В России появится образовательная программа по сектоведению

29.06.2017 17:50

Фото: Рублев

Межправославная образовательная программа по сектоведению в ближайшее время появится в России. Детали проекта представители Русской православной церкви, поместных Православных церквей и профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета обсудили на совещании в ПСТГУ, сообщает пресс-служба вуза.

Участники встречи пришли к соглашению о необходимости создать общую образовательную программу по сектоведению для людей, уже имеющих как минимум бакалавриат по теологии.

Новая учебная программа будет рассчитана на обучение грекоговорящих и русскоговорящих прихожан, а преподавание будет осуществлять международный профессорский состав. ПСТГУ возьмет на себя обучение русскоговорящей аудитории. Обучение на греческом языке будет проходить на Кипре.

В ближайшее время соберется специальный комитет, который разработает детальную учебную программу для очно-заочных двухгодичных миссионерских курсов со специализацией по сектоведению.

Выступая на совещании, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон подчеркнул важность информирования людей о деятельности сект.

«Важно, чтобы все наши программы имели антисектантское направление. Когда человек услышит грамотный, квалифицированный ответ о православии, у него будет ”прививка” против сект и других религиозных учений», — сказал он, добавив, что в некоторых регионах России, в частности, на Дальнем Востоке, «число зарегистрированных сектантских организаций превышает количество православных».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Фото: Санкт-Петербургская епархия

Его поддержал митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Сербская православная церковь). «Сегодня действуют волки в овечьих шкурах, которые притворяются добрыми и предлагают весьма заманчивые обещания о некоем ином, особенном образе жизни, — отметил иерарх. — Многие попадают в их ловушки. Мы должны давать этому православную оценку».

Участники совещания признали, что квалифицированных и грамотных православных специалистов по сектоведению катастрофически не хватает. Поэтому новая образовательная программа должна быть направлена на поддержку пастырской и миссионерской деятельности Вселенской Церкви.

«Мы должны понять, каким образом с пастырской точки зрения может быть оказана помощь для борьбы с негативными религиозными явлениями. Эта программа должна готовить церковные кадры, которые будут специалистами в сектоведении», — цитирует сайт ПСТГУ епископа Карпасийского Христофора (Кипрская православная церковь).

Сектоведение в России

Дисциплина «Сектоведение», занимающаяся изучением сект, возникла в России 1910-е годы, а первая кафедра сектоведения была образована уже в 1912 году.

В 1914 году появились сразу две работы, посвященные осмыслению итогов развития этой дисциплины в России: «Проблема сектоведения как науки» и «Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения», изданные в Казанской и Киевской духовных академиях. Каждая из них представляла собой подведение итогов исследования сектантства в России в теоретическом плане.

В 1926 году партийное совещание по антирелигиозной пропаганде при ЦК ВКП(б) приняло тезисы «Сектантство и антирелигиозная пропаганда». Прежде всего, в «Тезисах» содержался анализ причин количественного роста некоторых сектантских общин в 1920-х годах.

В документе также перечислялись и осуждались «две вредных тенденции», возникающие в среде антирелигиозных работников. Первая заключается в том, что все сектантство объявляется прогрессивным и революционным и тем самым затушевываются факты классовой борьбы в сектах. Вторая заключается в «огульном поголовном зачислении сектантства в контрреволюционные кулацкие движения», что может оттолкнуть сектантов от советской власти.

Важно, чтобы все наши программы имели антисектантское направление. Когда человек услышит грамотный, квалифицированный ответ о православии, у него будет ”прививка” против сект и других религиозных учений.

Из выступления на совещании в ПСТГУ епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

Примерно тогда же исследователь Федор Путинцев составил практическое пособие по проведению опросов среди сектантов, и в это время наблюдался рост числа монографических полевых исследований конкретных религиозных сект, которые велись время от времени с применением социологических методов анкетирования или интервью.

Значимыми явились монографии и статьи, изданные в рамках работы специального семинара по изучению истории и современного состояния религиозных сект, руководство которым осуществлял религиовед, профессор Николай Маторин.

Период с начала 1940-х годов по середину 1950-х характеризуется уменьшением масштаба или даже свертыванием антирелигиозной работы и как следствие — резким уменьшением внимания исследователей к религиозной теме в целом и к теме сектантства в частности.

В целом с 1917 по 1966 годы было написано около 380 публикаций о религиозном сектантстве.

Очень важным изменением в исследованиях сектантства периода конца 50-х — начала 60-х гг. явилась попытка обобщения накопленного методического опыта и постановка методологической проблематики в исследованиях.

С середины 1970-х по 1991-й годы появились работы, анализирующие сравнительно новые, особенно для советского контекста, религиозные движения.

Современный опыт. Александр Дворкин

В 1995 году в Православном Свято-Тихоновском богословском институте стартовал курс «Сектоведение», который читал православный исследователь сект Александр Дворкин. По итогам совершенствования лекций в 1998 году была выпущена брошюра «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу „Сектоведение“», основанная на этом курсе.

Исследователь сект Александр Дворкин

Фото: Архангельская епархия 

В 2000 году вышло новое издание — «Сектоведение: Тоталитарные секты», являющееся результатом переработки этой книги. В 2002 году книга была переиздана третий раз с переработками и дополнениями, а затем несколько раз выходило стереотипное издание.

Книга, посвященная описанию новых религиозных движений и организаций, которые автор относил к тоталитарным сектам, была написана как учебник для учебных заведений Русской православной церкви.

В «Сектоведении» в основном рассматриваются действующие в настоящее время в России, в том числе официально зарегистрированные, новые религиозные организации, которые автор относит к «тоталитарным» или «деструктивным сектам». Кроме того, автор приводит параллели между «сектантством» и внерелигиозными группами, организациями и режимами.

Книга широко используется в качестве источника в диссертациях, научных статьях и монографиях, рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия в вузовской программе по религиоведению.

Основной целью, провозглашаемой в концепции А. Дворкина, является «распространение более полной и объективной информации об опасных организациях с целью предотвращения попадания в них новых членов и помощи уже находящимся с выходом из них».

Понятие «тоталитарная секта», которое А. Дворкин предположительно впервые ввел в употребление в 1993 году, определяется следующим образом: «…особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками».

Рублев
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх