В рамках V Всемирного конгресса казаков состоялся Круглый стол «Духовное окормление и воцерковление казачества в России и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы»

13.10.2015 02:37

13 октября 2015 года в Новочеркасске в здании Южно-Российского Государственного политехнического университета им. М.И. Платова был проведен Круглый стол «Духовное окормление и воцерковление казачества в России и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы».

Работу Круглого стола благословил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, руководитель постоянной профильной комиссии по взаимодействию с РПЦ в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Сопредседателями Круглого стола стали митрофорный протоиерей Павел Самойленко, войсковой священник ВКО «Терское казачье войско и священник Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Куратор – Мазайхин Сергей Владимирович, главный специалист отдела духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, связям с РПЦ, традиционной казачьей культуре и спорта государственного казенного учреждения Ростовской области “Казаки Дона”, помощник войскового священника ВКО “Всевеликое войско Донское”, помощник руководителя отдела по работе с казачеством Ростовской-на-Дону епархии.

В мероприятии приняли участие 63 делегата Конгресса – представители Русской Православной Церкви, казачьих обществ России и зарубежья, общественных объединений казачества, войсковые священники войсковых казачьих обществ, средств массовой  информации. Цели мероприятия – обсудить возможности дальнейшего содействия в возрождении исторических традиций взаимодействия Русской Православной Церкви и казачества в России и за рубежом; развития духовно-нравственных основ казачества; выработать общую позицию во взглядах и подходы к решению обсуждаемых вопросов, наметить планы международного сотрудничества в деле духовного просвещения, воцерковления и объединения казачества на основе традиционных ценностей: Православия, русского языка и культуры.

Все выступления сопровождали презентации.

С программным докладом о деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством выступил ответственный секретарь комитета священник Тимофей Чайкин. Он подробно остановился на ключевых направлениях работы и предварительных итогах деятельности Синодального комитета, которому в этом году исполнилось пять лет.

Иерей Тимофей Чайкин напомнил присутствующим о том, что комитет действует в соответствии с каноническими нормами и правилами Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, определениями Священно​го Синода Русской Православной Церкви, Указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Кроме того, Синодальный комитет координирует деятельность Русской Православной Церкви, ее диалог и сотрудничество с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством.

По благословению Святейшего Патриарха, к работе по духовному возрождению казачества привлечено большое количество священнослужителей Русской Православной Церкви – более 1000 священников (это почти 6% от всего количества священнослужителей Русской Православной Церкви), которые духовно окормляют казачьи общества. Создана Коллегия войсковых священников – постоянно действующий совещательный орган при Синодальном комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. За пять лет комитетом подготовлено и утверждено Высшим Церковным Советом 20 документов по разделам духовного окормления казачества, взаимодействия с казачьими обществами и учебно-методической работы.

В основе взаимодействия Русской Православной Церкви с казачьими обществами и общественными объединениями казачества лежит благодатная основа – сама легендарная, героическая история казачества, духовные устои его жизни, где нормой поведения всегда было правило «один за всех и все за одного», где строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, где превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью, по слову Священного Писания: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14).

Поскольку взаимодействие – это двусторонний процесс, необходимо, чтобы именно сами войсковые казачьи общества определяли пути этого взаимодействия. Начиная с признания роли священнослужителей в жизни казачьих обществ, разработки договора о взаимодействии, определяющего права и обязанности сторон, вплоть до формирования системы войсковых и отдельских структур, конкретно отвечающих за духовно-просветительскую работу среди казаков и членов их семей.

В настоящее время почти во всех реестровых казачьих обществах различных уровней назначены заместители атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью и ведется активное взаимодействие с духовниками этих обществ. Заместители атаманов занимают активную позицию в воцерковлении казаков.

Сотрудники Синодального комитета ежегодно организуют встречи заместителей атаманов с представителями Русской Православной Церкви, на которых обсуждаются вопросы воцерковления казачества и соработничества.

Совместно с членами казачьих обществ выработаны принципы и позиции воцерковления казачества, в соответствии с которыми проводится мониторинг религиозной ситуации в казачьих обществах: принадлежность к Православной Церкви (Крещение); отношение к церкви (посещение храма); знание молитв; знание правил поведения в храме; ​ личностная сопричастность Православной вере (ношение нательного креста, наличие Библии в доме, наличие икон в доме и др.); ​ освящение супружеского союза (венчанный брак); крещение детей казаков; ​ участие в Таинствах Церкви: Покаяние (Исповедь); Причащение (Евхаристия); Таинство Елеосвящение (Соборование); соблюдение постов и обрядовых форм поведения православного человека (освящение дома, милостыня, именины и др.).

Наиболее значимыми позициями являются три – участие в Таинствах Покаяния и Причастия; Крещение детей; личная сопричастность Православной вере.

В 2010 году Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством был включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и назначен Председателем постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Войсковые казачьи священники и сотрудники Синодального комитета на постоянной основе принимают участие в заседаниях Совета. В состав профильной комиссии входят 30 человек, большинство из которых являются представителями органов исполнительной власти Российской Федерации, атаманы войсковых казачьих обществ, войсковые священники, руководство общественных казачьих объединений, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), представители правительства Москвы и Синодальных учреждений.

С 2013 года ответственный секретарь иерей Тимофей Чайкин включен в состав Комиссии по делам казачества в Центральном Федеральном округе в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

30 июня 2012 г. было заключено соглашение между Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством и общественной организацией «Союз казаков России».

26 марта 2014г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством и Российским государственным архивом социально- политической истории.

С 2011 года установлены взаимоотношения с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

С 2011 года установлено взаимодействие Синодального комитета с Департаментом по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел Российской Федерации. С 2011 году по настоящее время ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин входит в состав Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл входит в состав Межведомственной комиссии по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством разработано «Примерное соглашение о сотрудничестве казачьего кадетского корпуса и прихода Русской Православной Церкви в области духовно-нравственного воспитания кадет». Данное соглашение было направлено в казачьи кадетские корпуса, в епархии Русской Православной Церкви, в казачьи общества.

Все казачьи кадетские корпуса заключили соглашения с приходами Русской Православной Церкви. В настоящее время указами священноначалия во всех казачьих кадетских корпусах назначены духовники, которые наставляют кадет с ответственностью относиться к вере, своему призванию и своей Родине.

Подготовлен «Устав воспитанника православного кадетского казачьего корпуса».

Разработаны планы совместной работы казачьих кадетских корпусов с приходами Русской Православной Церкви.

Разработано «Типовое положение о духовнике образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества».

Деятельность духовника корпуса регламентируется локальным актом корпуса.

С целью методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания в казачьих кадетских корпусах, школах и классах был создан раздел «Методические материалы» на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством www.skvk.org.

Сотрудниками Комитета организовано повышение квалификации руководителей казачьих кадетских корпусов, духовников, представителей казачьих обществ, отвечающих за развитие казачьего образования. Это и проведение Международных и Всероссийских научно-практических конференций, диалог – клубов, Круглых столов, а также – информационно-обучающих семинаров, которые проводятся в Москве, в регионах России и в странах зарубежья.

В России более 145 тысяч учащихся 4 тысяч учебных заведений различного уровня охвачено системой казачьего воспитания, основанного на патриотизме и православии. В стране 13 профессиональных колледжей и лицеев реализуют программу по подготовке около 3,6 тыс. ребят к служению в рядах российского казачества. Действует 30 казачьих кадетских корпусов.

Изучение казачьего компонента начинается с детского сада, затем продолжается в общеобразовательной школе, имеющей статус «казачья», казачьем кадетском корпусе, колледже, ВУЗе.

Сотрудниками Синодального комитета совместно АПКиППРО разработана модульная программа повышения квалификации «Развитие казачьих кадетских корпусов и образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества», которая реализуется через систему Международных информационно-обучающих семинаров.

Программа предусматривает проведение курсов повышения квалификации и информационно-обучающего семинара «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде».

Всего за 5 лет было организовано 4 международных информационно-обучающих семинара: 2 в Ростовской области и 2 – в Краснодарском крае. Свидетельства АПКиППРО о повышении квалификации получили 312 человек, из них – 81 священник.

По итогам работы казачьего направления в рамках МРОЧ издано 4 сборника общим тиражом 2150 экземпляров, которые вручались бесплатно всем участникам конференций; в электронном виде они размещены на интернет-сайте Синодального комитета в разделе Методические материалы.

Понимание исторической эпохи, умение чувствовать связь прошлого и настоящего рождает сильное чувство, близкое к душевному подъему; оно перерастает в гордость за свой народ, за наше славное русское воинство. Все это вместе воспитывает в молодом поколении горячую любовь к Родине, к ее ярким и самоотверженным людям, жизнь свою посвятившим служению России. Помнить о них, принимать участие в поминальных мероприятиях является нашей общей обязанностью.

Ответственный секретарь также рассказал о взаимодействии с казачьим зарубежьем. «Выражаем надежду, что состоявшиеся совместные мероприятия во Франции, Чехии, Германии, Греции, Австралии помогут нашим соотечественникам-казакам сохранять свою национальную идентичность и объединяться с целью сохранения единого духовного и культурного пространства в странах СНГ и дальнего зарубежья, ибо по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА «казачество – православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несёт ответственность за его пастырское окормление по всему миру», – заключил докладчик.

Затем выступили митрофорный протоиерей Михаил Протопопов, благочинный штата Виктория Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. Член правления ВКО «Всевеликое войско Донское» и протоиерей Георгий Арбузов, заместитель Председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Священнослужители рассказали о своем опыте пастырского окормления казачества. Отрадно, что процесс объединения казачества вокруг Церкви в республике Беларусь проходит наиболее мягко. В то время как у молодого поколения казаков-эмигрантов в Австралии интерес к жизни местной общины, к сожалению, невысокий.

В своем докладе председатель Комиссии по взаимодействию с казачеством Митрополичьего Округа Республики Казахстан протоиерей Валерий Захаров объяснил, что в Казахстане действуют несколько десятков казачьих общественных организаций. Они проводят активную деятельность и занимают достойное место в структурах районных, городских, областных и Республиканских учреждений. Казачество так же представлено и в Ассамблее народов Казахстана.

Вопрос воцерковления казачества – это вопрос, решение которого требует значительных усилий, грамотного и взвешенного подхода, целого комплекса мероприятий, призванных обеспечить мягкий и безболезненный процесс катехизации казаков, и прежде всего, старшего и среднего возраста, и что особенно важно – членов их семей. Ибо невоцерковлённость, невежественность в вопросах веры не просто лишает казачество его основы и его духовных корней, но и приводит зачастую к весьма серьезным последствиям, и духовному вырождению казачества. Зачастую казаки понимают свое нахождение в лоне Церкви однобоко, воспринимая его именно как охрану церковных объектов, участие в крестных ходах и других церковных торжествах и праздников, а участие в церковных Таинствах либо отходит на второстепенный план, либо вообще исключается. Но ведь быть православным это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным — это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, — силой духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Излишне напоминать, что без полноценной литургической церковной жизни, без участия в церковных Таинствах человеку спастись невозможно. Поэтому работа комиссии и епархиальных отделов сосредоточена на самом главном — воцерковлении наших казаков.

«Знаковыми для нас были визиты на благодатную Казахстанскую землю Святейшего Патриарха Московского Кирила в 2010 и в 2012 году. В столице Республики Казахстан, городе Астана, летом в 2012 году, Союзом казаков Семиречья было собрано более 500 казаков со всего Казахстана, дабы засвидетельствовать своё искреннее уважение Святейшему Патриарху», – сказал священник.

С созданием в Казахстане Митрополичьего округа, заметно активизировалась миссионерская работа в епархиях и расположенных на данных территориях казачьих общин. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающей молодёжи. Ежегодно в станицах проходят семинары по традиционной физической культуре казаков. Любой семинар – это, прежде всего, мощный посыл каждому казаку для дальнейшего духовного роста. Молитвой встретить наступающий день, укрепиться в духе через молитву перед испытаниями и тяжёлой физической нагрузкой, а также подвести итог уходящего дня за вечерней молитвой.

Что касается развития регулярного образования казачества, то в современных условиях, пока, о нём речи идти не может, так как в Казахстане нет условий для создания кадетских корпусов. В приходах проводятся занятия с казаками по изучению Основ Православной веры и православной культуры, истории Русской Православной Церкви и истории России, но таких занятий, конечно, не достаточно для создания системы непрерывного образования казачества, – сказал председатель Комиссии по взаимодействию с казачеством Митрополичьего Округа Республики Казахстан протоиерей Валерий Захаров.

В своем выступлении митрофорный протоиерей Игорь Скобеев, войсковой священник ВКО «Сибирское войсковое казачье общество», отметил: «В настоящее время насущно необходимо возрождение православных духовных казачьих традиций как основ казачьего уклада жизни. Важно, чтобы эти традиции поддерживались и укоренялись в семье, ведь без воспитания подрастающего поколения казачат и казачьей молодежи как верных защитников Отечества и Церкви, будущее казачества зыбко».

«Каждый народ имеет своих героев, почитает их. А что входит в почитание того или иного героя нации? – так ставит вопрос митрофорный протоиерей Владимир Загаринский, войсковой священник ВКО «Волжское войсковое казачье общество и отвечает. – «Жизнь многих истинных сынов Отчизны, воинов была насыщена верой, но об их вере почему-то ничего не говорят. Священник, окормляющий казачье общество, обязан идти в народ, жить его казачьими традициями и вносить откровения о вере, их призвании, приводить в пример жизнь и подвиг казаков – носителей крепкой веры, почитаемых своим народом. Тем самым пробуждать духовные смыслы, тем самым возрождать духовный уклад народа. Психология признает два механизма реального воздействия на человека: подражание и рефлексия. Казакам нужен образ для подражания, а рефлексия поможет осмыслить свой путь, свое поведение, свое предназначение и привести к покаянию, к осознанию своей искаженности и обретению пути к Богу», – считает священник.

На Круглом столе также выступили протоиерей Михаил Романенко, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Витебской и Оршанской епархии; иерей Георгий Егоров, заведующий канцелярией Корсунской епархии епархии, ответственный за духовное окормление казачества во Франции; иерей Виктор Яким, духовник 1-ОКК им. Атамана Платова, ответственный за духовное окормление казачества Берлинской и Германской епархии; иерей Александр Атаманов, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Бишкекской и Кыргызстанской епархией, Среднеазиатского митрополичьего округа.

Были заслушаны митрофорный протоиерей Павел Самойленко, войсковой священник ВКО «Терское казачье войско; митрофорный протоиерей Олимпий Богинский, войсковой священник ВКО «Енисейское казачье войско»; митрофорный протоиерей Иоанн Гармаш, войсковой священник ВКО «Кубанское казачье войско»; протоиерей Марк Косолапов, войсковой священник ВКО «Иркутское казачье войско»; иерей Марк Кравченко, войсковой священник ВКО «Центральное казачье войско».

Участниками было предложено внести в текст резолюции тезис о ключевой и положительной роли Синодального комитета в организации работы Церкви по духовному окормлению казаков в России и Зарубежье. Были высказаны и другие предложения.

После доработки резолюция Круглого стола «Духовное окормление и воцерковление казачества в России и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы» будет опубликована.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

 

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх