Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством сердечно поздрав-ляет войскового священника ВКО «Центральное казачье войско», иерея Марка Кравченко с Днем Ангела и Днем Рождения, которые он отмечает ежегодно 16 и 17 января! Желаем крепкого здоровья, многолетия, сил и по-мощи Божией в делах и начинаниях

17.01.2017 12:30

Предлагаем вашему вниманию интервью священника Марка Кравченко. 

Иерей Марк Кравченко: Обращаться молодым казакам следует

к своим корням, памяти о своих предках

О путях воцерковления юных казаков, о воспитании и образовании подрастающего казачьего поколения корреспонденту журнала «Альянс: Университет и казачество» рассказывает войсковой священник Центрального казачьего войска, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при Московском президентском училище им. М.А. Шолохова войск Национальной гвардии РФ, иерей Марк Кравченко.  

В.: – Отец Марк, чем, по Вашему мнению, отличаются молодые люди из числа казаков от российской молодежи в целом?

О.: – Если говорить о молодых людях казачьего рода, потомственных казаках, то тут, конечно, «порода – не мода и ее не переделаешь». Таких сразу видно, впрочем, как и тех, кто только начинает осознавать, находить в своей родословной казачьи корни. Казачья молодежь отличается от всех остальных молодых людей своим православным мировоззрением, высокой нравственностью, стремлением к самообразованию и развитию, – качествами, которыми должен обладать каждый казак. Молодые казаки не разделяют популярного ныне среди молодежи стремления «получить от жизни все». Напротив, отрадно видеть, что они, как и их славные предки, готовы «положить жизнь за други своя» (Ин.15, 13), ради своей семьи, ради Отечества. Такой молодой человек, даже если в чем-то и прегрешает, всегда имеет некий духовный ориентир – опыт и мудрость своих предков, опираясь на которые, всегда знает, где искать Истину. Те же, у кого ориентиров нет, не имеют ни направления, ни пристанища.

В.: – Как Вы оцениваете уровень духовности казачьей молодежи? Достаточно ли он высок, или здесь тоже есть над чем поработать духовникам и наставникам?

О.: – Всегда есть над чем работать и к чему стремиться. Господь говорит: «…кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,48). Я считаю, что на молодых казаках, родившихся в традиционных казачьих семьях и воспитанных в духе веры, лежит большая ответственность, с них спрос больше, чем с тех, кто только пришел к Богу и начинает свою жизнь в Церкви, кто только закладывает фундамент своей казачьей родословной. Любой благоразумный человек всю жизнь учится и развивается. Обращение молодых казаков к своим корням, восстановление памяти о своих предках, служит началом духовного возрождения, которое, прежде всего, заключается в становлении человека, как личности, как гражданина и патриота своего Отечества. Мы знаем, что семья – это малая Церковь (по учению святых отцов и учителей Церкви), поэтому семья христианина – это основа не только Церкви, но и основа государства. От того, какой будет эта семья, зависит будущее нашего Отечества.

В.: – Все мы знаем пословицу: «Казак без веры – не казак». Довольны ли вы тем, как казачья молодежь соблюдает церковные правила, чтит православные праздники?

О.: – Быть довольным сложно. Человек так устроен, что ему хочется, чтобы все было быстрее и лучше сделано, Бог же долготерпелив и многомилостив. Каждого человека Он ведет к Себе своей дорогой. «Милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь. (Матф.9:13) Бог ждет от нас, что мы последуем за Христом не из страха и корысти, а по любви к Нему.

У многих казаков сейчас есть такое рабское отношение к Богу они ходят в храм Божий, чтобы чего-нибудь плохого не случилось, чтобы Господь помог в бою – сохранил, а не погубил. Пастырский долг священнослужителей, окормляющих казачьи общины на местах, заключается в том, чтобы привить казакам сыновнюю любовь к Богу и к храму. Не все получается так, как мы этого хотим, но нам нельзя забывать слова Христа «один сеет, а другой жнет» (Иоан.4:37). Всему свое время. Господь поможет вырастить в сердцах юных казаков добрые начала, благодаря которым они смогут развиться в полную меру воинов Христовых.

В.: – Какие основные пути воцерковления молодого казачества Вы выделяете?

О.: – Испокон веков община и семья играли важную роль в жизни казаков. Благодаря общинному строю жизни казачьей станицы, хутора его жители представляли собой малую Церковь. Старшие наставляли младших, являлись для них примером. Все жители казачьих станиц воспитывались как воины-христиане, воины – защитники семьи, Отечества, веры Православной.

Человек, живущий в постоянной опасности, особенно чувствует, что ходит под Богом, яснее понимает, что иной раз ему действительно надеяться не на кого, только на Него. У казаков путь Богу, как и сама жизнь, короче. Вспомним, например, оборону женщинами-казачками станицы Наурской и связанный с этими событиями праздник казачки-матери, или Азовское сидение, во время которого казачки помогали казакам обороняться от иноверцев. Эти события еще раз нам доказывают, что перед лицом смертельной опасности человек не может не верить в Бога. И сегодня среди представителей казачества гораздо больше верующих православных людей, чем в любом другом сообществе.

В.: – На Ваш взгляд, как много представителей казачьей молодежи ходит в церковь, все ли они посещают храм регулярно?

О.: – Конечно, в храм ходит далеко не вся молодежь. Налицо явная картина упадка нравственности среди молодежи. Даже в советские годы ситуация в этом отношении была намного лучше, в том числе, по причине того, что люди «доедали духовный хлеб предков», постепенно растрачивали накопленный веками духовно-нравственный потенциал. Этот «духовный хлеб» доели примерно к началу перестройки. В результате молодежь оказалась потерянной, без четких нравственных ориентиров. Только сейчас мы начинаем эту молодежь обретать в Церкви вокруг Христа. Конечно, нам помогают родители, они стараются привить своим детям духовно-нравственные ценности. Окрепло казачество, создаются казачьи молодежные организации. Надеюсь, что весь этот труд в будущем послужит делу возрождения Отечества и казачества.

В.: – Как вы привлекаете казачью молодежь в храм?

О.: – Церковь жива Таинствами. Особенно хочу выделить те таинства, к которым мы прибегаем наиболее часто. Это Исповедь и Причастие. Вот и казачья молодежь также приходит к Богу через эти таинства. Этот список можно дополнить еще одним казачьим обрядом – верстанием. Часто молодые люди из числа казаков задумываются о Боге, начинают ходить в храм после того, как проходят обряд верстания. В дальнейшем воцерковлении юных казаков большую роль играют родители, священники, атаманы. Они помогают молодым людям духовно возрастать.

В Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова ребята участвуют в Таинствах, посещают храм. Для всех кадет проводятся встречи со священником в актовом зале училища, для всех классов преподается предмет Основы православной культуры. Кадеты многое узнают о Православной вере. Будут ли наши молодые казаки глубоко верующими, или нет – это уже другой вопрос; наша задача – сеять семена веры и просвещать духовно.

В Первом казачьем университете есть выпускники нашего кадетского училища. Эти ребята, представители Центрального казачьего войска, мне хорошо знакомы. Также в Первом казачьем университете много студентов из других казачьих войск, многие из них – люди воцерковленные, соблюдают церковные правила, осознанно молятся во время богослужения, не пренебрегают общей молитвой. Их приучили этому в семье, дома, в той казачьей общине, откуда они приехали. Приезжая из других регионов, православные молодые люди привносят в студенческое сообщество казачьего университета элементы своей культуры православного воспитания – это духовно обогащает всех молодых казаков.

В.: – Какие проблемы волнуют молодежь?

О.: – Молодые люди очень активны, поэтому их волнует все: война, политическая обстановка в стране и в мире, события в сфере культуры искусства… – в общем все те проблемы, которые волнуют любого нормального гражданина и патриота. Конечно, у молодых людей еще нет готовых ответов на все вопросы, но есть юношеский максимализм, когда хочется сделать все и сразу. Когда максимализм молодого человека сдерживают, он приучается к долгой кропотливой работе над собой – его начинают волновать не чужие грехи, а свои собственные, с которыми ему нужно бороться. В душе молодого человека все встает на свои места, он получает ответы на все жизненные вопросы.

Молодых казаков, которые уже заканчивают учебу, конечно, волнует вопрос создания семьи. К сожалению, не все родители учат своих детей, как выбрать спутника или спутницу жизни. Учат, как выбрать еду, одежду, машину, а вот как выбрать друзей, жену или мужа не объясняют. Если раньше честь хранили смолоду, то сейчас ситуация совершенно другая. Ребята из числа казаков это прекрасно понимают, стараются себя сдерживать, стараются не пуститься, что называется, в разнос. Стремление человека к святости это еще не святость. Благодаря этому стремлению, человек не будет превращаться в беззаконного грешника, сеющего вокруг себя зло. Отвечая на вопросы молодых людей о создании семьи, я предпочитаю не давать советов, но призываю прислушаться к народному опыту. Есть такой принцип: скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Какого мы духа, такие у нас друзья и подруги, мужья и жены, дети; этим определяется для человека, будет ли его брак утешением, или горечью.

В.: – Не воспрещается ли общаться представителям казачьей молодежи со своими светскими сверстниками, с теми, кто не воцерковлен? Не воспрещается ли посещать светские мероприятия, дискотеки, ночные клубы?

О.: – Я вам отвечу словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 6:12). Насколько человек благоразумен, настолько он себе может позволить то или иное действие. Конечно, если казак уже совершеннолетний, то ему можно пойти на дискотеку, выпить вина. Но будет ли это полезным для него самого, для создания семьи, для рождения детей?

Другое дело – кадетский бал. Это хорошая традиция. Балы – это место, где юноши и девушки знакомятся, достойно проводят досуг. На таких вечерах у молодых людей формируется правильное, уважительное отношение к противоположному полу.

В.: – Как казакам, свободолюбивым людям, имеющим порой резкий характер, следовать православным традициям, призывающим к смирению и послушанию?

О.: – Все встает на свои места, когда человек посвящает свою жизнь Богу, когда он свою естественную, природную быстроту принятия решений, стремление к жизни, к свободе, неунывающий нрав, характер устремляет на благо Отечества, казачества и веры православной, на благо семьи. Если не будет благих устремлений, то человек погибнет ради сиюминутных пустяковых интересов, что и произошло после 1917 года со многими казаками. Когда человек старается жить по-Евангельски, он оттачивает все свои нравственные черты, воспитывает сам себя, приобретает необходимую каждому казаку выдержку – залог победы над врагами видимыми и невидимыми.

В.: – Вы, как войсковой священник, что пожелаете молодым казакам?

О.: – Мы знаем о всемогуществе Божием. Уповая на Творца, мы должны быть теми добрыми христианами, которые ничего не боясь, следуют за Христом и несут свой жизненный Крест, который у каждого свой, но который каждому из нас Господь дает по силам. Студентам-казакам и учащимся желаю успехов в учебе, потому что этот ежедневный труд – их ратный подвиг, закладывающий фундамент будущей жизни.

По материалам журнала «Альянс: Университет и казачество»
август 2016г.
http://www.mgutm.ru/jurnal/universitetskaya-zhizn.php?jur=http://j.mgutm.ru/index.php/alyans-3-2016-g
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх