Александр Щипков: Захоронение Ленина — это вопрос времени, а не намерения

21.04.2017 23:27

Москва, 21 апреля. В информационном пространстве вопрос о захоронении В.И. Ульянова (Ленина) сегодня связан как с догматическими и историческими спорами, так и с политическими. Образ этого политического деятеля отсылает к важнейшим событиям истории России первой четверти XX века, а в год столетия революционного 1917 года привлекает повышенное внимание общества. Сегодня как образ, так и само незахороненное тело Ленина стали заложниками политических споров в российском обществе.

Что касается непосредственно захоронения В.И. Ульянова (Ленина), то с христианской точки зрения тут не может быть никакого двойного прочтения. Русская Православная Церковь всегда однозначно выступала и выступает за его захоронение. Это вопрос прежде всего канонический. В своей недавней статье, опубликованной «Интерфаксом», я уже говорил, что «мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями».

В соответствии с нашими православными нормами тело умершего человека должно быть предано земле, его пребывание в культурно-историческом центре столицы представляет собой неестественную ситуацию. Для христиан мумификация как форма погребения тела покойного недопустима. Иными словами, захоронение В.И. Ульянова (Ленина) является неизбежным шагом. Это вопрос времени, а не намерения. И это принципиальный момент. Дело лишь в том, когда и как это лучше сделать, как выбрать время захоронения.

Наблюдая существующее разделение по ряду социальных и мировоззренческих вопросов, Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе. Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом. И хотя далеко не все разделяют такие взгляды, мы обязаны бережно отнестись к мнению этой части общества, помня о христианском смирении и терпимости. Церковь несет ответственность и за этих людей, большинство из них — тоже православные люди и являются частью Церкви. Нельзя судить о степени принадлежности людей к Церкви по их политическим убеждениям, какими бы они ни были. Главное — сохранить единство в вере и Христе согласно принципу «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Здесь речь идет не о политике, а о христианском единомыслии — о любви к ближнему, которая объединяет народ поверх политического плюрализма.

Деструктивные силы используют любой повод для того, чтобы вызвать гражданский раскол, столкнуть одну часть общества с другой, создать «революционную ситуацию». Революция — всегда зло и трагедия, потому что она взрывает национальную традицию и проливает кровь. Мы стоим перед общими вызовами, на которые должны отвечать сообща. Поэтому предметно обсуждать вопрос захоронения лучше в условиях, когда спадёт искусственное заострение этой дискуссии.

А это значит, что мы должны тщательно обдумать ситуацию и выбрать правильное время и правильный контекст для предания земле тела В.И. Ульянова (Ленина), совершить его тогда, когда это не принесет урона социально-политической стабильности и единству нашего народа. Церковь как неотъемлемая часть общества в лице клира и мирян участвует в обсуждении этой проблемы, но напоминает, что оно должно проходить не в политическом контексте, а исключительно в религиозно-историческом. Дабы не множить конфликты, а служить радости примирения.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх