Вступительное слово на открытии X Международной Кубанско – Терской научно – практической конференции «Из истории культуры линейного казачества Северного Кавказа» председателя конференции, заместителя атамана Лабинского казачьего отдела, доктора педагогических наук, войскового старшины Сергея Николаевича Лукаша.
Дорогие гости, досточтимые отцы, казаки и казачки, участники конференции! Мы начинаем работу нашей X Международной конференции. Двадцать лет назад в 1996 году в Армавире под эгидой фонда культуры кубанского казачества «Линеец» прошла первая крупная региональная научно – просветительская конференция «Линейцы Средней Кубани в 300 – летней истории Кубанского казачьего Войска», посвященная 300 –летнему юбилею Кубанского казачьего Войска. В моих руках сборник статей той памятной конференции. Он начинается вступительной редакционной статьей, авторы которой ваш покорный слуга и Виталий Борисович Виноградов, наш общий учитель, вдохновитель и один из организаторов фонда культуры кубанского казачества «Линеец». Я позволю себе обратиться к важной мысли ныне покойного, но всегда для нас живого профессора В.Б. Виноградова: «В ряде докладов и сообщений предлагаются альтернативные подходы к одним и тем же явлениям; присутствует элемент дискуссионности, научной полемики. Мы, как инициаторы конференции, постарались как можно бережнее отнестись к похвальному этому многоголосью, к разноречивости подходов и трактовок исторического прошлого и настоящего казаков Средней Кубани, их ближайших соседей и партнеров ( в том числе , кавказских народов). Убеждены, что такой принцип соответствует высшему духу славяно – российской соборности, сплавлявшей в себе коллективный разум былых казачьих общин».
Все эти прошедшие годы мы свято бережем в вышедших под эгидой фонда многочисленных книгах, брошюрах, учебных пособиях, сборниках статей это «похвальное многоголосье», завещанное Виталием Борисовичем. Оно присутствует и в содержательном охвате наших Кубанско – Терских конференций. Здесь мы можем встретить не только, линейную кубанско – терскую казачью проблематику, выраженную в археолого – этнографических, фольклорно – лингвистических, историографических исследованиях, но и, например, современную педагогику казачества. Такое сочетание отнюдь не искусственно, наоборот, оно чрезвычайно востребовано современной казачьей жизнью. Ибо вся та эпическая, героическая, сложная в своем многообразии и противоречиях история казачества, которая по крупицам собирается на наших конференциях, становится платформой, содержательной основой педагогики казачества, переосмысливается, трансформируется нашими казачьими учителями, нашими юными казачатами – исследователями. Она становится живой, например, в краеведческих изысканиях учащихся казачьих классов, в том, поистине, чистейшем роднике казачьих традиций и фольклоре, оживающем в детском казачьем театре социо–культурной анимации.
В нашем сборнике таких статей немало. Посмотрите, например, на эссе Немыкиной Полины, ученицы нашей лучшей казачьей школы из станицы Вознесенской, «Мой казачий род». Какая глубина проникновения в тему! Какая гордость за своих казачьих родичей! Для восмиклассницы Полины слова «казачья честь», «воинская доблесть», «честь мундира», «военная выправка» – это не простые слова, это слава и гордость предков. Закономерным итогом ее замечательного исследования звучат такие слова: «Стараюсь не подводить свою героическую семью: хорошо учусь, прилежно изучаю историю кубанского казачества, живу согласно казачьим заповедям, активно участвую в делах школы и класса. За свои заслуги представлена к чину вице – младшего урядника. Правду говорят, что казачьему роду нет переводу. Слава тебе, Господи, что мы казаки!»
О том, как строгая, казалось бы, историческая наука оживает, одухотворяется практикой, казачьей жизнью, ярко повествуют нам работы наших авторов – педагогов, например, Татьяны Александровны Шиловой «Роль семейных реликвий в воспитании патриотических чувств казачат». Лет шесть тому назад, когда я защищал свою (пока что единственную в России) докторскую диссертацию по педагогике казачества, меня буквально «терроризировали» некоторые, по понятным причинам, излишне ангажированные члены диссертационного совета, дескать: « Что это за несуществующее понятие – педагогика казачества? Что – это за выдумки? В одни воды нельзя ступить дважды! Все что связано с истинным казачеством давно кануло в лету в 20 – 30 годы прошлого века, вместе с носителями этой уникальной культуры!». Мой ответ был приблизительно таким: «Да, формально вы правы. Но, мы, казаки, люди православные. Мы верим в воскресение Христово, в возрождение казачества, в бессмертие души. Вы, уважаемые члены, диссертационного совета никогда не поймете казачество, эту, по выражению Н.В. Гоголя, «широкую замашку русской души», с точки зрения рациональной логики… А что касается педагогики казачества – давайте подождем немного, ибо «по вере и воздастся …».
Прошло несколько лет. Все эти годы мы, педагоги – единомышленники, не прекращая верить в правоту своего дела, искали эффективные формы и методы возрождения казачьего духа, казачьей ментальности, воспитания человека казачьей культуры.
Велик Божий Промысел! Сегодня мы с уверенностью говорим: «Мы можем войти в одну реку дважды. Мы можем перенестись по мосту времени в прошлое». Происходит это с помощью социально- культурной анимации, когда события прошлого, фольклор, обряды, традиции буквально одухотворяются (от слова анима – душа) в детском анимационном театре казачьей жизни. Эта педагогическая технология прекрасно представлена в наших лучших казачьих школах. Посмотрите, например, работу Ольги Алексеевны Пономаренко «Казачьи обряды в работе с учащимися казачьих классов», представленную в нашем сборнике. Ребята вместе с педагогом не только воссоздали аутентичный старинный обряд линейных казаков «Возвращение казаков – линейцев из похода», но и полностью погрузились в него, прожили, прочувствовали, «сграли» его как казачью песню со всеми подголосками. Таких социо – культурных анимаций, воссоздающих в активно – деятельной форме события казачьей жизни прошлого и настоящего, в наших казачьих школах сегодня уже десятки и сотни. В этом театре казачьего фольклора дети реально живут, впитывая в себя качества, ценности, идеалы казачества. Вот так сегодня в наших маленьких казачатах возрождается несгибаемый казачий дух и казачья идея, выковываются качества настоящего патриота своего края и Родины России!
Братья казаки! Останавливаться на достигнутом нельзя, ибо «дорогу осилит идущий». На этом пути, на этой «русской дороге» по – прежнему с нами наши замечательные ученые – историки, доктора наук, академики С.Л. Дударев, Н.Н.Великая, С.А. Голованова, А.П.Скорик, Ю.Ю. Клычников, О.В.Матвеев и другие, продвигающие к новым научным горизонтам исследования о терском, кубанском, донском казачестве. К числу признанных научных авторитетов в области педагогики, регулярно участвующих в наших конференциях, таких как академик РАО Е.В. Бондаревская, профессор Р.А.Галустов, ныне к нам добавился академик Олег Юрьевич Латышев, активно пропагандирующий идеи педагогики казачества в сфере международного сотрудничества.
Говоря о наших достижениях за 20 – летний период я не могу обойти стороной прекрасную работу наших краеведов, казаков – наставников, таких как Борис Николаевич Берендюков, Игорь Анатольевич Климушин. Для детей это всегда радость и праздник, когда в казачьи классы приходят эти замечательные люди со своими коллекциями наград, старинного оружия, старых фотографий. Ни один самый совершенный компьютер не заменит мудрого слова, роскоши человеческого общения, которое несут эти во –истину добрые волшебники, буквально оживляющие, воскресающие героические и трагические события казачьего прошлого и настоящего.
Краеведы это наши лейтенанты, это хорунжие на поле современного боя за умы и сердца нашей молодежи, которые и обеспечивают разгром косности, невежества, духовной лени. В тесном содружестве с нашими краеведами сегодня работает Отрадненское общество историков и архивистов, которое возглавляет Сергей Гурьевич Немченко, присутствующий на нашей конференции. В своей деятельности он продолжил просветительскую миссию казачьей интеллигенции. За короткий срок за счет собственных средств проведены несколько замечательных конференций, позволивших вернуть современникам полузабытые имена кубанской казачьей интеллигенции. Блестящая поисковая работа выполняется членом Отрадненского общества историков и архивистов Владимиром Ивановичем Казанковым – казаком – краеведом из станицы Бесскорбной. Его исследования удивляют глубиной проникновения в тему, умелой работой с архивными источниками и, самое главное, живым чувством, неравнодушного к трагическим событиям прошлого, человека. В нашем сборнике вышла статья Владимира Ивановича, посвященная 95-летию восстания казаков под предводительством М.А. Фостикова.
Братья казаки! Личность человека казачьей культуры: творца, воина, лидера, человека, укорененного в свою малую родину и Россию можно воспитать только на высоких идеалах, на героических примерах. Но только ли в далеком прошлом нам черпать вдохновение? Конечно же нет! Пора обратиться к нашей новой истории, истории начала возрождения казачества в 90- х годах, которой уже более 25 лет.
Четверть века – это жизнь одного поколения. Сегодня на смену нам, возрождавшим казачество в начале 90- х, пришла молодежь. Их вопрос к нам вполне закономерен: «Где укажите нам Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?».
Мы, старшее поколение, с достоинством готовы ответить на этот вопрос. По этой причине мы ввели в содержание нашей конференции раздел под рубрикой «Новая история казачества», повествующий о событиях, связанных с начальным этапом возрождения казачества на Юге России. Сегодня на нашем форуме присутствует один из уважаемых казаков, при котором отдел стал спаянной силой, способной на многое. Это атаман Лабинского казачьего отдела периода 1992 – 97 годов Евгений Алексеевич Беспятов. Он выступит со своей статьей «Казачий рейд на Ставрополь». К слову сказать, мы, казаки, многое могли в то время и в политическом, и в военном, и в экономическом плане.
Я обращаюсь к современной казачьей молодежи, присутствующей в зале! Пройдет время и через 25- 30 лет уже другое поколение будет спрашивать вас: «А что вы сделали для казачества?». Поэтому будьте активны, будьте смелы, самоотверженны, будьте достойны памяти ваших предков казаков, кто на территории поверженного в прах противника поил своих боевых коней из французской Сены, из польской Вислы, из германской Эльбы и Одера. Это о них в победном мае 45 года писал фронтовой поэт:
Мы фашистскую армию в прах разнесли…
Мы жестоко врагу отомстили,
В самом сердце немецкой земли
Мы из Эльбы коней напоили.
Это о них, казаках – добровольцах, пришедших по зову совести на защиту братского сербского народа в 1992- 95 годах в неравной схватке с военной машиной НАТО, сняла свой фильм «Ангел с горы Заглавак» сербский писатель, правозащитник, общественный деятель Лилиана Булатович – Медич, которая сегодня вместе со своими друзьями находится на нашей конференции. Мы от всего сердца рады приветствовать делегацию братского сербского народа! Живило Србия! Живило Руссия! Да здравствует Сербия! Да здравствует Россия!
Более года назад по приглашению ветеранских организаций мы вместе с Алексеем Юрьевичем Петриком, председателем межрегионального общественного движения «Общество друзей генерала Ратко Младича», посетили Республику Сербскую. Там мы ощутили безграничную любовь сербского народа к России. Мы воочую увидели заботу наших сербских друзей о могилах казаков эмиграции первой волны. Мы посетили сербский город Вышеград, который в освободительную войну 1992-95 гг. имел большое стратегическое значение. Прорыв обороны здесь означал выход противника в тыл Армии Республики Сербской, которая сражалась тогда под руководством генерала Ратко Младича. Именно на этом важнейшем направлении и были сосредоточены силы русских добровольцев – казаков. Моджахеды ударили внезапно. Бой был кровавым. Ценой своей жизни казаки сдержали прорыв врага…
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», – именно любовь к братьям – сербам, к единоверцам, привела тогда в Югославию наших казаков. Телесная их жизнь прервалась в том неравном бою, но жизнь вечная, жизнь бессмертных душ наших соотечественников продолжается. Люди помнят о вас и о живых, и о мертвых. Помнят и в Сербии и в России, как любили собираться вы после ратных дел в стареньком кафе на окраине Вышеграда. Это о вас, дорогие наши земляки, замечательный донской поэт-песенник, казак, Константин Ундров написал свою бессмертную песню «Вышеградская ночь».
Вышеградская ночь – пеленает томно,
А туман здесь точь-в-точь,
Точно, как над Доном.
С положаев пришли, все еще живые,
Здесь от дома – вдали, капелька России…
Сегодня мы, русские и сербы, снова вместе. Символично, что в это сложное для нашей страны время сербские братья приехали к нам. Нас опять объединил генерал Ратко Младич! Мы выражаем нашу решительную поддержку узнику Гаагского трибунала, сербскому герою генералу Младичу! Наша моральная поддержка очень значима для генерала, которого «западные демократоры» хотят заморить в казематах тюрьмы, как это уже, к прискорбию, случилось с бывшими руководителями Югославии и республики Сербская Краина, военноначальниками С. Милошевичем, Г. Хаджичем, М.Ковачевичем, М.Бабичем, З. Толимиром и другими сербскими патриотами.
Общественно – политический проект «Молодежь Кубани в защиту генерала Ратко Младича», начавший свою жизнь в 2013 году среди молодежи Лабинского отдела, собирает уже сотни и тысячи молодых казаков, не только кубанцев, но и терцев, донцов. В резолюции нашей конференции мы потребуем безоговорочного освобождения генерала, честно выполнявшего свой воинский долг перед своим народом! Мы будем и дальше крепить дружбу и братство между русским и сербским народами!
Дорогие друзья, наша жизнь это постоянное строительство мостов между прошлым, настоящим и будущим. Познавая прошлое, мы осознанно ищем ответы на сложные вопросы настоящего. Поэтому так важно знать, понимать, чувствовать прошлое. Человек, постигший глубинные смыслы истории своей малой родины, всегда духовно силен, он уверен в своем будущем, его не своротить с намеченного пути, он не повторит ошибки прошлого.
Я хочу обратить ваше внимание на фото на обратной стороне сборника наших статей. Молодых казаков – пластунов провожают на службу их подруги – станичницы. Фотография сделана в Армавире предположительно в 1910 -11 годах. Посмотрите на эти полные внутреннего достоинства лица, на строгий, безупречный стиль одежды, на выправку…
Молодежь, сидящая в зале! Это ваши сверстники, им также как и вам по 18 – 20 лет. Мы знаем, что через три- четыре года их ждет Первая мировая война, затем революция, потом Гражданская. Тех, кто выживет в эти «окаянные дни», перемелет «красное колесо» с его расказачиванием, а кто и при этом уцелеет, наверняка попадет в «Архипелаг Гулаг»…
Сегодня нам понятны причины трагедии, постигшей казачество в 20 – 30 годы прошлого столетия. Наш святой долг – не повторять ошибок прошлого, крепить наше единство, не допускать к власти всяких проходимцев, любить и беречь все то огромное земное пространство, которое зовется нашей Родиной – Россией!