Любо, братцы, любо! Казаки из разных уголков России и Беларуси устроили фестиваль

05.10.2017 00:34

Фото: казачья-станица.рф / Газета “Столичность”
Джигитовка – казачье искусство владения конём

Алтарь, иконы, лампады, свечи – традиционное церковное убранство в необычном месте – в армейской палатке.

Оказывается, это казачья походная церковь. «Будь то детский лагерь, или смотр какой, или любое другое мероприятие московского окружного городского казачьего общества – пусть всё начинается с молитвы», – сказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, после освящения передвижного храма. «Любо!» – одобрили казаки. И это раскатистое «любо» ещё много раз сотрясало воздух.

В последние дни лета на территории музея-заповедника «Коломенское» гуляли казаки. Песни, пляски, джигитовка, ярмарка, мастер-классы, конкурсы – увлекательно проходил ставший традиционным Международный фестиваль «Казачья станица Москва», организованный Департаментом национальной политики и межрегиональных связей столицы. Казаки из 32 регионов России и Беларуси приехали на фестиваль, чтобы, как признались сами, «на других посмотреть да себя показать».

Худая весть обойдёт стороной

Вокруг столов с разложенными на них разноцветными лоскутами материи толпились женщины, девушки, девочки. Им хотелось научиться делать обереги. Мастер-класс проводили казачки из Красноуфимска, что в Свердловской области, Любовь Дорошенко и Марина Мезенцева.

– В давешние времена люди были суеверные, поэтому в каждом доме обязательно были куклы-обереги, – рассказывает Л. Дорошенко. – Кукла-здравница – для здоровья. Кукла-благополучница – для достатка. Пеленашка – оберег для младенца. Куватка – на рождение детей. Кукла-крупеничка – символ богатства и благополучия.

Её тельце набивали просом, перловкой или гречей. Куклу делали осенью, после сбора урожая, и ставили под образа. Когда в дом приходили гости,  сразу видели, если крупеничка полная – значит, в доме достаток. А если тощая – значит, семья тяжело живёт, значит, хозяйка уже распарывала куколку и брала крупу, чтобы сварить кашу.

А на своём мастер-классе казачки учили делать куклу-колокольчик, которая, согласно преданию, приносит счастье, веселье и только хорошие новости. Эту куколку в казачьих семьях подвешивали к дверям, чтобы плохая весть обходила дом стороной. Несколько десятков колокольчиков теперь поселились и в домах гостей фестиваля.

Старина в современном интерьере

На Курском казачьем подворье был пир на весь мир. Дорогих гостей зазывали весёлыми песнями и… булочками.

– Попробуйте плёховских пампушек! Наверняка ни разу такой вкуснятины не едали, – улыбается директор Суджанского районного центра народного творчества Галина Артеменко. – Наши пампушки сладкие – с мёдом и маком, по старинному рецепту приготовленные. Этот рецепт из поколения в поколение передаётся казачками села Плёхово.

Г. Артеменко провела мини-экскурсию по выстроенному курской делегацией подворью, где главная достопримечательность – курень с традиционным шерстяным ковром на стене.

– В каждом казачьем доме был такой ковёр, – рассказала Г. Артеменко. – И его никогда на пол не клали, только на стену вешали. Стоил он недёшево. В нашем Суджанском техникуме искусств студентов учат разным ремёслам, в том числе и ткачеству. Так что этот старинный промысел не забыт. Только сейчас ткачи добавляют в рисунок новые элементы, приближая к современному интерьеру. Мы очень рады, что народная культура живёт и развивается.

Казаком можешь ты не быть

– Ребёнок нынче – пуп земли. Все вокруг него вертятся, – сокрушается Наталья Курышова из Дубовки Волгоградской области. – В казачьих семьях никогда такого не было. За стол садятся – самый лучший кусок отдают отцу. Ни одному казачонку даже в голову не придёт огрызнуться старшему, надерзить или закатить истерику. Нас воспитывали в строгости. Сейчас в нашей семье главный – дядя. За советом – только к нему. Он и любой спор решает. А если дети хулиганят или дерутся, он выяснять не будет, кто прав, кто виноват. Наказание для всех одно: 10-15 раз отжаться от пола. Под конец драчуны жмут друг другу руки и расходятся. Вот так мы своих казачат воспитываем.

Александр Дегтярёв – потомственный казак. Его деда раскулачили и расстреляли. Правда, бабушку с пятью детьми советская власть пожалела, позволив ей остаться в родной станице в междуречье – между Волгой и Доном. Женщина одна поднимала детей, учила их жить по казачьим заповедям. Александр признаётся, что семья хранит эти традиции. И, как принято в казачьих семьях, все держатся друг за друга. Радости и печали встречают вместе. Вместе даже работают: несколько лет назад Александр организовал артель по изготовлению нагаек, плетей, кнутов, арапников. Для всех детей и племянников дело нашлось.

О том, что интерес к казачьей культуре высок, говорит тот факт, что фестиваль проходит уже в седьмой раз. Посетителей – десятки тысяч. И неважно, есть в твоей крови казачья или нет, – петь, танцевать вместе с народными и самодеятельными коллективами никому не возбраняется. Так же как и постигать азы рукопашного боя или технику владения шашкой. Одних мастер-классов – с десяток.

«Только шашка казаку во степи подруга…» Фото: автор

Как признаётся воспитатель детсада № 17 из Тулы Елена Зеленова, среди её воспитанников настоящих казачат очень мало. Однако, когда родителей дошкольников спросили, хотят ли они, чтобы их дети занимались казачьим творчеством, отказников не было. И вот первый итог: пятилетних артистов пригласили в Москву на фестиваль, где они спели на главной сцене. Восторгу не было предела. ­Любо? Любо!

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, священник Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет):

«Я уверен, что, начиная с самого детства, каждому человеку, каждому казаку нужно твердо уяснить, что на нем лежит колоссальнейшая ответственность. Не только на всем казачестве, не только на всей Русской Православной Церкви, а лично на нем. Люди же привыкли думать, говорить и оправдывать себя «а я, как все». И на исповеди признаются: «Я грешу, как все». Не надо говорить про всех и про других. Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии, перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя. И если сегодня каждый молодой казак задумается: а что мне надо хорошего сделать? Сегодня мне 30, завтра я буду старше, потом дети и внуки, атаман и братья казаки, — все эти люди будут смотреть на мое поведение, дела и слова, умение прожить честно, отбросив осуждение и гордыню, проявить любовь к своему ближнему, не осуждать его, а терпеть его недостатки, — это и есть жизнь православного христианина, если угодно, единственно верная гражданская позиция. Также и в казачестве: любить свою страну, служить ее интересам, отбросив всяческую нечисть, примешивавшуюся с разных сторон, уважать свою историю, свою семью, родителей. Нести свой крест не в распространенном понимании какого-то притеснения, а в понимании естественного пути спасения. Спасения не может быть без крестоношения.

Неслучайно мы ежедневно, перед началом любого дела, на каждом богослужении читаем молитву «Царю Небесный». Чтобы Господь освятил наш путь Духом Святым. Поэтому всем так важно читать молитвы осмысленно, призывать благодать Духа Святаго, чтобы она освящала нас и помогала нам разумно думать. Если мы разумно думаем, то обязательно поймем истинное наше предназначение, найдем свое место в служении Церкви и казачеству. И каждый из нас поставлен на то место, где, положив труд, может приобрести святость”.

Читайте также: Колонка Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Газета “Столичность”
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх