Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Войсковом Александро-Невском соборе г. Краснодара

06.12.2010 19:26
6 декабря 2010 г. 19:26

Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе владыка Исидор, уважаемый Александр Николаевич, губернатор Кубани, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, господа казаки!

С особым чувством я сегодня совершил богослужение в этом соборе, который четыре года тому назад имел возможность освятить в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня день этого святого. Не случайно предшествующие нам поколения окружили имя святого Александра великим почитанием. Не случайно был он причислен к лику святых. Не случайно и казаки нарекли этим именем свой войсковой храм здесь, в Екатеринодаре. Это было великое действо, исполненное глубокого смысла. А в чем же смысл?

Только что губернатор Александр Николаевич сказал о казачьей доблести. А что такое доблесть? Действительно, казаки всегда гордились своей доблестью, и народ эту доблесть в них почитал. Доблесть — это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть — это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там — доблесть. А победа — дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Это прописная истина. Вся история об этом говорит. Народ, теряющий силу духа, перестает быть способным одерживать победу. Это относится ко всему народу, в том числе и к казакам. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

А что означает сильный дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством — безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве — тщеславие, показуха, а в доблести — подлинная сила духа.

А когда человек перестает быть способным на доблесть? Когда он теряет силу духа? Когда он начинает жить по законам плоти, когда все цели и ценности жизни фокусируются на удовлетворении своих физических потребностей тела своего.

Мы знаем, что современная культура, я бы называл это псевдокультурой, формирует культ плоти. Посмотрите на рекламы, которыми завешаны наши города, на рекламу, которая потоком обрушиваются на нас через телевидение. Там что, доблесть пропагандируется? Сила духа? Там раскручивается потребительское отношение к жизни, воспитывается безудержное потребление и удовлетворение плоти своей.

Никто не говорит, что человек должен жить бедно и некрасиво. Но очень важно сохранять приоритеты, чтобы никогда потребности плоти не возобладали над силой духа. Иначе человек не пойдет в бой, у него не хватит сил отдать свою жизнь или даже подвергнуть ее риску за идею, за страну, за народ свой. Перед его глазами будут побрякушки, которые стали для него такими сладостными и, боясь потерять эти жизненные побрякушки, он никогда не совершит подвига, а если не совершит подвига, то и не достигнет победы. А там, где нет победы, там нет и доблести.

Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Он был совсем молодой человек. Первая победа в устье реки Невы была одержана им в 20 лет, а вторая победа, над грозным рыцарским орденом на льду Чудского озера, — в 22 года. В том возрасте, когда человек стремится как можно больше иметь в своей жизни, святой благоверный князь был способен свою молодую жизнь, свою красивую плоть, свой сильный разум отдать ради народа своего.

Затем, став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией еще более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал все пространство исторической Руси. Он прожил недолгую жизнь — в 40 с небольшим лет преставился ко Господу. Но сегодня его образ так сильно вдохновляет и объединяет всех. Совершенно неслучайно его имя стало именем России.

Чего нам недостает, чтобы брать примеры с таких людей? Не достает силы воли противопоставить себя всем дьявольским искушениям жизни и стремиться жить по духу. А жить по духу можно тогда, когда вера в сердце, когда страх Божий. Тогда человек и понимает, что самый ответственный момент его жизни будет тогда, когда он предстанет пред лицом Божиим на Страшном суде. И вот тогда выстраиваются в четкий приоритетный ряд все ценности земной жизни, тогда человек понимает, ради чего он может отдать жизнь, свои силы, а ради чего никогда не стоит этого делать.
Если приходит в нашу жизнь то, что увеличивает наше материальное благополучие, с благодарением Богу нужно это принимать, но жизни за это отдавать нельзя.

Какие замечательные слова сегодня мы слышали в храме, когда читалось послание апостола Павла к Галатам. Апостол размышляет о том, что является плодом духа, то есть что является плодом веры, которая возгревает дух человеческий, внутреннюю жизнь оплодотворяет благодатью Духа Божиего. И удивительные слова произносит он: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5, 22). Вдумайтесь, любовь — плод духа! Радость, вдумайтесь, радость — плод духа; не развлечение по телевидению, а только плод духа. Мир — никакого мира не будет, если люди не будут жить по закону духа. Долготерпение — как же нам нужно уметь терпеть, ни одна победа без терпения не обходилась. Благость — как мы нуждаемся в благости в отношении друг к другу, к окружающей нас природе, к миру Божиему, к живым существам; как нам не хватает этой благости, когда вместо нее приходит жестокость и способность убивать людей в мирное время, даже детей, несчастных крошек. Вера, кротость, воздержание, все это — плоды духа.

Когда вдруг нам становятся известны такие страшные события из нашей жизни, как трагедия в Кущевской, вся Кубань вздрагивает, с ней вздрагивает вся страна и ужасается весь мир. Это и есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: живи, один раз живешь, бери от жизни все, удовлетворяй свою плоть, на этом пути нет преград. И человек становится зверем. Церковь кричит: так нельзя, погубите себя, цивилизацию человеческую погубите! Не может человеческая цивилизация основываться на инстинкте — тогда она становится не человеческой, а звериной цивилизацией, и уже слово «цивилизация» не подходит — волчьей стаей. А там все законы хороши — и задушить младенца, и зарезать ни в чем неповинных людей. А почему нет, если через это достигается еще большее удовлетворение плоти?

То, что произошло в Кущевской, это страшный образ того, что происходит сегодня в человеческом обществе, когда смещаются приоритеты, когда люди забывают о Боге, когда люди забывают о вере и жизни в соответствии с духом.

Кущевская — это только то, что нам стало известно, а сколько нам неизвестно, сколько скрывается под скромными и безличными цифрами статистики преступлений. А если этот весь пласт обнажить, вздрогнули бы мы тогда так, что изменили бы свою жизнь? Не знаю. Но Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа. Но сегодня находятся люди, которые тянут нас в бездну, в том числе используя средства массовой информации. У нас должно хватать ума и силы сопротивляться этим дьявольским искушениям

Я хотел бы призвать благословение Божие на всех вас, мои дорогие жители Кубани. Кубань была самым религиозным регионом Руси. Горяча вера казаков. Потому эта вера и вызвала страшное гонение, истребление казачества, истребление народного уклада жизни, поскольку боялись те, кто решил проповедовать иные ценности, что сила и доблесть казачества станет несокрушимой опорой сохранения веры в жизни нашего народа. Потому и истребили казачество. И сегодня, когда возрождается казачество, когда возвращается и возрождается вера православная, нам важно видеть путь, по которому следует идти.

Пусть благословение Господа пребывает над благодатной, богатой, сильной своими людьми Кубанской землей. Пусть снова Кубань станет очагом горячей веры, способности сопротивляться идольским искушениям, способности созидать подлинную доблесть не только казачества, но и всего народа.

Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, помощи Божией в управлении Екатеринодарской и Кубанской епархией. Вам, уважаемый Александр Николаевич, хотел бы пожелать помощи Божией, крепости сил, мудрости и крепкой веры, которые необходимы для того, чтобы помогать народу Кубани идти вперед, умножая свою духовную и материальную силу.

В память о пребывании сегодня в этом святом храме, о совершении Божественной литургии и встречи с вами, дорогие мои братья и сестры, я хотел бы преподнести сему святому храму образ Георгия Победоносца, символ доблести и победы. И как Георгий победил змия, беса, так пусть и народ наш силой духовной доблести побеждает и разрушает всякие искушения, укрепляя духовные основы своей жизни. <…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/print/1336989.html

Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх