В советской истории были две даты – 9 мая 1945 года и 12 апреля 1961 года, когда в отсутствии предварительной договоренности друг с другом по телефону или тем паче в сети Интернет, люди, повинуясь не команде или приказу, а смешанному, сильному чувству сопричастности, гордости за свой народ, его свершения и общей боли – за его жертвы, – пошли на Красную площадь, чтобы разделить друг с другом восторг Победы. С тех пор ежегодное празднование 9 мая в жизни нашей страны представляет собой народное торжество: парад на Красной площади в Москве, других крупных городах, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, встречи участников войны с молодежью, любимые художественные фильмы по телевидению, передачи по телевидению и радио о результатах работы поисковых отрядов, о мероприятиях по сохранению памяти о погибших за Родину, о настоящих героях нашего народа – известных и безвестных, кто своим трудом в тылу помогал стране победить фашизм… Все это порождает в душах сограждан и эмоциональный подъем, и чувство горечи о миллионах не вернувшихся с войны. О непреходящем значении великой Победы в жизни нашей страны, о необходимости воспитания у молодых поколений чувства гражданской ответственности, получения ими знаний о духовной и исторической связи времен, мы говорим с ответственным секретарем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, иереем Тимофеем Чайкиным.
– Как Вы полагаете, будучи молодым священником, само явление – народный характер праздника Победы постепенно размывается, уходит из сознания большинства людей, которые войны не пережили и, признаться, плохо ее знают? Или, может быть, праздник приобретает новое качество, вовсе не связанное с феноменом забытья, а, спустя десятилетия, требует нового, спокойного разъяснительного подхода?
– Я скорее согласился бы со второй позицией в вашем вопросе. Праздник 9 мая – великий день в русской и мировой истории. Именно наша страна самой высокой ценой спасла Европу и избавила свою землю от фашизма. Преступный режим фашистской Германии, захвативший собственное государство для осуществления антигуманных целей, уничтожили русские люди. Православный русский народ порой отступал от Церкви, от Бога, особенно в 20-30-ые годы ХХ столетия. Но в годину тяжких испытаний, каковые принесла Великая Отечественная война, наш народ вернулся в единственно правильное духовное состояние, в явственное осознание той основополагающей истины, что без Божией помощи, без Церкви мы не можем существовать, не сможем выстоять и победить. Что означает выбор жизни вне Бога? Глобальное, подчас безвозвратное разрушение личности, духовной жизни. Человек, отходя от Бога, в ежедневном противостоянии остается один на один с проявлениями зла, и он начинает теряться, путать добро и зло, друга и врага. Это опасно для одного человека, ведь зло как раковая опухоль, разрастаясь, начинает паразитировать не только в его жизни, само общество в целом способно разрушиться. Значит, в минуты прямой опасности в бездуховном, безопорном обществе почти утрачивается чувство гражданской ответственности, долга, коллективизма, любви к Родине, наконец. Для того, чтобы человек остро возжаждал спасения и приступил к Богу, Его таинствам, Господь как любящий отец, стучась в наше сердце, посылает испытания. Чтобы человек, убедившись, что «без Бога не до порога», не может сделать ничего. Ибо сам Господь в Евангелии от Иоанна нам говорит, что «без Меня не можете творити ничесоже». (Ин. 15, 3).
Несомненно, 9 мая – это не просто календарный праздник нашего народа. Это действительно особый день воскрешения человеческой души, праздник, несущий в себе колоссальный духовный смысл – победы добра над злом. Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны руководство страны поощряло возвращение паствы в лоно Церкви с молитвами о Божией помощи. А Сталин в своем знаменитом обращении к советскому народу 3 июля 1941 года назвал своих соотечественников братьями и сестрами…
Потихонечку наша молодежь не то чтобы забывает, но несколько упрощенно стала относиться к празднованию 9 мая. Люди, родившиеся в 70-80-ые годы ХХ века, не соприкасавшиеся ни с трагедией «роковых, сороковых», ни с радостью Победы, вряд ли способны в полной мере почувствовать то, что переживал солдат и офицер, рабочий военного завода и лишившийся всех своих родных в период немецкой оккупации подросток, спрятавшись у соседей…Мало того, в первые послевоенные десятилетия, когда были живы многие ветераны, школьники, студенчество из домашних бесед узнавали «окопную» правду, слышали о скорбях, которые в первую очередь постигали бойцы на войне без линии фронта, разделяли гордость летчиков, поднимавших самолеты в небо над Берлином в апреле 45-го. Это, с одной стороны. С другой, – молодежь обязана задумываться о том, что в жизни есть не только светлые стороны, радость, праздники, салюты, комфорт. Благодаря миллионам наших людей, прямо и косвенно приближавшим Победу, мы живем и воспитываем своих детей в свободной, независимой стране, которая досталась нам, в том числе, и потому, что участники войны прошли через ад окружения, лишения и голод, личное горе, ситуации нередкого экзистенциального выбора. На передовой не на кого было свалить ответственность… Как бы то ни было, но все мы обязаны знать через что пришлось пройти нашему народу.
Сегодня молодому человеку нужно приложить усилия, чтобы быть грамотным, разбираться в истории, помнить своих предков, их труды и трудности. Нужна не формальная преемственность поколений, а духовное знание, горячее чувство сопричастности к летописи нашей любимой Родины, ее печалям и радостям. Таким образом формируется запас прочности нации – нравственный стержень, который не дает человеку на поле брани ни струсить, ни предать.
– О воевавших людях можно сказать – «человек в экстремальных условиях»… Каково отношение Церкви к поведению человека на фронте? Как должны себя вести православные люди, если возникает прямая угроза стране, семье, собственной жизни? Ведь стрелять-то приходится по живым?
– Если человек сложит оружие и откажется защищать свою страну, своих близких – вот это будет действительно грехом. Надо четко осознавать, что во время боевых действий регулярная армия стреляет не по людям, а по тому злу, которое противостоит и угрожает нашей жизни и государству. Скажем, преподобный Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году, явил нам пример напутствия благоверного князя Димитрия Донского. Как мы знаем, своих учеников Пересвета и Ослябя он благословил идти на бой с иноплеменниками, которые противостояли не только нашей стране, но и святому православию. Хорошо известно, что в основе любой войны задействуется важная для большинства людей религиозная составляющая. И преподобный Сергий, напутствовал защитников не людей убивать, а убить то зло, которое несли завоеватели. Он дал монахам-бойцам «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя Московского Димитрия, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». Вне сомнения, человек должен быть духовно крепким и мужественным, чтобы понять и исполнить суть напутствия. Найти в себе мужество отнестись к воинскому долгу с честью и принять все возможные драматические последствия боя.
В другом случае великий князь Александр Невский повторил слова Господа: «Взявшие меч – от меча и погибнут» (Мф. 26:52). Не случайно, кстати, еще в первые дни Великая Отечественная война была названа «священной». Мы защищали святую Русь. Господь благословляет всех воинов, в том числе казаков, отражающих яростные атаки противника. Замечу, что только казаки присягают служить Отечеству и клянутся на Кресте и Евангелии. Именно верным сынам Отечества, призывавшим Божию помощь, Бог не дал посрамить себя перед врагом. Подвиги великих казаков-воинов Великой Отечественной – генерала Доватора, генерала Карбышева, адмирала Головко навсегда вписаны в отечественную историю.
– 9 мая – это «праздник со слезами на глазах»… В нашей огромной стране Великая Отечественная война впрямую коснулась всех – в каждой семье есть либо погибший, либо вернувшийся израненный в боях человек…. Но подлинная драма жизни заключается в том, что не должен погибнуть ни один человек. Бог не хочет ничьей смерти! И хочет воскресить всех… В этот день мы должны помянуть героев, не вернувшихся домой. Какие правила и нормы поминовения усопших определены в церковной православной традиции?
– Жизнь человека – миг, если посмотреть в масштабе вечности. Важна не длительность, а, если можно так выразиться, качественность жизни, ее осмысленность и мотивация. Или человек соблюдает заповеди Спасителя, и приобретает нетленное богатство, или «прожигает» свою жизнь, размениваясь на мелочи. И ведь неслучайно именно в пасхальные дни, а день 9 мая в 1945 году выпал на светлую седмицу, Господь даровал русскому народу долгожданную, оглушительную, нескончаемую радость – радость Победы… Человек, который помнит своих усопших близких и неблизких, воинов-героев, отдавших жизнь за Отечество наше, должен за них молиться, всегда просить у Господа упокоения им в Царствии небесном… Мы знаем, что душа усопшего проходит мытарства, и именно молитвенное поминовение дает возможность в вечности стать ближе к Богу. Тело дается человеку своего рода авансом для совершения добрых дел, а когда человек умирает и предстает перед Богом, то уже исправить ничего из содеянного не может. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Тебе была дана жизнь, ты должен был успеть за время земного пути осуществить все положительное, чтобы предстать перед Господом чистым. Я уверен, православным людям, души которых находятся в жизни вечной, нужна помощь, и за нас на небесах они тоже молятся. Именно это взаимопроникновение, перетекание из времени в вечность, из церкви земной, воинствующей, в церковь небесную, уже торжествующую, никогда не позволит проиграть. Тех, кто жизнь свою отдали за веру православную, за Отечество, за честь своей семьи, за честь своей совести Господь призвал в царствие небесное.
…Каждому следует отложить заботу о себе, тревожные мысли о завтрашнем дне и жить общим днем всего человечества, но жить праведно. Смерть предстоит перед каждым, а, значит, поминая умерших, мы поминаем и себя. В Священном Писании сказано: «…вино веселит сердце человека» (Эккл. 10:19), поэтому употребление алкоголя на кладбищах абсолютно не уместно. А молиться – уместно и необходимо. 9 мая нужно постараться зайти в храм Божий и принять участие в поминальной службе. У кого нет возможности отстоять на панихиде, просто зайти в храм и поставить свечу за упокой, помолясь про себя об усопшем нашем предке, наконец, можно подать записки об упокоении на Литургию.
Светлую память связывать с обыденностью, порой с низкими бытовыми привычками, не стоит. Поминовение усопших – это церковный обряд, который нужно знать и ему следовать. Поэтому важно разъяснять молодежи, если будет добрый пример, то появятся и добрые последователи.
– В последнее время много говорят о патриотизме, о духовно-нравственном воспитании молодежи. Между тем, в современной России уже сформировался положительный и интересный опыт работы кадетских казачьих корпусов, кадетских казачьих классов. В них изучают наряду с основами православной культуры, историей казачества, еще основы военной подготовки, русское боевое искусство, фехтование и др. дисциплины. Будущие мужчины укрепляют дух, органически впитывают духовную и историческую связь времен, навыки самозащиты и военного дела. А как воспитать любовь к Родине, в том числе готовность служения Отечеству на ратном и гражданском поприще, если дети почти ничего не знают о базовых духовных, нравственных и национальных ценностях, или, к примеру, в семье вообще торжествует скептическое отношение к ним? Как помочь таким взрослеющим детям обрести свою духовную дорогу даже при условии не очень хорошего старта в жизни?
– Увы, таких примеров вокруг немало… Молодая ищущая душа задумывается о правильном подходе к современной жизни, к отечественной истории и не находит моральной и интеллектуальной поддержки у старшего поколения непосредственно в собственной семье. Поэтому большая ответственность лежит на воспитателях и педагогах, которые, невзирая на уровень зарплат, обязаны не сведующему, маленькому по возрасту человеку донести не только, скажем, сухой остаток из исторических фактов, но и разъяснить, описать внутренние мотивы событий, морально-этические коллизии переживаний их участников. Больше рассказывать, какой ценой наши герои добивались успехов. И что это за категория «успех», которая сводится в современном обиходе исключительно к материальным приоритетам в жизни? Кроме того, необходимо во весь голос напоминать об огромной ответственности родителей, которые сами должны взять книжку, учебник, энциклопедию и вместе с ребенком пройти материал, вникнуть в задание, внушить ребенку логично вытекающий вывод из конкретного исторического случая…
Важно говорить в семье о ценности труда, выбранной специальности. А не настаивать на выборе для своего чада из узкого круга известных профессий, которыми трудно заинтересовать детское сердце. «Ищите свой путь, любите свое дело, изучайте его, посвящайте работе столько времени, знаний, сил, сколько потребуется для нашего общего блага. Тогда придут материальное вознаграждение, адекватная оценка коллег и окружающих, известность, наконец, самоуважение», – такие слова должны наполнять дом все большего числа семей.
У современных детей любопытство и желание приобрети очередной новый гаджет связано, скорее, с соблазном навязчивой рекламы, с феноменом соперничества. Нужен ли, к примеру, третьекласснику самый дорогой мобильный телефон? Нет, конечно. Но родители ему покупают. Всегда ли в школе с высокой платой за обучение наблюдается профессиональная организация учебного процесса? Мы знаем, что нет, не всегда. Но родители ищут «статусный» вариант, ведь люди их круга это оценят и одобрят. Постоянное соперничество, наблюдаемое, кстати, в различных стратах нашего общества, вызвано абсолютно ложным, греховным подходом, который на святоотеческом языке называется гордыней. Вот эта гордыня, тщеславие, желание выделиться любой ценой и занять место среди первых, успешных людей, разрушает в корне все благое, что заложено в душе человека. Но православные люди знают, что высшая добродетель – это смирение, которое приводит человека к Богу и наполняет его душу терпением, милосердием, добром, любовью к ближнему и к своему Отечеству. Поэтому родители должны воспитывать в своих детях в первую очередь смирение. Если человек смиренный, значит, он трудолюбивый, отзывчивый, непошлый…
Когда любишь человека, тебе же интересна его жизнь, убеждения, пристрастия. Точно также и по отношению к истории своей страны, изучая ее, ты узнаешь славные и неоднозначные, драматические страницы… Но это наша страна, мы родились в России, и мы ее любим такой, какая она есть, и какой может стать, благодаря нашему созидательному труду. Наши предки подсказывают нам, как справиться с бедами, с любовью воспринимать немощи, своим настроем пытаться исправить возникшее положение, привнести положительный опыт деятельным участием. Любовь к Родине, к своим соотечественникам – великая моральная сила и гражданская ответственность, правильно распорядиться которой всегда знали и умели наши предшественники.