О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После его смерти преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу) и была написана преподобными знаменитая «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Книга Восхождения
Бывают книги, которые люди читают и перечитывают веками, которые берешь в руки с чувством, что прикасаешься к великому и таинственному сокровищу, попавшему к тебе особым Промыслом Божиим.
«Лествица духовная» святого Иоанна – одна из таких книг. Преподобный Иоанн Лествичник жил и трудился в VI веке – кажется очень давно. Тогда книги переписывались от руки, они требовали дорогостоящих материалов и огромного труда, и его труды дошли до нас через поколения усердных переписчиков, которые полагали его наставления чем-то чрезвычайно важным и ценным.
Его книга построена как лестница для восхождения на небо – это библейский образ, который в Писании встречается дважды. Первый раз в видении Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 12–13) Второй раз – в Евангелии, где Господь Иисус отождествляет Себя с Богом в этом видении: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51).
Святой Иоанн указывает лестницу добродетелей, которую должен пройти тот, кто устремляется к Богу. Книга состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей – по ним христианин восходит к Богу. И как сказано в предисловии к книге:
«Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».
Едва ли сейчас найдется верующий человек, который бы не знал, что такое «Лествица» Иоанна Лествичника. Этим трудом руководствуются в монастырях, ее читают в духовных семинариях, полезна она и для мирян.
Мы, люди современные, — немощные. Но осознание духовной нищеты – это уже начало духовного пути. Во все времена Бог одинаково безмерно любит каждого человека. И цель христианства состоит не в том, чтобы спаслись только монахи или старцы, а в том, чтобы спаслось как можно больше людей. Все христиане, не зависимо от положения, должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного. Для этого и существуют такие духовные руководства.
А у человека всегда есть выбор – приспособиться к условиям «мира» или стать «не от мира сего». Можно отстраниться от прочтения «сложного материала», или, напротив, мужественно признав свою немощь, взглянуть на «Лествицу», как на идеал духовного совершенства, с рассудительностью извлекая крупицы истинной мудрости для спасения души.
Очень важно, за эту неделю, когда Церковь особо чтит святого Иоанна Лествичника, сконцентрировать внимание и постараться исполнить хотя бы один совет из его духовного творения. Паисий Святогорец писал, что прочитывает в день не более строчки из творений святых отцов, зато весь день размышляет над ними и стремиться исполнить делом.
Подобно тому, как лестница представляет собой постепенное восхождение, «Лествица» Иоанна Лествичника в 30 беседах раскрывает ступени духовного восхождения к совершенству.
Порабощение человека страстям Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью. Страсти — это природные импульсы души, искаженные человеком.
Порок злословия Иоанн Лествичник сравнивает с незаметно присосавшейся пиявкой, «которая высасывает и поглощает кровь любви» и советует у ближнего замечать лишь добродетели, «подобно собирателю винограда, который вкушает только спелые ягоды». Тщеславие рождает гордость и, в конце концов, приводит к богохульству. Тщеславие заключается в том, что человек вместо угождения Богу постоянно желает красоваться перед людьми, что суетно и бессмысленно. Иоанн Лествичник с горечью описывает коварство этой страсти: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу и опять им же победился».
Последние 4 ступени «Лествицы» повествуют о добродетелях: безмолвии, молитве, бесстрастии и любви, как высших проявлениях личного соединения с Богом.
Смирение предваряется кротостью. Кроткий человек стяжает детскую простоту в обращении и становится неспособным к лукавству, а нелукавый, по выражению Иоанна Лествичника, находится в состоянии первозданной чистоты. Достигнув ступени смиренномудрия, подвижник входит в качественно новое состояние, которое невозможно точно передать словами, можно лишь постичь личным опытом. Смиренномудрие — преддверие Царства Небесного и подлинное подражание Христу.
Любовь оказывается началом и концом духовного путешествия. Любовь к Богу задает перспективу подвижнической жизни, по сравнению с которой все остальное оказывается несущественным. Движимый божественной любовью подвижник забывает о сне и о пище, он подобен влюбленному, который постоянно занят мыслями о любимом существе, даже во сне сердце его бодрствует. Поэтому когда Небесный Владыка входит в душу, томимую святым вожделением, в ней возгорается пламень чистоты, а совершенство чистоты есть подлинное начало богословия.
Этот и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Преподобный Иоанн, человек, который знал и любил Бога – или, вернее, знает и любит Его сейчас, пребывая с Ним, – указывает нам путь спасения. Церковь, радуясь, вспоминает о нем с великой благодарностью.
Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.