Забайкальские казаки: от защиты границ до иммиграции

16.01.2017 08:41

Три столетия забайкальские казаки защищали границы государства. Их знамя – полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного и надписью «С нами Бог» – вживую видели не только маньчжуры и японцы, но и немцы. Но свою главную войну, войну против большевиков, казаки проиграли. Поэтому вынуждены были покинуть родные земли и перебраться в Китай, Австралию и Северную Америку.

Заселение Забайкалья 

В самом конце 30-х годов 17-го века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.


Забайкальские казаки

Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Чита — столица Забайкальского казачества

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине 18-го века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


Забайкальское казачье войско в первой мировой войне

К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило. 

Пограничная жизнь 

К началу 19-го века по восточной границе расползлась сеть казачьих острогов, которые прикрывали так называемые «сторожки». Проще говоря, наблюдательные вышки, на которых 24 часа в сутки несли боевое дежурство несколько казаков. Периодически на разведку обстановки в приграничные территории отправлялось несколько отрядов, численность которых варьировала от 25 до 100 человек.

Казаки несли круглосуточное дежурство на вышках

Учитывая растянутость границы, численности казаков не хватало. Поэтому в 10−20-х годах 19-го века в приграничные остроги начали переселять других казаков и просто «гулящих» людей из близлежащих территорий. Соответственно, численность Забайкальского казачества резко увеличилась.

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Правда, большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.

Ни один конфликт Российской империи того времени не обошелся без участия в нем Забайкальских казаков. Так, например, они подавляли Ихэтуаньское восстание (1899−1901) в Китае и дошли до Пекина. Затем бились с японцами в 1904—1905 годах при Мукденах и у Порт-Артура. Довелось им «наследить» и в Первой Мировой войне.

Забайкальским казакам довелось поучаствовать даже в Первой Мировой войне

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу. 

Трудный выбор

К моменту гражданской войны Забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, Забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.

1.jpg
Атаман Семенов

Когда стало известно, что монархия свергнута, в марте 1917 года в Чите произошел Первый съезд Забайкальского казачьего войска. На нем было принято решение «превратить» казаков в обычных граждан, а само казачество просто ликвидировать. Большинство эту инициативу не поддержало. Началась борьба за сохранение казачества. Но она успехом не увенчалась. В 1920 году, уже в Советской России, Забайкальское казачество (как и другие казачьи войска) было упразднено.

Казаки эмигрировали в Китай, Австралию и Северную Америку

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.


Памятник основателю Читы Бекетову Петру Ивановичу

Вернуться на Родину некоторые казаки отважились лишь в 60-х годах прошлого столетия. Их поселили в Казахстане.

…Несколько лет назад в бывшей столице Забайкальского казачества — Чите, открыли памятник Петру Бекетову. Этот монумент является напоминанием для потомков — территория нашей страны приумножалась благодаря храбрости и героизму сибирских казаков.

Текст и фото: Дилетант
Поделиться:
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
24 ноября 2024
Вмч. Мины (икона). Мч. Виктора (икона) и мц. Стефаниды (икона). Мч. Викентия (икона). Прп. Феодора (икона) Студита, исп. Блж. Максима (икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.
Наверх