Пономарев Владимир Геннадьевич,
ст. преподаватель кафедры «Общественные процессы, СМИ и рекламные технологии», зав. лабораторией «3D-моделирования
и Веб-разработок» МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)
Значительный рост темпов технологического развития в последние годы оказывает влияние на развитие социокультурной среды и приводит к формированию принципиально новых областей медиапространства. В качестве основных технологических трендов 2015-2016 гг., оказывающих значительное влияние на развитие современной медиа-сферы, могут быть выделены:
- стремительное развитие робототехники и экспертных систем (искусственный интеллект);
- технологии визуализации (развитие технологии «электронные чернила» и удешевление жидкокристаллических мониторов);
- технологии индивидуализации производства (аддитивные технологии, развитие 3D-принтеров и 3D-печати);
- новые электронные сервисы государственных услуг и развитие технологий электронной демократии;
- технологии дополненной (улучшенной, расширенной) и виртуальной реальности.
В условиях развития мультимедийных технологий и конвергенции, как одного из основных интеграционных направлений, казачьи медиа и, в первую очередь, их молодежный сегмент должны делать ставку на применение передовых коммуникационных технологий. Развитие данных направлений молодежными казачьими СМИ играет важную роль в ходе укрепления их позиций в современном медиа-пространстве.
11 ноября 2016 г. Лига безопасного интернета и Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) заключили соглашение о сотрудничестве. Была создана казачья кибердружина. В рамках ее деятельности создаются отдельные отряды, каждый из которых работает в определенном направлении. Основными направлениями работы казачьей кибердружины, связанными с применением современных коммуникационных технологий, являютяс:
– защита студентами-казаками новых «информационных рубежей»;
– использование современных визуальных технологий для сохранения культуры и истории казачества;
– образовательная деятельность в казачьих классах школ.
Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.
Защита студентами-казаками новых «информационных рубежей». Казачество всегда стояло на страже рубежей нашей Родины, и наше время такой границей становятся «информационные рубежи». В рамках данного направления отдельного внимания заслуживают следующие виды деятельности:
Борьба с запрещенным контентом в сети Интернет. Рост объема контента в сети Интернет столь стремителен, что правоохранительные органы уже сейчас не способны эффективно отслеживать всю возникающую в сети запрещенную и вредоносную информацию. Реальную помощь здесь может оказать привлечение общественных организаций и входящих в них добровольцев-кибердружинников.
Обучение учащихся школ основам информационной безопасности. Большинство киберпреступлений основываются на элементарном незнании основ безопасной работы в сети Интернет. Обучение учащихся школ основам компьютерной безопасности может проводиться студентами, участвующими в работе казачьей кибердружины, и позволяет в значительной мере обезопасить учащихся.
Развитие русскоязычного Интернет-сегмента. Англоязычный сегмент преобладает в сети Интернет. Второе место, хотя и со значительным отрывом, занимает русскоязычный сегмент. Важнейшую роль в сохранении и популяризации российской культуры и русского языка играет разработка качественного контента, интересного, в том числе, зарубежной аудитории. Создание контента, связанного с историей России и историей казачества, является на сегодняшний день важной задачей участников казачьей кибенрдружины.
Эффективное противодействие информационной агрессии. Проблема целенаправленной информационной агрессии в отношении федеральных СМИ, в большинстве случаев, может быть решена за счет активной поддержки позиции федеральных каналов блогерами. Скоординированные действия казаков-кибердружинников могут оказать значительную поддержку в ходе информационного противостояния.
Использование современных визуальных технологий для сохранения культуры и истории казачества. Новое поколение и, в первую очередь, учащиеся школ постепенно переходят от систематического изучения различных дисциплин и чтения учебной литературы к потреблению «концентрированного» визуального Интернет-контента. Это требует создания участниками казачьей кибердружины принципиально новых образовательных материалов с использованием инновационных Интернет-технологий. В рамках данного направления отдельного внимания заслуживают следующие виды деятельности:
Дополненная (улучшенная, расширенная) реальность. Технологии дополненной реальности основываются на совмещении реального и виртуального изображения, получаемого на экране смартфона или специальных очков. Дополненная реальность является одной из наиболее перспективных коммуникационных технологий, позволяющей при организации крупных мероприятий (например, таких как «Казачья станица Москва») дополнять созданные декорации виртуальными элементами. Это дает возможность реконструировать различные исторические эпохи и более эффективно привлекать внимание молодежной аудитории к выставочной экспозиции.
3D-печать экипировки и планов поселений. Одним из важных шагов в процессе популяризации отечественной истории, и в том числе истории казачества, среди учащихся школ является изготовление при помощи технологии 3D-печати уменьшенных копий экипировки различных эпох. Создание соответствующих 3D-моделей в условиях резкого удешевления 3D-принтеров и 3D-печати в ближайшем будущем позволит школьному учителю изготавливать соответствующий материал к занятию. Создание подобных моделей может стать важным элементом работы участников казачьей кибердружины. Аналогично могут быть изготовлены трехмерные модели хуторов и станиц для демонстрации на выставочных мероприятиях.
Создание виртуальных музейных пространств. В условиях развития виртуальной реальности и панорамной съемки возникает возможность создания виртуальных экспозиций музеев, посвященных отечественной истории, и в том числе истории казачества. Виртуальные пространства позволяют получить доступ к материалам музея из любой точки мира и способствуют повышения интереса к изучению истории со стороны учащихся школ. У студентов Первого казачьего университета имеется опыт создания подобных экспозиций. В качестве примера может быть приведен Виртуальный музей памяти «Солдаты Победы», включающий электронные версии экспозиций музеев Великой Отечественной войны школ г. Москвы.
Использование на мероприятиях широкоформатных жидкокристаллических мониторов и панелей, основанных на технологии «электронных чернил». Одним из важнейших технологических трендов последних лет является резкое удешевление жидкокристаллических экранов, что в ближайшем будущем приведет к их встраиванию практически во все электронные приборы. Удешевление цветных версий технологии «электронные чернила», отличающейся от жидкокристаллических матриц минимальным энергопотреблением и отсутствием постоянного «мерцания», позволяет создавать на основе данной технологии панели большой площади. Использование данных технологий на мероприятиях казачьей направленности позволит, например, создать экспозицию-курень, все стены которого будут являться интерактивными экранами.
Образовательная деятельность в казачьих классах школ. Одним из наиболее важных направлений работы казачьей кибердружины является обучение основам современных компьютерных технологий учащихся школ и, в первую очередь, школ «Кластера непрерывного казачьего образования». В рамках данного направления отдельного внимания заслуживают следующие виды деятельности:
Обучение школьников основам безопасной работы в Интернете. Уроки безопасного Интернета являются важным элементов современного образования и «берущие шефство над классом» казаки-вожатые хорошо справляются с данной задачей.
Совместная разработка интерактивных образовательных пособий для школ. Новые технологии разработки программных приложений настолько упрощают данный процесс, что создание современного образовательного пособия становится под силу учащимся средних и старших классов школы. Участие учащихся школ в разработке интерактивных пособий, осуществляемое при поддержке участников казачьей кибердружины, позволяет получить на выходе именно такой образовательный контент, который бы хотели видеть учащиеся школ.
Развитие интереса к техническим специальностям. Популяризация технических специальностей, в первую очередь, связанных с робототехникой, искусственным интеллектом и 3D-печатью, как одной из основных производственных технологий будущего, в среде учащихся школ является важнейшим шагом на пути формирования технологического будущего нашей страны. Работа участников казачьей кибердружины в данном направлении будут также способствовать развитию позитивного образа современного казачества.
Развитие социальной ответственности блогеров. Большое число современных блогеров являются учащимися школ. Потребителями разрабатываемого ими контента также, в основной своей массе, являются школьники. Создавая «репосты» различной информации в погоне за высокими рейтингами данные блогеры часто не осознают, сколь сильное влияние они оказывают на мнение своей аудитории. Формирование среди учащихся школ представлений о социальной ответственности блогеров и серьезного отношения к анализу размещаемого ими материала является важным элементом работы участников казачьей кибердружины.
Обучение пожилых людей основам работы в сети Интернет (в первую очередь, с порталами государственных услуг). Развитие порталов электронного правительства и технологий электронной демократии привело к возникновению новых удобных способов оказания населению государственных услуг. Низкий уровень компьютерной грамотности часто ограничивает доступ к данным технологиям людям старшего возраста. Обучение пожилых людей основам работы в сети Интернет и, в первую очередь, работе с порталами государственных услуг является одной из важнейших задач казачьей кибердружины.
В заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные выше элементы работы участников казачьей кибердружины являются обязательным шагом на пути формирования позитивного образа современной казачьей молодежи, как важного участника процесса развития информационного пространства в условиях мультимедийности и конвергенции.