В Ростове-на-Дону открыла свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Война и воинские традиции в культурах народов Юга России» (VII Токаревские чтения)

14.05.2018 12:15

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Токаревские чтения объединили казачьих историков

В Ростове-на-Дону открыла свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Война и воинские традиции в культурах народов Юга России» (VII Токаревские чтения).

По сложившейся традиции накануне проведения в Старочеркасской станице казачьих национальных игр «Георгиевские Шермиции» в институте истории и международных отношений Южного федерального университета собрались представители науки, изучающие воинскую культуру и традиций народов степи и Кавказа.

В число организаторов научно-практической конференции в нынешнем году вошли Южный федеральный университет, Всевеликое войско Донское, фонд имени священника Илии Попова и ассоциация (Союз) содействия организации фестиваля казачьих национальных видов спорта и народного творчества «Шермиции» при поддержке правительства Ростовской области.

Как отметил в своём приветственном слове, обращённом к участникам конференции, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения института истории и международных отношений Д.В. Сень, вот уже семь лет «Токаревские чтения» являются событием, которое объединяет неравнодушных к науке людей, исследователей, посвятивших свою жизнь поиску и сохранению исторической правды. За эти годы «Токаревские чтения» обрели своё лицо, сформировался пул «токаревцев», ко мнениям которых внимательно прислушиваются в академической среде.

Первый заместитель (товарищ) атамана Всевеликого войска Донского казачий полковник М.А. Беспалов поблагодарил участников конференции за кропотливую исследовательскую работу, позволяющую приоткрыть завесу тайны над многими страницами казачьей истории, которые были преданы забвению в годы советской власти. По словам М.А. Беспалова, год от года на территории четырёх субъектов страны, на которых действуют казачьи общества Всевеликого войска Донского, ширится круг учебных заведений, имеющих казачий статус и реализующих казачий компонент, что делает исследования историков по казачьей проблематике весьма востребованными. Как подчеркнул М.А. Беспалов, молодёжь должна понимать, кем были их предки, чтобы ясно представлять на кого стоит равняться.

О преемственности исторической памяти и бережного отношения к истории своей страны говорила и доцент кафедры отечественной истории XX – XXI веков института истории и международных отношений И.Г. Брызгалова, которая обратила внимание присутствующих на то, что вот уже несколько лет конференция проходит в майские дни, с которыми у большинства граждан нашей страны связаны искренние чувства гордости за историю своей страны.

Серию пленарных докладов открыл директор Национального музея Кабардино-Балкарской республики Ф.Р. Наков, отметивший уникальную черту Причерноморья, которое, будучи местом пересечения торговых путей, на протяжении многих веков выполняло роль коридора между Восточной Европой, Закавказьем, Ближним Востоком. Естественно, что в таких условиях все народы, занимающие это пространство, были вынуждены выработать высокую воинскую культуру, элементы которой дошли до наших дней благодаря народному эпосу. Говоря о черкесском народе, Ф.Р. Наков коснулся темы рыцарской культуры, которая прослеживается в Черкессии и Кабарде.

Доклад, посвящённый воинским традициям донских казаков в контексте сохранения исторической памяти, представил доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института А.В. Яровой. Говоря о состязательной культуре казаков, А.В. Яровой отметил, что хоть источниковую базу на эту тему нельзя назвать обширной, есть целый ряд задокументированных свидетельств примерных состязаний среди казаков. Ещё в начале XX века во многих станицах Области Войска Донского можно было наблюдать подобные состязания, а также обряды, связанные с воинскими обычаями казаков. Важным элементом в те времена являлось наездничество, разные элементы которого эмитировали возможные действия казаков в бою, как например, развёртывание в лаву. Постепенно элементы таких состязаний нашли своё отражение в художественной литературе и даже детских играх.

По словам А.В. Ярового, после Гражданской войны, жизнь в казачьих областях была подчинена новым законам: формируются традиции празднования 1 мая, 7 ноября и других советских праздников, которые подменяют собой народную культуру. Несмотря на довольно продолжительный период забвения, сегодня состязательная культура всё сильнее проявляется в казачьей среде, доказательством чего служат не только ежегодные «Георгиевские Шермиции» в Старочеркасской станице, но и проведение традиционных казачьих состязаний в Мечетинской, Тацинской, Кутейниковской, Романовской и других станицах и хуторах.

В рамках научно-практической конференции работают четыре секции: «Войны в истории Юга России», «Слагаемые воинской культуры в историческом пространстве Юга России», «Войны в пространстве цивилизаций нового и новейшего времени», «Охрана памятников истории и современная военная археология».

12 мая участники конференции посетят традиционные казачьи национальные игры «Георгиевские Шермиции».

Пресс-центр ВКО ВВД

250-97-45,

vkovvd@bk.ru

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх