Героизм людей, с голыми руками бросившихся на вооруженного отморозка, помог не допустить массового убийства в храме.
Отец Павел. Фото: Личная страница героя публикации в соцсети
– Я зашел в алтарь и услышал хлопки. Кто-то закричал, что по территории ходит человек с ружьем и всех расстреливает, – вспоминает отец Павел. – Обычно служба заканчивается в 5 вечера, а тут мы закончили раньше. Он, вероятно, рассчитывал устроить бойню прямо во время молебна.
По словам Павла Каликина, путь стрелку, направлявшемуся в храм, преградила нищенка.
– Ее звали Ирина Мелькомова, – продолжает Павел Каликин. – Она часто сидела возле храма на лавочке, просила милостыню. Прихожане ее знали, помогали ей чем могли, приносили продукты. Ирина побежала на него и стала бить его сумкой. Тогда он выстрелил ей в грудь.
Ирина спасла много жизней ценой собственной. ФОТО: Эксклюзив “КП”
Когда Ирина упала, внимание стрелка, собиравшегося дойти до храма, начал отвлекать казак Сергей Пресняков.
– После службы мы с женой и матерью вышли из храма, – вспоминает Сергей. – Когда уже подошли к машине, я услышал хлопки, как будто взрывались петарды. Я посадил в машину мать и жену, быстро отогнал ее за небольшой холм и побежал обратно, по дороге попросив прохожих вызвать «Скорую» и полицию. Я уже видел раненых, одна из лежавших женщин истошно кричала и звала на помощь. И тут я увидел его. Бородатый, в шапочке и с двустволкой, он шел к храму, стреляя со словами: «Аллах акбар, мы вас будем резать, русские свиньи!». Видя, что он опять целит в женщин, я стал ему кричать: «Стреляй в меня, трус!». Он услышал, развернулся, прицелился, пару раз выстрелил, но промазал – я был достаточно далеко и постоянно перемещался. Так я то отбегал, то возвращался и снова кричал ему, чтобы в меня стрелял. Был момент, когда он отвлекся на меня, а один из прихожан, парень, попытался сбить стрелка с ног. Но он успел оттолкнуть его от себя и только хотел выстрелить в него, но я его окликнул. Потом я увидел, что открылась боковая дверь храма, и оттуда вышел мой знакомый Николай. Стал ему кричать: «Коля, закрывайте двери и не выходите!».
Казак Сергей Пресняков. ФОТО: Эксклюзив “КП”
По словам Павла Каликина, то, что Ирина и Сергей отвлекли внимание отоморозка, спасло жизни как минимум 50 прихожан.
– Благодаря им мы успели закрыть на засовы ворота и двери, – продолжает отец Павел. – Он пытался войти, стучал, кричал, даже стрелял, но замки выдержали. Страшно представить, что было бы, войди он внутрь. Среди нас были беременные женщины, дети. Кто-то плакал, кто-то молился. Пока я закрывал двери в алтаре и заднюю дверь храма, другие служители успокаивали людей. Всех попросили лечь на пол, потому что боялись, что он начнет стрелять по окнам. Многие порывались выбежать, чтобы помочь раненым, но мы останавливали их: открывать двери было нельзя.
Тем временем перед храмом наступала развязка трагедии. Стрелок, поняв, что в храм не войдет, начал уходить.
– Прячась за деревьями, я кричал ему вслед: «Ты, че, испугался, что ли? Только со стариками и женщинами можешь воевать?», – продолжает Сергей Пресняков. – Он еще несколько раз выстрелил в меня, картечь пролетела над головой, зацепила ветки. Тут наконец подъехал полицейский «УАЗик». Боевик сразу выстрелил прямо по машине, ранил двоих сотрудников. Но водитель смог выскочить и побежал за ним. Тогда стрелок сделал по нему два выстрела, полицейский упал навзничь. Я подбежал к нему и попросил отдать мне автомат, но полицейский отказался. Подъехал ОМОН. Я рассказал им, что боевик скрылся за углом. Пока одни кричали ему, отвлекая внимание и предлагая сдаться, мы зашли сзади. ОМОНовец открыл огонь на поражение.
У стрелка в карманах нашли с десяток неиспользованных патронов. На ноге был закреплен большой нож, на котором было что-то написано белой арабской вязью. Оказалось, это клятва верности террористам – отморозок перед нападением записал видеобращение, в котором присягнул на верность ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Ред.)
– Когда все закончилось, мы вышли из храма и увидели, что во дворе лежали погибшие, – вспоминает отец Павел. – Погибли постоянные прихожане нашего храма, которые с нами с момента открытия 20 лет назад. Это Надежда Сергеевна Терлиян, возглавлявшая паломническую службу. Она организовывала поездки по святым местам по всей России. Была большая наша помощница, всегда приходила по первому зову. Вера Гавриловна Моргунова работала в районной администрации, в совете ветеранов. Ее сестра Людмила Георгиевна Щербакова – известный в городе кардиолог, заслуженный врач республики, более 40 лет проработавшая в медицине. Вера Сергеевна Блинникова тоже была постоянной нашей помощницей, убирала храм. Мы лишились членов своей семьи. И хотим, чтобы об этих людях осталась достойная память. Владыка, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, предложил похоронить погибших на территории храма и установить один большой мемориал в память об этих жертвах. Но этот вопрос еще предстоит обсудить с родными погибших.
Вера Моргунова и Людмила Щербакова
В больнице Кизляра остаются и четверо раненых. Это полицейские Солтансойгид Хизриев и Магомед Рамазанов, состояние которых средне тяжелое, а также двое прихожанок – Наталья Плетухина и Надежда Кушнарева. Они все еще находятся в реанимации после операций. По словам Павла Каликина, богослужения в храме прекращаться не будут. Правда, теперь церковь возьмут под круглосуточную охрану.
Вера Блинникова
ВОПРОС – РЕБРОМ
Была ли у храма охрана?
– Вооруженной охраны у нас никогда не было, потому что не было никаких предпосылок для этого – угроз ни в словесной форме, ни в виде анонимных записок мы не получали, – говорит отец Павел Каликин. – За всю историю, а уж какие тяжелые события были в Кизляре, никто никогда не посягал на храм. У нас был сторож, и он вышел на шум, но что он мог сделать без оружия? Вопрос, конечно, поднимался, чтобы все храмы постоянно охранялись, но он так и остался в разработке. Сотрудники полиции дежурили у храма только по большим праздникам. Мы не думали никогда, что такое может произойти. Я спокойно в облачении ходил по городу. И люди всегда здоровались и относились с уважением. А недавно, во Всемирный день религии, который мы проводили совсместно с муфтиятом, я читал в местном университете лекцию о религиях. И тоже встретил только благожелательное отношение.
КТО НАПАЛ НА ХРАМ?
22-летний Халил Халилов – уроженец села Рассвет Тарумовского района Дагестана. По оперативной информации, он собирался выехать в Сирию, а перед этим долго общался по интернету со своим двоюродным братом, воюющим в рядах террористов в запрещенной в РФ организации ИГИЛ. Уехать в Сирию у Халилова не получилось. И тогда он решил устроить бойню в Кизляре. Взял охотничье ружье и патроны у родственника, приехал в Кизляр на автомобиле, припарковался недалеко от церкви и стал ждать, когда начнется служба. Перед этим Халилов записал и выложил в интернет видеообращение, в котором заявил, что нападение будет «местью за убийства мусульман в Сирии», и призвал совершать теракты в России во время чемпионата мира по футболу.