В Правительстве Москвы состоялся диалог-клуб «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы»
25 января 2018 года в здании Правительства Москвы состоялся диалог-клуб «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы».
В рамках работы VII направления Международных Рождественских Образовательных Чтений «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» данная секция собрала 32 докладчика из Екатеринбургской, Волгоградской, Калининградской, Кировской, Московской, Ростовской, Тюменской областей, Ставропольского, Красноярского и Краснодарского краев, Дальневосточного федерального округа, Республики Калмыкия, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Также выступали представители Ванинской, Волгоградской, Вятской, Калининградской, Красноярской, Московской, Читинской, Урюпинской, Берлинской, Корсунской епархий, Белорусской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Митрополичьего округа Республики Казахстан.
Председательствовал на диалог-клубе епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей. Курировал работу иерей Иоанн Малков, специалист отдела по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
В работе заседания приняли участие 65 человек – атаманы, помощники атаманов, представители казачества, духовники казачьих корпусов, школ и классов, руководители и представители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, ученые, педагоги, историки, преподаватели ВУЗов.
Начало диалог-клуба предваряла совместная молитва. После молитвы епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей выступил с приветственным словом, и зачитал доклад на тему «Церковь и казачество – проблемы взаимодействия». В своем выступлении Преосвященнейший владыка поставил ряд проблем взаимодействия между казаками и духовенством. В частности, нежелание некоторых казаков воцерковляться, считаться с мнением духовника, а также недостаточную вовлеченность казаков в приходскую жизнь. Слушателям-казакам он предложил такие шаги для решения этих проблем:
«1.Казачеству надо учиться вере и брать пример с тех, кто ходит в храм.
2. Не ждать, когда священник к ним придет, а самим идти, стучаться, просить – и тогда откроются двери.
3. Не допускать вхождения в казачье общество без знания и понимания Символа веры и молитвы Отче наш.
4. Внимать тому, что священник говорит по поводу веры, и в вопросах веры быть послушными чадами Матери Церкви.
5. Узаконить подпись священника в протоколах казачьих кругов».
Участники диалог-клуба обсудили практику духовного окормления и воцерковления казачества в России и за рубежом. Формат диалог-клуба позволил активно осуществлять обмен опытом по организации духовного окормления и воцерковления казачества: рассматривались инновационные технологии деятельности епархиальных отделов, казачьих духовников, отдельных казачьих обществ. Анализировалась совместная деятельность Русской Православной Церкви, казачьих организаций, администраций федерального, областного, муниципального уровня, казачьих образовательных учреждений в решении задач духовно-нравственного воспитания казаков. В представленных докладах тщательно проработаны обсуждаемые проблемы, большинство выступлений сопровождались иллюстративным материалом и вызвали живой интерес участников.
Особый интерес вызвали выступления зарубежных участников. В этом году в работе диалог клуба приняли участие иерей Иоанн Юрцун, сотрудник Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырской опеки казачества Украины, который рассказал о взаимоотношении казачества и Церкви в Украине. Протоиерей Виктор Яким, ответственный за взаимодействие с казачеством Берлинской и Германской епархии, представил опыт своей работы. Иерей Евгений Козлов, заместитель председателя Комиссии по делам казачества Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, рассказал о работе духовенства по окормлению Семиреченского казачества. С интересом был встречен доклад протоиерея Максима Приходько, который окормляет казаков в Корсунской епархии, в Испании.
О значимой роли Донской и Новочеркасской епархии в сохранении духовного и культурно-исторического наследия донского казачества в XIX-начале XX века рассказал профессор Института истории и международных отношений Южного Федерального университета, доктор исторических наук А. И. Агафонов. По его словам, на донской земле сохранилось более 45 тыс. уникальных документов, свидетельствующих об образе жизни и быте казачества и казачьего духовенства.
О жизни казаков в Республике Калмыкия рассказал советник главы Республика Калмыкия, атаман Калмыцкого казачьего округа ВКО «Всевеликое войско Донское» Э. Н. Манжиков. Традиция казачьей славной службы в Калмыкии насчитывает столетия и не прекращается поныне. Более 1000 казаков взяли на себя обязанности по несению государственной службы.
По итогам работы диалог-клуба были сформулированы предложения в резолюцию казачьего направления Чтений.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством