МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БЫЛ ГОРЯЧИМ ПОБОРНИКОМ ЕДИНСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

06.07.2015 17:06
Москва, 6 июля. 5 июля 2015 года в слове после Божественной литургии в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион говорил о приснопамятном Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане), год с момента кончины которого исполнился сегодня:
Я хотел бы сказать несколько слов о Блаженнейшем митрополите Киевском и вся Украины Владимире, которого знал очень близко, с которым мы вместе трудились, в том числе в Священном Синоде, когда он еще был в силах посещать заседания, а также много раз виделись и сердечно общались в Киеве и других городах украинской земли.
Блаженнейший митрополит Владимир был человеком, о котором можно сказать словами Священного Писания: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5. 35), и мы радовались при свете его. В трудные годы Господь воздвиг его на свещницу Украинской Православной Церкви: в стране свирепствовали политические бури, оформился церковный раскол, который, к нашей большой скорби, не преодолен доныне. Тогда украинское государство провозгласило, что в независимой стране должна быть независимая Церковь, и под этот тезис бывший митрополит Киевский Филарет создал раскольническую группу, существующую и по сей день.
В таких тяжелых условиях епископат Украинской Православной Церкви единодушно избрал Блаженнейшего Владимира (тогда – митрополита Ростовского и Новочеркасского) Предстоятелем самоуправляемой Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. Блаженнейший митрополит Владимир, который не ожидал своего избрания и вовсе не готовился к тому, чтобы нести служение на украинской земле, принял этот жребий со смирением и приехал на Украину. Его избрание состоялось на Харьковском Соборе, который проходил под председательством приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, еще одного выдающегося иерарха Украинской Православной Церкви, которого мне суждено было знать.
Став в трудные годы во главе Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Владимир сразу же полюбился украинскому народу, потому что был скромным, приветливым, смиренным, умеющим расположить себе самых разных людей и в тоже время человеком глубокой духовной и молитвенной жизни. Пока были силы, он очень часто, почти ежедневно совершал богослужения, посещал епархии, приходы, встречался с духовенством, общался с народом Божиим. И народ любил своего Предстоятеля, который смиренным обликом свидетельствовал, что никакие политические силы или треволнения не могли поколебать Церковь.
Блаженнейший митрополит Владимир был горячим поборником единства Русской Православной Церкви в тех ее канонических пределах, которые сложились на протяжении многих столетий. Более тысячи лет единая Русская Церковь несет свое свидетельство миру. И начиналось это свидетельство не в Москве, не в Минске, не в Санкт-Петербурге, а в Киеве, в днепровской купели, из которой и родилась Святая Русь благодаря святому Крестителю Руси, соименником которого был Блаженнейший митрополит Владимир. Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира торжественно отмечает в течение нынешнего года вся Русская Православная Церковь и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других странах, где она присутствует.
Приснопамятный митрополит Владимир понимал, что церковную жизнь невозможно строить на политических лозунгах: политики приходят и уходят, политическая мода меняется, а Церковь остается. И даже тогда, когда Церковь находится под огромным давлением, она должна отстаивать свое единство и защищать то, что было накоплено на протяжении многих веков.  На Блаженнейшего Владимира оказывалось давление политиками, которые говорили: «А зачем Вам Москва? У нас своя Украина. У нас тысячи приходов, мощная Церковь. Почему бы не отделиться? Вы тогда станете Патриархом, главой самостоятельной Церкви». Однако он никогда не склонялся на эти уговоры и посулы, но очень твердо, с большим смирением отвечал, что единство Церкви не может и не должно быть поколеблено.
В последние годы жизни Блаженнейшего митрополита Владимира Господь посетил его тяжелой болезнью. Она с каждым месяцем прогрессировала, и несколько раз было так, что ожидали уже в скором времени его смерти, потому что он не говорил и как будто бы не узнавал окружающих. Но потом чудесным образом Господь возвращал его к жизни, и Блаженнейший Владимир вновь нес свое служение, преодолевая телесную немощь и служа символом церковного единства для украинских православных верующих.
Когда Бог призвал Блаженнейшего митрополита Владимира в Свои Небесные обители, епископат Украинской Православной Церкви избрал его преемником Блаженнейшего митрополита Онуфрия, который сегодня с той же верностью церковному единству несет высокое предстоятельское служение.
Сегодня Украина переживает трудные времена. На земле восточной Украины идет междоусобная брань – много погибших, много раненых, сотни тысяч оставшихся без крова. И в этих условиях на Украинскую Православную Церковь вновь оказывается мощное давление. Вновь политики, которым недостаточно было того, что произошло в 90-е годы, борются против церковного единства, пытаются усилить и окончательно утвердить раскол, который существует уже больше двадцати лет. И не понимают эти люди, что нельзя раскалывать народ.
Происходящее сейчас на Украине во многом является следствием того, что политики поддержали раскол. Он никогда бы не достиг таких масштабов, никогда бы не раздулся до того состояния, в каком сейчас находится, если бы его не поддерживали и не подпитывали своими посулами политические деятели. Но Церковь Христова имеет обетование от Господа, что врата ада не одолеют ее. И люди Церкви, которые ставят на первое место служение церковному единству, а не следование политической моде, – такие, как приснопамятный Блаженнейший митрополит Владимир, как Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, – понимают, что на сиюминутной политической выгоде возможно построить только сиюминутное политическое счастье, которое уходит так же быстро, как сменяют друг друга политики.
Мы часто слышим в новостях о том, что тот или иной губернатор вдруг снят со своего поста, что в структурах власти появляется новый человек, что где-то премьер-министр уходит в отставку, меняются президенты… Политические деятели – люди, которые приходят на время, и они должны это сознавать. Они должны понимать, что Господь дал им власть для того, чтобы в течение какого-то срока они послужили, а потом уступили место другим. Они не должны посягать на то, что стоит веками, на то, что не должно колебаться никакими политическими ветрами или бурями, – на Церковь Христову, которая стоит и будет стоять до скончания века, на церковное единство, которое мы унаследовали от святого равноапостольного князя Владимира. Это единство, которое существует поверх политических границ, поверх разделений, поверх гражданского противостояния, мы все вместе – и в России, и в Украине, и в Белоруссии, и в других странах – будем укреплять.
Светлый образ Блаженнейшего митрополита Владимира, который отдал всю свою жизнь, все свое здоровье за то, чтобы Церковь процветала и оставалась единой, будет всегда сохраняться в нашей памяти.
Служба коммуникации ОВЦС
Синодальный информационный отдел Московского Патриархата
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх