27-29 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма», организованная Санкт-Петербургским научным центром РАН, Русским географическим обществом и паломническим отделом Санкт-Петербургской епархии.
В рамках программы конференции еще до ее официального открытия в епархиальном управлении 26 апреля под председательством архитектора Санкт-Петербургской митрополии Дмитрия Борунова прошел круглый стол на тему «Сакральная архитектура». При участии архитекторов из России и стран Европы состоялся диалог по вопросам храмостроительства.
Конференция начала работу 27 апреля в Святодуховском центре. Собравшихся приветствовал академик РАН, член президиума Русского географического общества Владислав Румянцев.
Председатель паломнического отдела епархии Владимир Дервенев зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором говорится: «Глубоко символично, что второй год подряд форум проходит в стенах прославленной обители — Александро-Невской лавры, а в его работе принимают участие не только церковные учреждения — епархии и монастыри Русской Православной Церкви, но общественные организации и сообщества, а также зарубежные гости из Поместных Православных Церквей, европейских стран, США и Ближнего Востока. На встрече будут рассмотрены вопросы религиозно-практической сферы. Известные специалисты поделятся взглядами на проблемы и перспективы развития современной церковной архитектуры, религиозного туризма и паломничества, предложат их решения. Следует отметить, что тема церковного зодчества является насущной в контексте нехватки храмов и необходимости их строительства, особенно в таких мегаполисах, как Санкт-Петербург».
Глава митрополии выразил надежду, что конференция «станет вкладом в возрождение и развитие традиций паломничества Святой Руси, храмостроительства, православной культуры и духовного просвещения».
Приветствие архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва зачитал протодиакон Юрки (Георгий) Хяркенен. Были также зачитаны приветствия от администрации губернатора Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Сербского Иринея, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, епископа Городецкого Августина, епископа Нарвского и Причудского Лазаря, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова), главы Паломнического центра Московского Патриархата иеродиакона Сергия (Туркеева), посла Сирийской Арабской Республики, а также от руководителей различных общественных организаций.
Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) выступила с докладом «Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь в революционную эпоху». Она рассказала о судьбе обители, основанной в конце XX века на территории Великого княжества Финляндского, входившего тогда в состав Российской империи. Супругами Нероновыми был основан первый в Финляндии православный женский монастырь. В 1939 году в результате Зимней войны сестры обители покинули Линтулу и ушли вглубь Финляндии. Монастырь был разрушен, на его территории расположился дачный поселок Огоньки. В 2007 году территория храма была приписана как подворье к Константино-Еленинскому монастырю, началось строительство нового двухэтажного храма на прежнем месте. В настоящее время на подворье завершаются отделочные работы. Несмотря на то, что монашеская жизнь возрождена здесь недавно, Линтула стала местом паломничества: каждый год 4 августа, в день памяти святой Марии Магдалины, здесь проходит крестный ход. Монастырь проводит ежегодные Линтуловские чтения.
Доклад протодиакона Юрки (Георгия) Хяркенена «Сходство и различия в представлениях паломничества и туризма» был посвящен истории поклонения христианским святыням с первых веков христианства. Особое внимание было уделено святыням Севера и, в частности, Валааму. Было рассказано и об истории Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Говоря о привлекательности религиозных объектов для туристов, отец Георгий отметил, что действующая церковь или монастырь всегда привлекательнее музея.
Насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Нектарий (Соколов) в докладе «Неизвестные паломнические тропы Святой земли» рассказал о малоизвестных местах на Святой земле, куда редко заглядывают паломники: это, например, историческая территория Самарии, Тель-Шило — место, где стояла ветхозаветная скиния, город Наблус — родина Иустина Философа, парк Баниас на севере страны — именно там Иисус Христос сказал апостолу Петру: «На этом камне я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18) и многие другие.
Председатель паломнического отдела епархии Владимир Дервенев Владимир Дервенев предварил свой доклад анонсом совместного проекта отдела и Музея обороны и блокады Ленинграда — передвижной выставке, посвященной вере и Церкви в блокадном городе. В. Дервенев показал один из экспонатов будущей выставки, скульптуру Марии Третьяковой «Блокадный владыка» — портрет митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Он рассказал и о других экспонатах: форме для пасхи, принадлежавшей Ольге Берггольц, иконе святителя Николая, написанной на крышке патронного ящика.
Доклад В. Деревенева был посвящен теме «Организация международных мемориальных автопробегов на примере автопробега Гатчина — Ницца памяти генерала Николая Юденича». Владимир Дервенев рассказал, что в 2013 году, когда отмечалось 80-летие кончины генерала, возникла идея провести автопробег в Ниццу — место его кончины. Участники пробега по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана везли в дар Никольскому собору в Ницце икону святой Марии Гатчинской с частицей ее честных мощей. Известно, что Николай Юденич после разговора с матушкой вывез из Павловского собора Гатчинские святыни, чем спас их от поругания.
Второй день конференции прошел в Российском институте истории искусств, третий — на географическом факультете РГПУ. Были рассмотрены вопросы о понятии сакрального, сакральных объектах как важнейшей составляющей природного и культурного наследия, о необходимости выделения сакральной географии в отдельную дисциплину географических наук.
Были также рассмотрены вопросы развития паломнического, религиозного и других видов туризма, выведения из забвения забытых и малоизвестных сакральных объектов России и зарубежья, восстановления разрушенных церквей, исторических кладбищ, памятников, усадеб, возвращения к исторической топонимике, увековечения памяти героев и мучеников, отдавших свою жизнь за процветание России, и ряд других тем.