граничащее с сожалением, считает атаман Тимашевского РКО Алексей Мелихов. Когда его избрали атаманом, земля у общества вроде бы была. 90 гектаров в станице Медведовской находятся в так называемых подах. Участок заливался водой, часть его заросла камышом. Клочок площадью 16 гектаров, более или менее пригодный для использования, давал чисто символический урожай. Сейчас даже эту неудобь привели в порядок: провели комплекс мелиоративных работ и глубокую пропашку. Средств пришлось вложить немало, но зато земля теперь, как говорится, работает.
Сейчас у нас 335 гектаров земли. Из них 204 гектара – единый клин. За него мы судились почти два года, но все же добились правды. Первый сезон у нас был неудачным. Землю-то мы получили, но на большую ее часть был наложен арест, поэтому не смогли ее засеять. Фактически у нас работало около ста гектаров. Используя вырученные средства, нам удалось заплатить налоги, которые насчитали даже за ту землю, которая фактически бездействовала, причем не по нашей вине. Сейчас вся земля обрабатывается казаками. Есть надежда получить еще 400 гектаров. Тогда нам удастся усилить экономическую деятельность, решив две задачи. Во-первых – частично снять финансовую нагрузку с районного бюджета. Показательный пример. Администрация по программе выделила нам сто тысяч рублей. На правлении мы решили, что без этих денег обойдемся, и направили их детям. Во-вторых, сможем направить больше средств и на поддержку наших обществ, помочь рублем и наставникам, и учителям казачьих классов.
С атаманом солидарен глава Тимашевского района Алексей Житлов. Он в курсе всех дел казачества. Да и как иначе, коли он сам казак, а атаман Тимашевского РКО Алексей Мелихов одним из первых в крае стал его заместителем.
Духовность, основанная на вере, всегда была стержнем казачества. Безусловно, этот процесс невозможно ускорить какими-то административными мерами. Он должен идти от сердца.
–Все школы идетские сады охраняются казачьим охранным предприятием. Помимо казаков, работающих напостоянной основе, унас есть дружина выходного дня. Врайоне 64 казачьих класса иодна казачья школа, вкоторой побывал атаман войска Николай Долуда. Ондал хорошую оценку подготовке казачат. Сейчас думаем над строительством штаба для казачьего районного общества. Врайоне действует программа финансовой поддержки общественных организаций, втом числе иказачества. Для того чтобы казаки могли купить себе шашки ибурки, выделяем казачьему обществу землю. Атаман войска говорит овозрождении казачьего уклада жизни. Его позицию разделяет губернатор края Вениамин Кондратьев. Сейчас этот процесс врайоне набирает обороты. Детвора знает казачьи традиции иобычаи, участвует впоминовениях, посещает храмы. Духовность, основанная навере, всегда была стержнем казачества. Безусловно, этот процесс невозможно ускорить какими-тоадминистративными мерами. Ондолжен идти отсердца. Итакое желание ужителей района постепенно формируется. Казаки активно участвуют вжизни района, они стали примером для подражания молодежи. Растут ряды районного казачьего общества, родители стремятся отдать детей вказачьи классы, все чаще можно видеть женщин идевушек вказачьих нарядах. Вконечном счете все зависит отнашей работы, отавторитета казачества, — считает Алексей Житлов.
К слову, не так давно казаки в знак признательности вручили главе района шашку.
Урожай порадовал
Битва за урожай – так частенько говорят о страде. Мы попали в самый пик этой битвы – идет уборка хлебов. Казачье крестьянское хозяйство во главе со старшим урядником Сергеем Черных крепко стоит на ногах. Техника своя, работают в хозяйстве казаки, сын Ярослав, вахмистр, окончивший Кубанский государственный аграрный университет, его первый помощник.
–Ярослав– офицер взапасе, хотел после армейской службы пойти всиловые структуры, однако яубедил его заняться сельским хозяйством, поскольку унего есть качество, главное для крестьянина– любовь кземле. Землю нужно любить. Ведь сейчас далеко невсе дети фермеров идут постопам родителей, – с гордостью говорит Сергей Черных. – Казаки были ивоинами ипахарями, так что мыидем постопам предков.
На поле вовсю идет уборка. Сергей Черных, как рачительный хозяин, не загоняет тяжелые грузовики на поле, ведь в этом случае пашне наносится урон. Он не поскупился и купил трактор-перегрузчик. Агрегат с большими и широкими шинами не портит поле. Как только бункер комбайна наполняется, трактор цепляет его и везет на проселочную дорогу, где перегружает зерно в кузов КамАЗа. Урожай в этом году порадовал — 67 центнеров с гектара. Причем почти все зерно третьего класса, с высоким содержанием белка.
Надоело ходить с протянутой папахой. В районных обществах должно быть около тысячи гектаров земли. Когда мы крепко станем на ноги, то сможем сделать очень многое.
Сергей Черных обрабатывает и свою землю, и казачью по договору о сотрудничестве. Районному обществу платит по 13 тысяч рублей с гектара. В самом ближайшем будущем казаки-фермеры войдут в сельхозкооператив «Тимашевский казачий стан» в качестве ассоциированных членов. Уже сейчас правление думает о приобретении техники в лизинг, размышляет о строительстве центральной базы, где будут ангары для хранения зерна.
— Я благодарен губернатору края и атаману войска за их внимание к развитию экономической базы казачества. У нас появилась перспектива развития. Надоело ходить с протянутой папахой. В районных обществах должно быть около тысячи гектаров земли. Когда мы крепко станем на ноги, то сможем сделать очень многое. Современный атаман должен быть грамотным менеджером, а главное — отцом для своих казаков. Почему молодежь уезжает из села в город? Там есть работа. Чем сильнее мы станем экономически, тем больше сможем трудоустроить молодых людей. Будет больше земли — сможем устроить на работу. Нам потребуются трактористы, комбайнеры, агрономы и так далее. Зачем брать кого-то со стороны, если есть свои специалисты? Нередко приходят казаки, отслужившие в армии. Я стараюсь найти им работу. Кого-то устраиваем в спасательный отряд, охранное предприятие. В нем работают 75 казаков.
Вопреки скептикам, голословно заявляющим, что, дескать, казаки разучились работать, поэтому землю профукают, работа по созданию экономической базы идет весьма неплохо.
Атаман Красносельского ХКО Виктор Сезонов, возглавляющий охранное предприятие «Беркут», создал его в 2006 году, когда ни о каких казачьих ЧОПах никто и слыхом не слыхивал.
–Помимо социальных объектов охраняем икоммерческие структуры. Унас работают 75 казаков, средняя зарплата впределах 14 тысяч рублей, что поместным меркам весьма неплохо. Окачестве нашей работы свидетельствует тот факт, что, несмотря нажесткую конкуренцию нарынке охранных услуг, ниодин предприниматель отнас неушел, – подчеркнул Виктор Сезонов.
…Абсолютно прав губернатор края Вениамин Кондратьев, утверждая, что на 1500–3000 гектарах экономическую базу не создать. Казакам нужно больше земли. Вопреки скептикам, голословно заявляющим, что, дескать, казаки разучились работать, поэтому землю профукают, работа по созданию экономической базы идет весьма неплохо. И это только начало. Как гласит народная мудрость, были бы кости, мясо нарастет.
Заработать деньги — это одно дело, другое — их делить. Тем более что вырученные от продажи урожая средства поступят в казну районного общества, а не в станичные, городское и хуторские. Правление решило выделять деньги, исходя из числа казаков, состоящих в казачьих обществах. Это своего рода дополнительный стимул для атаманов увеличить ряды своих обществ. Главное — все делается открыто, прозрачно и никому не обидно.
Храм – всем миром
Когда говорят о возрождении и развитии казачества, подразумевают в основном его светскую составляющую, в то время как духовная сила служивого народа зиждилась на православии. Это главный стержень, без которого казак не мог считаться казаком. Потомки казаков следуют этому принципу. Глава крестьянского казачьего хозяйства Сергей Черных возводит на собственные средства храм.
— Случилось так, что попал в очень сложную жизненную ситуацию. Тогда я сказал себе: если удастся выйти из нее, построю храм. Видно, Господь услышал меня. А слово нужно держать, тем более перед Богом.
Сейчас уже возведено здание храма с золотыми куполами. Чтобы представить, каким вскоре станет храм, можно отметить одну деталь. Шатровую крышу и крытую золотом маковку — конструкцию, увенчанную православным крестом, строителям пришлось поднять на 30-метровую высоту.
В строительство храма уже вложено свыше 10 миллионов рублей. Стройка становится народной. В нее вложил средства фермер Сергей Прохоренко. Жители собрали 200 тысяч рублей. Местные специалисты готовы бесплатно смонтировать систему отопления и электропроводку. Архитектор Сергей Карлин, которого уже нет в живых, выполнил проект, не взяв за работу ни рубля. Вот как объединяет людей благое дело.
–Вэтом году планируем застеклить окна витражами, несмотря наточто квадратный метр стоит порядка сорока тысяч. Ясчитаю: коли взялся строить храм, мелочиться нестоит. Крыша сделана изнержавейки, янехочу использовать дешевые материалы. Пусть настроительство уйдет больше времени, новсе будет сделано насовесть, – говорит Сергей Черных.
Добрые дела куют характер
Тот факт, что казаки приносят присягу в храме, ни для кого не секрет. В Тимашевском РКО этот ритуал играет двойную роль. Когда казаки произносят слова клятвы, целуют Евангелие и крест, за этой процедурой наблюдают казачата. По мнению председателя совета стариков Тимашевского РКО Александра Чернышенко, казачата уходят из храма под таким впечатлением, которое действует на них лучше любой беседы.
Казачата участвовали в крестном ходе протяженностью… 19 километров. Не каждый взрослый выдержит такой маршрут. По пути священник и казаки беседовали с ребятами, рассказывали и о библейских заповедях, и о героическом прошлом служивого народа.
Это не единственное ноу-хау тимашевских казаков. Есть еще одно очень любопытное начинание. Кадеты Тимашевского корпуса, который открылся в этом году, своими глазами видят, как казаки и полицейские охраняют общественный порядок. Совместный патруль выходит на дежурство, а вместе с ним идут два-три кадета. Конечно, они находятся чуть вдалеке, что, впрочем, не мешает им видеть саму суть работы казаков и полицейских. Поэтому кадеты не понаслышке знают о несении государственной службы.
Есть в районе и свои поминовения. Посвящены они поручику лейб-гвардии его величества полка Александру Халявко. В октябре 1914 года он со своей сотней вступил в бой с превосходящими силами противника. Казаки захватили город и большой обоз. В этом бою герой сложил голову. Мать и его жена привезли тело поручика на родину и похоронили его на территории монастыря в Лебяжьей пустыни. Казачата вместе со взрослыми отдают дань памяти героя Первой мировой войны.
Есть в районе еще одно место, куда приезжают казаки вместе с детьми, — Попова могила, где похоронены жертвы гладомора.
История Тимашевского района богата своими героями. Прославленная казачка Елена Чоба в годы Первой мировой войны отважно сражалась наравне с мужчинами, скрывая свой пол. Казаки по крупицам собирают сведения об именитых земляках.
В центре Тимашевска установлен памятник Ивану Попко — генералу, этнографу, губернатору Карской области. В выходные дни казачата возле монумента несут почетную вахту. В районе стало доброй традицией проведение турнира по боксу имени казачьего генерала.
В Тимашевске есть техникум кадровых ресурсов. На его базе создана молодежная казачья сотня. Под руководством заместителя атамана РКО по работе с молодежью Евгением Кудрявцевым сотня занимается строевой подготовкой, участвует не только в военно-спортивной работе, но и в благотворительных делах.
—Когда мыпросим ребят помочь ветеранам вскопать огород, поправить забор итак далее, они, как правило, относятся кэтому скептически. Когдаже возвращаются, взахлеб рассказывают отом, что ихблагодарили, поили чаем сосладостями. Вследующий раз они судовольствием участвуют вдобрых делах. Витоге уребят меняется мировоззрение, они становятся добрее, отзывчивее, — рассказала директор техникума Елена Лопачева.
Все студенты вступили в Союз казачьей молодежи, ряды которого в районе перевалили за полторы тысячи человек. Кроме того, молодежная сотня в полном составе приняла присягу, ребята стали полноправными членами казачьих обществ.
…Возвращаясь к началу, отметим: чем сильнее будет экономическая основа казачьих обществ, тем больше они смогут сделать нужных, полезных и добрых дел.