Десять наставлений афонских отцов о кресте

19.03.2018 22:48

Вершина АфонаВ третье воскресениеВеликого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.Церковь воодушевляет и укрепляет постящихся напоминанием о страданиях и смерти Господней. Через Крест Христов нам раскрывается жертвенный труд спасения, служения ближнему, избавления от своей греховности. Прославляя Крест, мы верим в то, что побеждает не насилие, а любовь, терпящая распятие. В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о смысле и значении креста.

 

1. Господь так много нас любит, что мы постигнуть этого не можем. Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама понять эту любовь не может, а познается она только Духом Святым.

Преподобный Силуан Афонский

 

2. Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам – людям – не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Преподобный Паисий Святогорец

 

3. Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Преподобный Паисий Святогорец

 

4. Когда какой-нибудь человек позовёт тебя в дом и захочет угостить тебя стаканчиком вина или ракии, ты потом будешь всю жизнь ему благодарен. Так не должно ли тебе почитать Бога и чувствовать себя в долгу перед Тем, Кто дал тебе столько благ и взошёл на Крест ради любви к тебе?

Равноапостольный Косма Этолийский

 

5. Скорби, искушения и утеснения очищают тебя, и ты ощущаешь близость Бога. Крест соделывает тебя смиренным и приносит воскресение. Разве ты не слышишь, что поется: “…се бо прииде Крестом радость всему миру”?

Старец Ефрем Катунакский

 

6. Жизнь по заповедям Христовым – воистину Голгофа. И это такой путь, что вступивший на него, если не будет побеждать молитвою все нарастающие трудности и отступит, вспять возвратится, то и там, куда он возвратился, то есть в мир (то есть жизнь по страстям), не найдет он радости той, какую имеют люди мира сего, не познавшие Бога. … Когда скорби души моей, все возрастая, достигли, кажется, апогея, тогда я не путем отвлеченных философских рассуждений, но живым и глубоким чувством сердца познал цену человеческой души, то есть что она дороже всего мира. Страдания столь великий плод приносят, что если бы мы были поразумнее, то не желали бы «сойти со Креста». Одному иеромонаху нашему явился во сне Господь, распятый на Кресте, и сказал: «С Креста не сходят, а снимают». И эти слова Господь повторил трижды. И затем видение кончилось.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

7. После того, как человек начинает разумевать место Креста в нашем бытии по Богу – иначе он «идет на крест» (Лк.14:27). Иначе он и понимает «крест». Сей последний воспринимается как зов Свыше от Отца Небесного (Ин.6:44; Ин.18:11). … В знак сего мы лобызаем крест, которым благословляет священнослужитель верующих в храме.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

8. Так благоволил о нас Отец небесный: все земнородные должны «взять крест свой», чтобы унаследовать жизнь вечную (ср.:Мф. 16:24–25). Уклоняющиеся от крестоношения – не избегнут рабства страстям и пожнут от плоти тление (Гал. 6, 8; Рим. 8, 13). Заповеданная любовь к Богу и ближнему исполнена глубочайших страданий, но им сопутствует небесное утешение (ср.:Мрк. 10:29–30): душу животворит тот мир, который преподал Господь апостолам пред своей Голгофой. Когда же дух человека вводится в сферу светоносной любви Бога и Отца нашего, тогда забываются все боли и душа неизъяснимо блаженствует (Ин. 12, 50, 17:3). Так женщина, «когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Так и еще более радуется христианин, когда в разуме и глубоком чувстве сознает себя рожденным в Боге для вечности.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

9. Бог никогда не оставляет человека и никогда не дает тяжести более, нежели кто может понести. Если по такому принципу поступают даже люди, то тем более благий Бог, Который ради человека пролил на Кресте Свою всесвятую Кровь!

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

 

10. В моих жестоких искушениях, внутренних и внешних, которые не имели конца, явился мне Господь, распятый на Кресте, и с состраданием совершенно отчетливо говорил мне: «Я был распят ради тебя, и ты не потерпишь ради любви Моей?». «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», – воскликнул я, и после этого видения все искушения прекратились.

Старец Иосиф Ватопедский

 
портал «Русский Афон»

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх