Интервью митрополита Волоколамского Илариона «Российской газете» в преддверии Архиерейского Собора

27.11.2017 02:32

В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы «Российской газеты».

— Архиерейский Собор, который соберется в среду в Москве, приурочен к 100-летию Поместного Собора 1917-1918 годов?

— Он приурочен конкретно в главному деянию Поместного Собора 1917-1918 годов — восстановлению Патриаршества. Это было событие, к которому Церковь шла на протяжении очень долгого времени. Потому что после упразднения Петром I Патриаршества она была обезглавлена, главой Церкви фактически считался император, который управлял ею через светского чиновника, именовавшегося обер-прокурором. Такое ненормальное устроение требовало корректировки, и на протяжении всего синодального периода многие церковные деятели — святитель Филарет Московский, святитель Феофан Затворник и многие другие — осознавали, что для восстановления нормальной церковной жизни необходимо восстановление ее канонического строя.

В начале XX века об этом говорили уже открыто, и в частности на Предсоборном присутствии, которое работало с целью подготовить Поместный Собор. Но Собор собрался уже после Февральской революции. А решение о восстановлении Патриаршества было принято в самый критический момент нашей истории, когда к власти пришли большевики. Это было, несомненно, промыслительное событие, потому что Патриарх стал гарантом духовного единства, которое было особенно необходимо в годы жесточайших гонений на Церковь. На Архиерейском Соборе мы будем вспоминать об этих событиях, о всех жертвах гонений и репрессий, а также говорить о том, какое значение в настоящее время имеет Патриаршество для нашей Церкви.

— А почему фигура Патриарха укрепляет Церковь? Власть, собранная вокруг личности, сильнее?

— Патриарх управляет Церковью. У него в Церкви реальная исполнительная власть и очень широкие полномочия, которые прописаны в церковном Уставе. А кроме того, у Патриарха есть личный авторитет, который распространяется на всю Церковь, — епископат, клир и миллионы мирян. Мы слышим, как сегодня звучит голос Патриарха — и с телевизионного экрана, и в газетах, и в других СМИ, и в Интернете. И те импульсы, которые Патриарх посылает всей Церкви, доходят и до архиереев, и до клириков, и до мирян даже в самых удаленных от церковного центра храмах.

— А какие важнейшие импульсы посылал Патриарх Тихон своей пастве в 1917 и 1918 годах?

— Главное, что говорил Патриарх Тихон: Церковь никогда не должна уклоняться от пути истины и никогда не должна становиться на путь компромиссов. Что гонения, совершаемые против Церкви, не должны сломить верующих. Патриарх своими посланиями и обращениями старался укрепить Церковь в это тяжелейшее для нее время. Но в то же время он пытался найти какой-то модус сосуществования с безбожной властью. И именно он начал тот процесс, который был завершен при Патриархе Сергии, — фактической легализации Церкви при новой власти. Он позволил Церкви легально существовать, несмотря на то что фактически она была полностью разгромлена. Так, что к концу 30-х годов у Церкви оставалось всего четыре архиерея и лишь около сотни действующих храмов.

— В год столетия революции, кажется, именно Церковь дает ей наиболее жесткую и определенную негативную оценку. Будет ли Собор возвращаться к оценке революционных событий 1917 года?

— Думаю, что какая-то оценка революции прозвучит из уст Патриарха и членов Собора, которые будут обсуждать эту тему. Но мне кажется, что исчерпывающая оценка революционным событиям была дана еще в 2000 году, когда Церковь канонизировала новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда было ясно сказано кто были жертвами, а кто палачами. И я думаю, что эта оценка остается определяющей для нашей Церкви сегодня. Мы не вступаем в политическую полемику и споры об исторических факторах, которые повлияли на события 1917 года, но постоянно говорим о том, что невозможно построить справедливое общество без Бога. А власть, которая противопоставляла себя Богу, навязывала людям атеизм и развернула беспрецедентные по масштабам гонения против Церкви, запятнала себя своими преступлениями. И этим преступлениям нет никакого оправдания.

— В Архиерейском Соборе будут участвовать епископы из 22 стран мира. Приедут главы других Поместных Православных Церквей?

— Да, большинство глав Поместных Православных Церквей уже подтвердили свое участие в завершающей сессии Архиерейского Собора. Каждый из них будет иметь возможность обратиться к нашему епископату, а наши архиереи в свою очередь будут иметь возможность услышать голос Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

— Будут рассматриваться вопросы, стоящие на международной повестке дня?

— Я не хотел бы предопределять дискуссии на Соборе по международным темам, но, думаю, что, конечно, невозможно будет обойти ситуацию на Украине. Она остается крайне напряженной и опасной для канонической Украинской Православной Церкви, подвергающейся дискриминации со стороны нынешних украинских властей. Думаю, что внимание должно быть уделено и проблеме церковного раскола на Украине, который, к сожалению, уже четверть века остается неуврачеванным. Ну и, конечно, на Соборе будет уделено внимание целому ряду других вопросов международной повестки дня, и, в частности, ситуации на Ближнем Востоке, где остается плачевным положение христиан. Хотя последние месяцы благодаря успехам российской армии в Сирии террористы в этой стране терпят поражение. И мы также знаем, что и в Ираке в значительной степени уменьшилось влияние террористов. Сегодня уже можно говорить о планах по послевоенному устройству этих двух стран, и, я думаю, что этой теме также будет уделено внимание на Соборе — и в докладе Святейшего Патриарха Кирилла, и в дискуссиях.

— А что тут может предложить Собор?

— Я думаю, что прежде всего мы должны услышать голос самих ближневосточных христиан. Одним из наших гостей будет Антиохийский Патриарх Иоанн, который расскажет нам о сегодняшней ситуации в Сирии и в Ливане, где на границе с Сирией накопилось около двух миллионов беженцев. И все они готовы вернуться в свою страну, но для того чтобы они вернулись, должна быть восстановлена инфраструктура, прежде всего жилищная. А кроме того, для верующих людей очень важно, чтобы у них были свои места богопочитания, и это важно и для ближневосточных христиан. Помимо полномасштабной работы по послевоенному устройству и восстановлению Сирии, которую президент Путин обсуждал с президентами Ирана и Турции, там предстоит еще и большая работа по восстановлению храмов, монастырей, разрушенных и поруганных святынь. И это та работа, в которой могла бы принять участие Церковь. Я думаю, что ее участие здесь было бы очень важно, знаю это после прямых контактов с сирийскими христианами, с христианами Ливана и других ближневосточных стран. И очень важно, чтобы помощь, которая будет оказываться, оказывалась адресно, и христиане не остались забытыми «за бортом», как это, к сожалению, часто имело место в прошлом.

— Эта помощь финансовая, гуманитарная?

— Она может быть и финансовой, и гуманитарной, и просто помощью в восстановлении всего, что разрушено, — христианских храмов, святынь, христианских поселений.

— А каковы перспективы уврачевания церковного конфликта на Украине?

— Ну, будем смотреть. Невозможно предсказать, как пойдут дискуссии на Архиерейском Соборе, несмотря на то, что есть темы, которые подготовлены. Но Собор всегда строится на двух принципах — это свободные дискуссии его членов и это действия Святого Духа, который направляет эти дискуссии. Я думаю, мы должны быть открытыми к тому, что Святой Дух подскажет нам какие-то решения, о которых мы, может быть, и не догадываемся.

«Российская газета»/Патриархия.ru
Поделиться:
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
24 ноября 2024
Вмч. Мины (икона). Мч. Виктора (икона) и мц. Стефаниды (икона). Мч. Викентия (икона). Прп. Феодора (икона) Студита, исп. Блж. Максима (икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.
Наверх