Во время Великого поста православные христиане приступают к одному из семи таинств Церкви — таинству Елеосвящения, иначе – Соборования.
Это таинство чаще называют Соборованием, так как оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше, т.к. не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько батюшек. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно действительно. Для его совершения используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, вещество для светильников, косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
С самых ранних времен появления Елеосвящения его суть состоит в следующем. Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.
Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Если мы приносим искреннее покаяние, то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления – об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать, что Таинство гарантирует исцеление от всех болезней.
Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.
Таинство Соборования в Князь-Владимирском храме совершается несколько раз за пост. Традиционно участие в нем принимают кадеты Московского президентского кадетского училища имени М.А. Шолохова. 15 марта 2018г. соборовались кадеты-учащиеся 5-х классов МПКУ им. М.А. Шолохова, а 29 марта – 6-х классов.
Совершение чинопоследования таинства Соборования возглавил настоятель Князь-Владимирского храма, войсковой священник казачьих войск по Центральному федеральному округу иерей Марк Кравченко.
Храм св. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе